Идея создания фермерского кооператива у семьи кемеровских предпринимателей Волковых родилась давно, но призыв власти и санкции позволили им оказаться в тренде. Фирменную розницу (магазины колбас и мясных деликатесов под брендом "Волков") бизнесмены дополнили здоровыми фермерскими продуктами, и не прогадали. На сегодня компания представлена далеко не только в родном Кузбассе, но и в других регионах Сибири. На высококонкурентном рынке Новосибирска, куда "Волков" вышел в начале текущего года, новичков встретили весьма радушно: сегодня в городе по франшизе работают три магазина под этим брендом, до конца года появятся еще два. В интервью "КС" Артем Волков рассказал о дальнейших планах по развитию в Сибири и о том, в каких сегментах рынка конкуренция наиболее сильна.

— Артем, сегодня многие магазины, работающие в формате "у дома", сетуют на снижение доходности вследствие возросшей конкуренции со стороны федеральных ритейлеров. Однако крестьянское хозяйство А. П. Волкова быстро прирастает торговыми точками в нескольких регионах Сибири. С чем это связано?

— "Волков", как и все небольшие магазины, не может составить конкуренцию крупным торговым сетям, вопрос лишь в том, в чем собираешься конкурировать. Мы, наоборот, очень часто "встаем" возле гипермаркетов. Надо искать "узкие" места сетей и находить в них свои возможности. В формате, в котором мы сейчас работаем, практически нет конкуренции, но уже появилось определенное копирование.

— В каких городах Сибири в ближайшее время состоится открытие ваших фирменных магазинов?

— До конца года наш франчайзинговый партнер в Новосибирске планирует открытие двух магазинов. Вероятно, это будет правый берег и, возможно, Кольцово. Два магазина "Волков" уже работают по франшизе в Томске, третий на подходе. На Алтае мы открыли один магазин самостоятельно, в городе Заринске, там, где у нас есть предприятие. Для остальной территории Алтайского края ждем партнеров, есть запросы, но пока нет конкретной работы в этом регионе.

— Можете озвучить объем инвестиций в открытие сети магазинов на территории Новосибирской области?

— Инвестиции делает партнер, поэтому будет некорректно отвечать за него, но могу сказать, что окупаемость нашей франшизы достаточно быстрая, поэтому инвестиции в развитие сейчас уже идут за счет прибыли существующих магазинов.

— Помимо развития по франшизе, крестьянское хозяйство А. П. Волкова самостоятельно открывает достаточно много новых торговых точек. Развиваетесь, привлекая заемные средства, или вкладываете выручку?

— Сегодня в Кузбассе порядка 50 магазинов. Развиваемся по-разному, и с заемными средствами, и на свои деньги, в этом плане у нас нет стереотипов. На данный момент заемные средства стали дорогими, и мы вкладываем свои деньги. Магазины окупаемые, и вполне обеспечивают свое развитие самостоятельно.

— Поделитесь наблюдениями, отличается ли "средний чек" в разных регионах? Есть ли заметная разница в структуре спроса, предпочтениях потребителей?

— Абсолютно везде есть свой покупатель, и это хорошо заметно даже на уровне местоположения. Например, в два разных магазина Кемерова, находящихся друг от друга на расстоянии километра, ходят разные люди, и структура покупок во многом отличается. Нельзя сказать, что средний чек, например, в Новосибирске выше, чем в Кемерове, или наоборот, он зависит больше от самого магазина и клиента. Думаю, что уровень жизни в соседних городах примерно одинаковый, поэтому средний чек близкий по значению.

— По наблюдениям "КС", в Кемерове сегодня открывается все больше магазинов под брендом "Калина-Малина" (так называется фермерский кооператив), а не "Волков". С чем связана такая стратегия?

— Проект "Калина-Малина" 30 августа отметил только год с момента запуска. Фермерские продукты — это смесь хаоса и нестабильности, поэтому проект требует много внимания, а на расстоянии оно "размывается". Мы делаем шаги в сторону развития по Кузбассу, скоро появится первый отдел не в Кемерове, но делаем это осторожно и продуманно, да и в родном городе еще есть места, куда можно "встать".

— В фирменных магазинах и Кемерова, и Новосибирска представлена продукция "Кузбасский бройлер". Насколько высока конкуренция на рынке Новосибирска в сегменте "мясо птицы"?

— Мы продаем в Новосибирской области мясо птицы только через магазины франшизы, получается, что конкурируем скорее не конкретным мясом, а все-таки своими магазинами вкупе. Покупатели берут курицу настороженно, но мы часто делаем дегустации, даем попробовать бульон, и тогда продажи начинают расти. В итоге тренд на рост есть, люди доверяют магазинам, а значит, и продуктам, которые в них продаются. Если смотреть в целом на рынок, то, конечно, отрасль мяса птицы очень активно растет и конкуренты наращивают объемы, но переломной ситуация станет скорее с возвратом дешевого импортного мяса, хотя тут еще надо посмотреть на курс доллара.

— А какова сегодня ситуация на сибирском рынке колбас и мясных деликатесов — основного направления деятельности крестьянского хозяйства А. П. Волкова?

— Рынок колбас не растет уже не первый год, он даже не стагнирует, а падает. Поэтому расширение возможно только за счет отвоевывания позиций на чужих рынках. Мы идем по другому пути и развиваем прежде всего собственную розницу и франшизный проект.

— Кто сегодня в числе основных конкурентов "Волкова" на рынках Новосибирской, Кемеровской области? У кого вы уже "отвоевали" долю?

— Мы присутствуем в Новосибирске только своей розницей, поэтому нам не надо с кем-то делить полку в супермаркете. Конкуренции в нашем формате практически нет, значит, покупатель, выбрав нас, в первую очередь отказался от определенного магазина, а во вторую — от производителя. Узнаем "врага" в лицо, когда действительно развернется борьба за сервис и качество. В Кемерове же другая ситуация. Мы являемся местным игроком с самым большим объемом производства, и каждый новый игрок норовит от нас "откусить" долю. В какой-то степени это наверняка получается, но мы видим свой рост именно в фирменной рознице, а тут конкуренция на другом уровне, и сам по себе продукт уже на втором плане.

— Как вы выстраиваете взаимоотношения с фермерами Сибири в рамках проекта "Калина-Малина"? География ваших партнеров постепенно расширяется…

— Взаимоотношения крайне честные и привлекательные, мы не берем с фермеров скидки, помогаем им с бумажной волокитой по оформлению сертификатов на их продукцию, решаем их проблему с доставкой, некоторых финансируем, делаем закупки тары, в общем, создаем условия, чтобы фермер занимался своим непосредственных делом и не отвлекался на другие. На данный момент мы сотрудничаем с 40 фермерами. Поиск ведем по-разному: от обращения в районную администрацию до выезда в деревню, на рынки. Сейчас много обращений от самих фермеров — нас стали узнавать. География принципиальная — это вся Сибирь, а она огромна и самодостаточна. Недавно к проекту присоединилась Томская область. Мы хотим, чтобы покупатель понимал, кто именно для него сделал продукт. На упаковке обязательно написано "Калина-Малина" и указаны место производства и имя производителя.

— Есть ли новости в проекте?

— Мы запустили интернет-магазин, скоро будем решать проблему дистанционной продажи именно с помощью интернет-магазина и доставки, на данный момент запущена городская доставка, в ближайшее время запустим междугородную, а после и международную. Не так давно открыли кафе фермерских продуктов, пока "щупаем" это рынок для себя. Еще осенью хотим провести однодневный рынок, в праздничной обстановке пригласить наших фермеров и устроить рынок свежего урожая.

— На какие компании, проекты ориентируетесь, выстраивая маркетинговую политику проекта "Калина-Малина"?

— Перед началом создания проекта мы посетили бизнес-семинар от московского фермерского кооператива "ЛавкаЛавка", это дало нам самый большой старт, и многое у нас пересекается.

— Сейчас поддерживаете отношения с представителями "ЛавкаЛавка"?

— Не могу сказать, что мы регулярно общаемся, но, например, когда мы открыли первый магазин, я выслал им посылку с нашими продуктами и благодарностью за их семинар. Они опубликовали это письмо у себя в соцсетях, думаю, им было приятно осознавать, что в Сибири реализуют знания, "посеянные" ими. Создание фермерских продуктов является вполне логичным развитием для основной деятельности крестьянского хозяйства А. П. Волкова.

— Какие ниши, на ваш взгляд, сегодня свободны в розничной торговле в Кемеровской области, Новосибирской области, других регионах СФО?

— Как всегда, самые сложные, например, магазины, специализирующиеся на рыбной продукции, в Кемеровской области, можно сказать, отсутствуют. Мне кажется, это интересная ниша, но мы стараемся не отвлекаться на свободные ниши вне нашей сегодняшней деятельности. На все сил не хватит, да и не надо. Та нишу, которую мы сегодня занимаем, в Сибири тоже не отличается высокой конкуренцией.

Справка

Крестьянское хозяйство Волкова А.П. работает на рынке Кузбасса с 1991 года. Основатель компании ─ Анатолий Волков. Основная деятельность: мясопереработка, розничная и оптовая торговля. В группу компаний Крестьянского хозяйства Волкова А.П. входят:  ИП Волков А.П. ( мясоперерабатывающий завод, Кемерово),  ООО "ЗПМЗ"  (мясоперерабатывающий завод, Заринск, Алтайский край),  ООО "Кузбасский бройлер" (две птицефабрики, Новокузнецк). Мясной ассортимент фирменных магазинов дополняют фермерские продукты. С 30 августа 2014 года компания основала фермерский кооператив "Калина-Малина". Руководитель проекта — Артем Волков (сын Анатолия Волкова). В Кемеровской области фирменная розничная сеть насчитывает порядка 50-ти магазинов "Волков" и "Калина-Малина", в Новосибирской и Томской областях проект развивается по франшизе.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments