Независимый ретейл с помощью фермеров способен стать конкурентом федеральных сетей. При этом коммерсанты в регионах должны учитывать, что сегодня почти треть россиян готовы отказаться от отдыха, развлечений и деликатесов, а вот есть меньше они не стали. Поэтому нужно расширить ассортимент и проводить побольше промоакций. К таким выводам пришли эксперты IX Всероссийского съезда собственников независимых сетей России. На рынке присутствуют крупные игроки: международные ретейлеры (Metro, "Ашан", IKEA) и российские федеральные сети (X5 Retail Group, "Магнит", "Связной"). Но им принадлежит не более 40% рынка, остальную часть занимают региональные независимые сети и несетевая розница. "Несмотря на рост региональных сетей в абсолютном выражении, их доля снижается, ведь федеральные сети развиваются более высокими темпами", — считает Сергей Яшко, заместитель гендиректора GFK Rus. В структуре продовольственного рынка по итогам 2014 года несетевая торговля занимает 54%, федеральные сети — 24%, независимые сети — 22%. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга доля независимых сетей в стране на 5% больше федеральных.

Аналитики делают вывод о падении покупательской способности во всех торговых сетях. Хуже всех пришлось независимому ретейлу, который к тому же столкнулся с демпингом со стороны федеральных сетей, дороговизной банковских займов, дефицитом кадров и инфляцией. Сегодня покупатели посещают региональные сети гораздо реже федеральных, хотя средний чек там ниже, говорится в исследовании GFK. В федеральной сети средний чек в 2015 году увеличился по сравнению с прошлым годом на 10% (570 руб.) против 8% в региональной сети, где сумма чека на 28 руб. ниже. При этом частота покупки увеличилась в федеральной сети на 9%, а в региональной уменьшилась на 1%. "Подкупают потребителей в федеральных сетях широкий ассортимент и высокая доля собственной торговой марки", — поясняет Сергей Яшко.

Покупатели готовы отказаться от ювелирных украшений, часов, мебели, путешествий, походов в бары и рестораны и остаться без ремонта, говорит Инна Афанасенко, замглавы департамента по работе с клиентами "Ромир Research Group". 21% россиян стали меньше покупать консервы, 16% — твердые сыры и 12% — рыбу. Именно эти продукты попали под замещение импорта. При этом 40% покупателей считают, что качество продуктов в сетях ухудшилось. В такой ситуации выйти "в дамки" независимому ретейлу может помочь фермер, уверена Инна Афанасенко.

По словам Олега Пономарева, председателя координационного совета Союза независимых сетей России, основными партнерами независимого ретейла уже являются местные поставщики, фермерские хозяйства, удержаться на плаву сетям удается с помощью собственного производства. Доля российской продукции в большинстве категорий продтоваров более 95% и не менее 65% — продукция местных производителей. "Региональные сети способны производить мясную продукцию, хлебобулочные изделия, полуфабрикаты. Для потребителя независимый ретейл привлекателен качеством продуктов, их свежестью и доступными ценами", — комментирует Олег Пономарев. Он добавил, что 350 региональных независимых сетей обеспечивают до 60% продаж продуктов питания. В регионах, где нет федеральных сетей, ответственность за продовольственную безопасность лежит на независимом ретейле. "Сейчас тяжелое время для слабых, среди 60 независимых сетей в союзе мы видим устойчивое состояние крупных компаний и большие проблемы у малых. Им жестко отказывают банки в кредитовании, минимальная ставка остается для них на уровне 18%, они страдают от жесткой конкуренции с федеральными игроками. Но региональные независимые сети остаются важной частью нашей экономики", — заметил Олег Пономарев.

Борис Титов, Уполномоченный представитель при президенте РФ по защите прав предпринимателей, предложил предпринимателям задуматься о новых технологиях продаж, маркетинге, особом подходе к товару: "Нужно изменить бизнес-модели, поскольку есть потребность в экономии, тогда бизнес сможет быть конкурентоспособным. Для этого необходимо кооперироваться, делать свои логистические центры, через которые дешевле пропускать товары".

Инна Афанасенко полагает, что независимые торговые сети должны ориентироваться на то, от чего покупатели пока не отказываются: продукты питания, лекарства, оптика, одежда и обувь. Уточняя, для начала нужно понять поведение покупателей. Если в мегаполисе за покупками ходят в выходные дни, то в регионах, наоборот, частота посещений в разрезе пяти рабочих дней.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments