РЖД пролонгировали для ХК "Форум" арестованного Дмитрия Михальченко право управлять торговыми зонами на вокзалах Петербурга, причем на бессрочный период. На Московском вокзале "Форум" уже открывает новую бургерную "Фаршировка" на месте бара "Транзит".
Как стало известно "ДП", холдинговая компания "Форум" Михальченко и Негодова получила бессрочное право управления торговыми зонами на вокзалах Петербурга. По словам представителя РЖД, договоры с "Форумом" пролонгированы на неопределенный срок и будут действовать до тех пор, пока одна из сторон не передумает и не направит письменное обращение другой стороне.
Договоры РЖД с "Форумом" действовали 15 лет и начали истекать в 2015 году. Тогда в РЖД заявляли, что планируют провести конкурс на выбор оператора. Однако в августе 2016 года собеседники "ДП" сообщили, что конкурс больше не ожидается, а договоры с "Форумом" собираются пролонгировать, причем бессрочно. Подробности об этом можно прочитать в расследовании "ДП", посвященном этой теме и тому, как ХК зарабатывает на последующей сдаче точек на вокзалах в аренду.
Тот факт, что Михальченко находится под арестом, не мешает его холдингу развиваться. "Форум" не только пролонгировал контракты с РЖД, но и запускает на Московском вокзале новую бургерную "Фаршировка". Как рассказала "ДП" генеральный директор Forum Restaurant Group Галина Белоусова, бургерная откроется на месте нынешнего бара "Транзит". "Сейчас в городе настоящий бум бургерных и стритфуд-проектов, вот и мы решили идти в ногу со временем и попробовать себя в этом формате", — рассказала она. Инвестиции в запуск бургерной в компании не раскрывают.
Бургеры для пассажиров
Бургерная "Фаршировка" откроется в марте этого года. Площадь заведения составит 110 м2, оно будет рассчитано на 44 посадочных места. Средний чек запланирован на уровне 350 рублей. В меню ожидаются бургеры из мраморной говядины, фермерского цыпленка и ягненка. Разрабатывать их будут шеф-повары ресторанов холдинга Buddha-Bar St.Petersburg, Tse Fung, IL Lago dei Cigni.
Галина Белоусова признает, что конкуренция на рынке сейчас довольно высокая. Но, по задумке Forum Restaurant Group, "Фаршировка" должна удивить рынок открытой кухней, высоким качеством бургеров по оригинальным рецептам и доступным средним чеком. Немаловажной составляющей станет местоположение нового заведения. Успех на Московском вокзале должна обеспечить традиционная концентрация пассажиропотока. Рестораторы рассчитывают на аудиторию "Сапсана" и пригородных направлений. Если проект окажется рентабельным, Галина Белоусова допускает открытие новых заведений и развитие сети в Петербурге.
Проект "Фаршировка" опрошенные "ДП" игроки рынка оценивают как перспективный. По их оценке, в первую очередь успеху будет способствовать отличная локация и отсутствие альтернатив на вокзале.
Миллиардер сидит — дело живет
В прошлом марте совладелец холдинговой компании "Форум" Дмитрий Михальченко был арестован спецслужбами. Бизнесмена обвиняют в организации контрабанды дорогих вин и других элитных напитков. До сих пор миллиардер находится в следственной изоляторе "Лефортово".
Игроки рынка опасались, что империя Михальченко и Негодова в скором времени рухнет или как минимум пошатнется. Например, одна из головных компаний холдинга "Форум" — "Балтстрой" в 10 раз сократила объем контрактов. Но спустя год стало ясно, что из всего холдинга сильно пострадало только строительное направление, остальные проекты, в том числе ресторанные, продолжают работу. Эксперты связывают это с тем, что контроль над различными направлениями работы "Форума" четко поделен между его совладельцами и опытным топ-менеджментом. Например, направление торговли на вокзалах контролирует давний соратник Дмитрия Михальченко Павел Альтов.
Холдинговая компания "Форум" объединяет компании "БалтСтрой", ПНК им. Кирова, порт Бронка, дистрибуцию одежды, завод "Измерон". За ресторанное направление в холдинге отвечают рестораны Buddha-Bar St.Petersburg, Tse Fung, IL Lago dei Cigni, а также точки общепита, работающие под брендом "Трактирный промысел" на Московском, Балтийском вокзалах и в Едином центре документов.
Прибыльные вокзалы
В управлении холдинга "Форум" Дмитрия Михальченко находится почти 25 тыс. м2 торговых площадей на петербургских вокзалах (по данным в распоряжении редакции). Например, площадь торговых павильонов в знаменитом световом зале Московского вокзала, через который пассажиры попадают на перроны, составляет около 2 тыс. м2, а общая площадь торговых точек и общепита на вокзале — около 6 тыс. м2. За сдачу площадей в аренду на этом вокзале в 2015 году РЖД получили от компаний холдинга около 51 млн рублей, следует из отчетности, попавшей в распоряжение "ДП". По словам собеседников "ДП", цифры по другим вокзалам гораздо ниже, так что в общей сложности холдинг платит РЖД менее 150 млн рублей в год.
По оценке экспертов, рыночная стоимость аренды 1 м2 на вокзале составляет от 1,2 тыс. до 17 тыс. рублей в месяц, в зависимости от места и условий договора — размера фиксированной ставки и процента от оборота. Собеседники "ДП" из бизнес-структур, в том числе из числа вокзальных субарендаторов, уверяют, что структуры "Форума" собирают более 1 млрд рублей в год и периодически увеличивают стоимость аренды. Впрочем, в самом "Форуме" информацию о своих супердоходах называют мифом, поскольку на вокзалах есть интересные для арендаторов зоны, а есть малоликвидные, а наиболее привлекательный световой зал Московского вокзала — это менее 10% от торговых площадей всех вокзалов.
Бум на рынке
"Форум" с проектом бургерной вышел на активно развивающийся рынок. Последние пару лет его активно штурмуют стритфуд-проекты, мода на них началась вместе с кризисом и до сих пор не проходит. Речь идет не только о бургерах, петербуржцы изучают новые варианты приготовления шавермы, хот-догов, лапши и разнообразных азиатских блюд.
Среди участников рынка — сети Ketch Up Burgers, "Бюро", City Grill, проект племенного завода "Спутник" бургерные "Мясорубка", First House Burger, Street Burger, "Мясная лавка" и другие. Попытать удачи в сегменте стритфуда в прошлом году решили и крупные ресторанные холдинги. Food Retail Group ("Две палочки", "Марчеллис") запустил сеть "Кулек" с шавермой и хот-догами. Группа ReCa (Manneken Pis, Munhell) открыла и закрыла на 7-й линии Food Truck Cafe, там же появилось грузинское кафе "Моко Бургер" от Ginza Project.
"Честно говоря, сейчас бургерную не открывает разве что дурак", — скептичен совладелец "Бюро" Петр Лобанов. Как оценивает предприниматель, этому тренду уже чуть более 3 лет, и из фазы активного развития он плавно переходит в фазу стагнации. С ним не согласен управляющий "Мясорубки" Андрей Смирнов: по его мнению, истинно бургерные на рынке только начинают появляться, потому что большинство городских заведений — это просто рестораны и бары, которые добавили в меню популярные у гостей позиции бургеров.
"Если говорить о бургерных, рынок насыщается, слабые игроки отваливаются, им на смену приходят новые проекты, а более удачные концепции тиражируются в сети, — признает совладелец Ketch Up Burgers Алексей Балашов. — Качество продукта остается основным критерием для работы на рынке". "Сделать хороший проект не так просто, — соглашается Андрей Смирнов. — Необходимо правильное мясо для бургеров и инвестиции на дорогостоящую технологию выпекания булки".
Оборот петербургского рынка общепита за 2016 год составил 65,3 млрд рублей, показав рост на 9% к прошлому году, свидетельствуют данные "Петростата". Как подсчитала компания "Бестъ", по итогам 2016 года впервые за 4 года в Петербурге больше ресторанов открылось, чем закрылось.