Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовится расширить пакет поправок к "картельной" статье Уголовного кодекса (ст. 178), которая предусматривает ответственность за сговор участников товарных рынков о продаже того или иного товара по определенной цене. Увеличены будут как пороговые значения полученного от сговора нарушителем дохода, по которым определяется тяжесть преступления, так и ущерба других игроков рынка и потребителей. Кроме того, ФАС выступает за передачу ей инициативы по возбуждению уголовных дел против участников картелей.

Согласно разработанным ФАС поправкам (проект документа есть в распоряжении "Известий"), доходом, полученным в результате преступного сговора, в крупном размере будет признаваться сумма в 10 млн рублей. По действующему законодательству она составляет 5 млн рублей. Особо крупным размером предлагается признать доход в 40 млн рублей (сейчас — 25 млн рублей). Пороговые значения ущерба потерпевших тоже расширяются: крупным будет считаться ущерб более 3 млн рублей (сейчас — 1 млн), особо крупным — 10 млн рублей (было 3 млн рублей).

"Установление таких пороговых значений не приведет к тому, что за соответствующие деяния будет полностью исключена юридическая ответственность", — отмечается в пояснительной записке к поправкам.

— Количественные показатели ущерба и дохода, предусмотренные действующей редакцией ст. 178 УК, были установлены еще в 2003-м и в 2009 годах и с тех пор не пересматривались. В результате они уже не являются адекватной оценкой степени общественной опасности уголовно-наказуемых деяний, — отмечает руководитель антимонопольной группы "Пепеляев Групп" Елена Соколовская.

Повышение пороговых значений ущерба и дохода, с достижением которых связано наступление уголовной ответственности, вовсе не означает послаблений участникам картельных сговоров — просто ФАС правильно расставляет акценты применения мер ответственности в зависимости от размера угрозы экономике, пояснил "Известиям" заместитель начальника правового управления ФАС России Сергей Максимов.

Это значит, что часть "картельных" дел перейдет в плоскость административной ответственности. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает оборотные штрафы в размере до 15% годового оборота компании в качестве наказания за заключение недопустимых картельных соглашений. Для должностных лиц штраф в рамках административной ответственности составляет до 50 тыс. рублей.

Делается это еще и для того, чтобы правоохранители не могли отчитываться о результатах применения ст. 178 УК уголовными делами о мелких и сверхмелких картелях.

— С момента вступления нового УК в силу в 1997 году уголовные дела по ст. 178 были возбуждены в отношении 66 человек, из которых было осуждено 15 человек — как правило, к лишению свободы на срок до трех лет, в том числе условно. Почти все возбужденные дела относились к инцидентам на вещевых и колхозных рынках, локальных объектах предоставления услуг, где одни продавцы наносили другим увечья "в целях ограничения хозяйственной активности конкурента" (ч. 3 ст. 178  — ограничение конкуренции с применением насилия), — пояснил Сергей Максимов. — Нам не хотелось бы, чтобы государство в лице правоохранительных органов тратило основные ресурсы при применении ст. 178 УК на раскрытие подобных дел. Для этого есть гораздо более строгие нормы об ответственности за преступления против личности. Сложившаяся практика применения ст. 178 УК не имеет ничего общего с решением стратегических задач защиты конкуренции на российских экономических рынках от картельных атак.

Елена Соколовская считает, что повышение пороговых значений будет способствовать тому, чтобы уголовному преследованию подвергались только те лица, чьи деяния действительно представляют общественную опасность состоянию конкуренции.

Кроме того, в поправках ФАС решила зафиксировать правило, согласно которому возбуждение уголовного дела возможно только по материалам антимонопольной проверки.

— Учитывая, что факт нарушения антимонопольного законодательства, выразившийся в заключении картельного соглашения, устанавливается решением комиссии антимонопольного органа на основе детального расследования, вероятность необоснованного или неправильного применения уголовного закона к нарушителям будет существенно уменьшена, — поясняют в ФАС.

Сегодня следователь МВД вправе возбудить уголовное дело по ст. 178 как до проведения проверки комиссией ФАС, так и после нее.

— Если бы изначально был только один порядок, когда уголовное дело возбуждается только после того как ФАС установила признаки картеля, то ежегодно мы имели бы два-три уголовных дела о крупных картелях и значительно более благоприятный конкурентный климат. Разумеется, решить эту задачу без помощи коллег из МВД и стабильной судебной системы ФАС не в состоянии, — говорит Сергей Максимов.

По действующему законодательству органы ФАС отправляют правоохранителям материалы собственных проверок, а правоохранители, в свою очередь, тоже должны были сообщать в ФАС о своих наработках. С принятием поправок антимонопольщики рассчитывают проработать четкий порядок: сначала они проводят проверку, потом за дело берется МВД.

Пока же органы внутренних дел могут назвать картелем поведение, которое таковым не является.

— Аналогичные положения есть в УПК РФ применительно к налоговым преступлениям, — напоминает адвокат юридической фирмы "Муранов, Черняков и партнеры" Олег Москвитин. Разграничение сфер интереса между МВД и ФАС важно как в связи со сложностью антимонопольной тематики, так и в связи с тем, что выявление антимонопольных нарушений — это все-таки компетенция ФАС, — отметил юрист.

Однако необходимо закрепить в законе, что только подтвержденные во всех судебных инстанциях факты нарушений могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, считает Елена Соколовская из "Пепеляев Групп".

Третьей важной поправкой является вывод из-под уголовной ответственности злоупотребления доминирующим положением — к такому решению юристы ФАС пришли, проанализировав правоприменительную практику: с того момента, когда в ст. 178 УК был введен этот состав, не было ни одного случая, чтобы дело доходило до привлечения к ответственности.

"Одной из причин этого является несопоставимость сроков, в течение которых лицо считается подвергавшимся административному наказанию, и сроков давности привлечения к уголовной ответственности", — говорится в пояснительной записке к поправкам.

Напомним, что первый пакет поправок в ст. 178 УК, направленных на совершенствование механизма привлечения к ответственности участников картельных сговоров, правительство подало в Госдуму в апреле. Повысить раскрываемость картелей и количество привлечений к ответственности антимонопольщики рассчитывают, в частности, посулив "пряник" тому участнику картеля, который первым о нем заявит и будет помогать в расследовании, а также возместит ущерб — его освободят от уголовной ответственности. Проект прошел первое чтение. Второй пакет ФАС разработала буквально за несколько недель, после встречи Дмитрия Медведева с "Деловой Россией".

Адвокат "Хренов и партнеры" Андрей Иванов надеется, что они положительно отразятся на конъюнктуре — но проявиться этот эффект может только после начала реального применения ст. 178 в "обновленном" виде.

— Если будут реальные "посадки" за доказанный картельный сговор, то для конкуренции, а значит, для цен это будет иметь положительный эффект, — считает эксперт.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments