Легендарная Nokia 3310 возвращается — новый владелец финского бренда обещает перевыпустить один из самых популярных мобильных телефонов в истории. Для HDM, европейской дочки тайваньского производителя электроники Foxconn, в этом проекте пиара больше, чем бизнеса. Но и другие планы HDM пока в меньшей степени связаны со смартфонами на Android, в большей — с гаджетами попроще. И это не ставка на фанатов ретро — компания хочет доминировать на рынках развивающихся стран, где смартфоны проигрывают конкуренцию почти таким же умным и значительно более дешёвым фичерфонам.
Бедные, но развиваются
В январе 2016 года Ericsson предсказывала, что к началу 2017-го активных смартфонов в мире впервые станет больше, чем обычных мобильных телефонов, которые уже давно потеряли позиции в развитых странах, но всё ещё активно продаются в бедных и развивающихся. Аналитики были уверены, что заметно вырастут продажи в Индии и странах Африки. Как оказалось, зря.
Ещё год назад Индия стала вторым после США рынком смартфонов, но для страны с населением 1,3 млрд человек 220 млн активных устройств — это всё ещё очень скромный показатель. Но если в 2015 году продажи смартфонов в Индии прибавили 29%, то в 2016-м — всего 7–8%.
К началу прошлого года в Индии было уже более 1 млрд абонентов сотовой связи. Это зрелый рынок, и продажи смартфонов здесь должны расти во многом за счёт того, что владельцы обычных звонилок будут пересаживаться на смартфоны местных или китайских производителей. Но опросы населения пока что показывают, что пользователей всё устраивает: 85% абонентов, у которых пока нет смартфона, такой гаджет, как они говорят, и не нужен. И, что характерно, две трети участников этого опроса — представители среднего класса, а не сельские жители.
Африканский рынок смартфонов, согласно оценке IDC, в прошлом году вырос даже меньше, чем индийский. В отдельные периоды продажи просто падали: например, во втором квартале — на 5,2%, а в Нигерии, одной из самых развитых и самых густонаселённых стран континента, — вообще на 6,8%. При этом африканский рынок сотовой связи, в отличие от индийского, ещё далёк от насыщения. На этом континенте больше 1 млрд жителей, и только у половины есть мобильные телефоны.
Похоже, многие африканцы, которым смартфон в принципе по карману, его уже купили, а те, кто только открывает для себя сотовую связь, берут более дешёвые устройства. Африканские продажи обычных мобильных телефонов во втором квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го выросли на 31,9%, до 29,8 млн устройств. Смартфонов за это же время было продано почти на 7 млн меньше.
Умнее, чем кажутся
Главная причина того, что два региона (с населением в половину китайского) игнорируют технологический прогресс, состоит, конечно, в том, что смартфоны всё ещё слишком дороги. Ещё два года назад появились устройства на Android стоимостью $30, но опустить цены ещё ниже не получается. Железо, на котором имеет смысл запускать Android, стоит около $20.
Как раз за $20 можно купить приличный фичерфон, который будет работать стабильнее и дольше самого дешёвого смартфона. Более или менее функциональные бюджетные смартфоны стоят в несколько раз дороже, средняя цена в 2017 году [превышает] $250 (в Индии — $130).
"В Гане, где я только что провёл несколько недель, такие деньги можно потратить более рационально, чем на покупку нового смартфона, — можно, например, взять системный блок с процессором Pentium III, монитор с плоским экраном, спутниковую тарелку и декодер, чтобы пиратить спутниковое ТВ", — делится наблюдениями колумнист Bloomberg View Адам Минтер.
Наверно, смартфоны захватывали бы бедные страны быстрее, если бы обещали пользователям действительно уникальный опыт, но по крайней мере бюджетные модели этим не отличаются. В 2017 году уже не нужно ломать голову над определением слова "смартфон" — это устройства на Android и iOS. Другие платформы или уже умерли, или скоро умрут. По аналогии со смартфонами, мобильные телефоны, которые ими не являются, стали называть дамбфонами (от англ. dumb phones). Но на самом деле не такие уж они тупые. Их главное отличие от смартфонов заключается в отсутствии магазинов приложений, сравнимых с App Store и Google Play, где представлены миллионы приложений. Но всем необходимым самые продвинутые мобильные телефоны, или, как их ещё называют, фичерфоны, уже обладают.
iPhone первого поколения, на который поначалу нельзя было устанавливать приложения сторонних разработчиков, по большому счёту был именно фичерфоном — смартфоном его сделало только появление App Store. Только современные дамбфоны Samsung (это мировой лидер — фичерфоны приносят компании $22 млрд в год), Nokia, Micromax, Lava и других производителей уже из коробки умеют намного больше. У них приличные браузеры (при этом некоторые модели поддерживают даже LTE) и мультимедийные возможности, на них уже установлены или можно установить другие необходимые приложения, в том числе от сторонних разработчиков.
И это вовсе не революция, которая вершится прямо сейчас. Например, индийская версия фичерфона Nokia 210 ещё в 2013 году продавалась с предустановленным мессенджером WhatsApp, и за приложением даже была закреплена отдельная физическая кнопка с зелёным логотипом. Кроме того, подобно смартфонам, фичерфоны становятся популярным платёжным инструментом — абоненты могут отправлять друг другу деньги по SMS. Так, 19 млн пользователей кенийского сервиса M-Pesa каждый день переводят друг другу таким образом около $140 млн.
Связь времён
В середине 2016 года Foxconn заплатила Microsoft за телефонную часть бизнеса Nokia $350 млн, притом что в 2013-м он стоил не менее $7,2 млрд. После провала операционной системы Windows Phone от некогда крупнейшего производителя мобильных устройств остались, по сути, только бренд и линейка дешёвых кнопочных телефонов, с которых компания когда-то начинала.
Первым громким анонсом HDM после сделки с Microsoft стал смартфон Nokia 6 на Android (с января этого года он продаётся в Китае за $245), но ещё раньше компания представила новые фичерфоны на платформе Nokia Series 30 стоимостью до $30. HDM, конечно, хочется посражаться за долю на китайском (а потом, возможно, и на глобальном) рынке смартфонов, но компания явно не собирается сворачивать бизнес в регионах, где устройства под брендом Nokia уже сейчас генерируют заметные продажи, а многие жители только сейчас получают доступ к сотой связи и мобильному интернету.