Возникновение такого феномена, как гипермаркет, – логичное следствие стремления монополистов производственного и финансового секторов экономики к сохранению и приумножению своих капиталов
Еще десять лет назад жители России и ближнего зарубежья имели представление о гипер- и супермаркетах только по рассказам побывавших за рубежом или из начинающих входить в моду блокбастеров. Однако в настоящее время большинство среднестатистических семей посвящает свой воскресный день поездке в гипермаркет. На огромных площадях, забитых продовольственными и промышленными товарами, можно найти всё: продукты питания, детскую одежду известных брендов, бытовую технику, запасные части для различных моделей автомобилей, стильную мебель. Для того чтобы покупатели, пришедшие с детьми, могли спокойно осваивать бесконечные просторы торговых площадей, магазин представляет услуги квалифицированного воспитателя, который на это время берет на себя ответственность за ребенка.
Для некоторых гипермаркет сегодня — не только место, где можно приобрести необходимый товар. Это ещё место развлечений и, как ни странно, – своеобразная площадка "выхода в свет". Так что же послужило толчком для появления в России такого мощного посредника между производителем и конечным потребителем?
Прежде всего – сосредоточение огромных капиталов в руках крупных финансовых групп, страховых компаний, синдикатов и холдингов, как отечественных, так и иностранных. В силу своей высокой рентабельности продовольственный рынок был и остается привлекательным инвестиционным сегментом. Поэтому возникновение такого феномена, как гипермаркет, — логичное следствие стремления монополистов производственного и финансового секторов экономики к сохранению и приумножению своих капиталов. И если коммунистический режим исключал любую возможность зарождения в нашей стране предпринимательской деятельности, то с открытием внешних политических и торговых границ Россия стала лакомым кусочком для зарубежных инвесторов. Первые гипермаркеты, появившиеся в крупнейших отечественных городах, – это акционерные общества со 100% иностранным капиталом. Именно эти первопроходцы собрали денежные "сливки" и запустили строительную машину. Буквально через год после успешного торгового дебюта первой сети гипермаркетов поддержкой правительства заручаются акулы отечественного бизнеса. И начинается настоящий бум. Сегодня за этот сегмент рынка идет настоящая война, что крайне выгодно как производителю, так и потребителю.
В чем же феномен гипермаркетов? Почему их рентабельность превосходит даже рентабельность производственной сферы? Основной козырь такой сети розничной торговли – сосредоточение огромного количества товара в одном месте по неизменно низким ценам. Стратегия продаж гипермаркетов – обеспечение представителя любого социального слоя населения абсолютно всем необходимым. Предполагается, а в большинстве случаев случается на практике, что покупатель один-два раза в месяц едет в магазин, чтобы оптом закупить продовольствие, выбрать одежду, технику, мебель. Удобство, огромный выбор товаров и низкие цены обеспечивают привлекательность гипермаркетов для потребителя. Здесь, в отличие от маленького продуктового магазина, представлено до пятидесяти сортов сыра вместо привычных трех. Выбор алкогольных и безалкогольных напитков не ограничи-вается несколькими производителями. Изделия из мяса занимают несколько десятков квадратных метров торговой площади. А насколько интересно переходить от стеллажа к стеллажу с детскими товарами! Для ребенка – это бесконечный мир забавных игрушек, говорящих кукол и развивающих конструкторов. Оторвать малыша от этого великолепия просто невозможно! На выходе из гипермаркета посетителей неизменно ждут уютные кафе, предлагающие вкусную домашнюю пищу.
Какой же удел маленьких продуктовых магазинчиков, удобно расположившихся в спальных районах? Неужели их место займут очередной салон красоты или компьютерный клуб?
Несмотря на безусловный спад оборота, который наблюдают владельцы небольших розничных продуктовых сетей, их клиент был, есть и, согласно сложившимся прогнозам, будет. Ведь с практической точки зрения спланировать до мелочей всё необходимое семье на месяц невозможно. Современные тенденции перераспределения сетей распространения продовольственных товаров вынудили минимаркеты пересмотреть подходы к реализации стратегии продаж. Сегодня на полках близлежащего продуктового магазина посетитель может найти исключительно ходовой продукт универсального производителя, наценка на который будет значительно выше той, которую предлагают гипермаркеты. Это результат необходимости выживания "малышей".
Что ждет россиян в недалеком будущем? Монополизация рынка гипермаркетами с последующим вытеснением мелких розничных сетей?!
Исходя из сложившейся на сегодняшний день ситуации на рынке розничной торговли продовольствием, ведущие отечественные и иностранные экономисты прогнозируют следующее распределение сегментов сбыта:
• 37% — гипермаркеты;
• 26% — продуктовые супер¬маркеты среднего размера;
• 16% — места стихийной торговли;
• 14% — стандартные продовольственные магазины и минимаркеты;
• 7% — Интернет-магазины.
Насколько эти прогнозы будут соответствовать действительности, покажет время. А пока жителям России из всего многообразия предложений остается выбирать наиболее удобные и выгодные. (Продвижение Продовольствия. Prod&Prod 17.02.10)