Игроки цветочного рынка переживают тяжелые времена: объем продаж за 2 года упал на треть. Но от весенних праздников ждут традиционного скачка спроса.

Цветочный рынок Петербурга переживает непростые времена: доходы населения из–за кризиса падают, а импортировать цветы — дорого, сказывается курс валют. Импорт цветов в Северо–Западном регионе снизился со $132,2 млн в 2014 году до $60,8 млн в 2016–м и продолжает падать.

На цветы денег нет

Рынок роз в штуках сократился на 30% и в деньгах тоже снизился, несмотря на инфляцию и рост цен, полагают в "Цветоптторге". "Народ обнищал, и денег на цветы — не самый необходимый товар — у людей не осталось, — соглашается Дмитрий Иванов, гендиректор компании Sale–flowers. — По нашим результатам заметно, что люди очень сильно экономят". Надежда участников рынка — только на весенние праздники. По данным Росстата, продажи цветов в конце февраля — начале марта подскакивают вдвое по сравнению со среднегодовым значением. Такого эффекта не дает ни 1 сентября с гладиолусами и астрами, ни майские праздники с гвоздиками.

В Петербурге более 400 цветочных магазинов, среди лидеров рынка — "Цветоптторг" и "Оранж". О том, что продажи идут плохо, они заговорили еще в 2015 году: малообеспеченные слои населения тогда совсем прекратили покупать цветы, а люди со средним доходом начали на них экономить. Объем российского рынка в то время оценивали примерно в 160 млрд рублей (на Петербург приходится 10–15% этой суммы). При этом перспективы для продавцов цветов аналитики видели не в продажах по праздникам, а в том, что россияне начнут покупать цветы для украшения интерьера, просто чтобы на кухне или на рабочем месте стоял свежий букет. Сейчас, рассказывают участники рынка, о таком не приходится и мечтать. В 2016 году объем рынка снова снизился, по данным ГК "Финам", до 135 млрд рублей.

В ожидании чуда

Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Петербурге, рассказывает, что цветочных магазинов в городском стрит–ретейле более–менее стабильное количество. В неудачно выбранных локациях магазины закрываются, а где–то вместо них открывают новые. Перед праздниками, такими как Восьмое марта и Первое сентября, некоторые цветочные магазины открывают специально. "Например, в нашей практике был случай, когда перед 1 сентября недостаточно прибыльная аптека на несколько месяцев была переформатирована под цветочный магазин", — рассказывает Наталья Скаландис.

Игроки рынка онлайн–продаж и доставки цветов настроены более оптимистично: они в праздники рассчитывают в основном на людей, которые заказывают букеты родственникам и близким, живущим в других городах. Если покупатель, который выбирает цветы в уличном магазине, может передумать и выбрать другой подарок (чаще всего алкоголь, конфеты или просто открытку), то при доставке в другой город букет цветов мало что может заменить.

Анатолий Кирсантов, гендиректор и сооснователь цветочного онлайн–сервиса Pinflorist.ru, ожидает, что в этом году спрос на цветы будет не ниже, а возможно, даже незначительно выше по сравнению с прошлым годом.

"Мода на рынке тоже меняется: клиенты проявляют творческий подход в выборе цветов, классические букеты из алых роз — уже моветон, каждый хочет чем–то удивить, — рассказывает Анатолий Кирсантов. — Большой интерес покупатели проявляют к нестандартным формам и экзотическим составам. Но дорогие цветы при этом не обязательны: в руках умелого флориста даже простая гвоздика приобретает стиль и начинает пользоваться спросом".

Представитель компании "Флорист.ру" Талия Ахметова отмечает, что розы, несмотря ни на что, остаются самыми популярными и в любой праздник (а особенно ближайший — Валентинов день), обгоняют по продажам любые другие цветы. Она добавляет, что оценить спрос можно уже сейчас на основе предзаказов — их делают с каждым годом все чаще, чтобы сэкономить.

"По сегодняшним данным, показатели еще не превысили прошлогодние, но и до праздников достаточно времени", — говорит Талия Ахметова.

Талия Ахметова, представительница компании "Флорист.ру": "Цена букета для покупателя складывается из закупочной стоимости на аукционах и наценки магазинов. Как правило, цены вырастают за неделю до дня икс до 50% по сравнению с обычным днем. По сравнению с тем же периодом прошлого года цены выросли на 10–15%. Около 90% цветов в стране — импорт, в основном из Голландии, где находится один из крупнейших цветочных аукционов. За 2016 год вырос объем поставок из Колумбии, Кении и Эквадора: в долларах покупать дешевле, чем в евро. Но основной ассортимент южных стран — розы, а поставщиком более разнообразного ассортимента остается голландский аукцион".

Анатолий Кирсантов, гендиректор онлайн–сервиса Pinflorist.ru: "Значительная часть цветочного материала поставляется из Европы, но резких скачков, как правило, не происходит — все–таки радикальные изменения курсов валют уже позади. Зато в рознице зачастую будет наблюдаться увеличение цен на цветы в преддверии весенних праздников — от 10 до 30%. Особенно это касается маленьких розничных точек — цветочных киосков. В этом бизнесе ярко выражена сезонность, и продавцы знают, когда могут себе позволить поднять цены. У флористов и цветочных студий наценка может увеличиваться из–за срочности заказа: слишком многие вспоминают о цветах практически в сам праздник".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments