В конце октября одна из крупнейших аптечных сетей в Сибирском федеральном округе "Фармакопейка" открыла круглосуточные аптеки-дискаунтеры. Расширение форматной линейки происходит на фоне бурного роста ретейлера: за 2015 г. сеть приросла на 182 аптеки, выручка компании за 6 месяцев 2015 г. — на 65% больше, чем годом ранее — 3,9 млрд руб.
Новые форматы
Как рассказали Retailer.RU в компании "Медэкспорт-Северная Звезда" (по данным "СПАРК", выручка в 2014 г. составила 7,1 млрд), развивающей обе торговые сети, в аптеках "Фармакопейка 24" не будет рекламы, бонусных программ, маркетинговых акций. Цены на лекарственные препараты ретейлер позиционирует ниже рыночных и ниже, чем в сети "Фармакопейка".
"При наличии собственной логистической инфраструктуры (складов, распределительных центров, транспорта) "Медэкспорт-Северная Звезда" имеет такую возможность", — комментируют в компании.
На сегодняшний день ретейлер открыл пять аптек-дискаунтеров "Фармакопейка 24" в Омске, точное число запланированных объектов компания не раскрывает, но планирует выходить и в другие регионы присутствия "Фармакопейки". Количество SKU — 3 тыс., средний чек — 368 руб. Для сравнения, группа "Протек" фиксирует средний чек на уровне 380 руб, а в аптеках сети дискаунтеров компании "Будь здоров" средний чек составляет 299 руб.
Как поясняют в компании, открытие нового формата не потребовало от "Медэкспорт-Северная Звезда" больших инвестиций, так как некоторые из аптек нового формата были ребрендированы из уже работавших аптек "Фармакопейка".
В планах "Фармакопейки" дальнейшая экспансия в федеральные округа присутствия и открытие аптек крупного формата — "Фармакопейка-Маркет". Ретейлер будет открывать фармамаркеты в регионах, где у сети большая доля рынка. Новый формат отличает максимальный ассортимент с новыми для россиян товарными группами: здоровое питание, медицинская техника, средства реабилитации и другое.
Омский ретейл
Как оценивают в компании, аптечный рынок Омска — один из самых конкурентных в российском ретейле.
"Сейчас конкуренция в Омске весьма сомнительная: аптеки открываются рядом друг с другом, часто дверь в дверь, пытаются выдавить конкурента более низкими ценами, запугать какими-то дикими угрозами, распусканием слухов, — говорят представители "Медэкспорт-Северная Звезда", — мы работаем с 1994 г., всякого повидали, поэтому абсолютно не реагируем на угрозы. А на ценовые войны отвечаем всегда тем же оружием: если наши конкуренты будут продавать, например, Корвалол по 2 руб., мы также выставляем его за 2 руб. Ведь в долгосрочном периоде демпинговать никто из них не будет".
Игорь Богдашин, генеральный директор ОАО "Аптечная сеть "Омское лекарство" считает, что на рынке Омска место хватит всем игрокам, неэффективные компании просто уйдут. "У нашей сети рентабельность растет, трафик растет, выручка растет", — рассказывает топ-менеджер.
Большой игрок
Сеть "Фармакопейка" сейчас насчитывает 367 аптек в городах Сибирского и Уральского федеральных округов (Барнаул, Кемерово, Новосибирск, Cургут, Красноярск и др.). Владельцы компании — Лев Савкин, Олег и Сергей Милютины. За первое полугодие 2015 г. им удалось увеличить в 1,5 раза число аптек, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и нарастить выручку на 65% на падающем рынке Сибири и Урала (данные рейтинга Vadamec). И это несмотря на то, что согласно данным Росстата, падение аптечного ретейла в СФО достигло 1,4 % в первом полугодии 2015 г.
Аптечная сеть "Фармакопейка" — полностью франчайзинговый проект. Именно широкое распространение франшизы, по мнению Игоря Богдашина, и позволило его конкуренту так резко вырасти.
Анатолий Патюков, представитель красноярской сети "Губернские аптеки" (госпредприятие, более 200 аптек и аптечных пунктов), видит успех "Фармакопейки" в очевидном для кризиса стремлении потребителей экономить. "Сейчас непростое время, красноярцы голосуют кошельком и идут в аптеки с разумной ценовой политикой", — отмечает Анатолий Патюков.
Как оценивает Максим Трищенко, директор по развитию крупной аптечной сети "Мелодия здоровья" (500 аптек в 45 регионах), бурный рост "Фармакопейке" обеспечило также динамическое ценообразование. По его словам работает это так: изначально аптеки открываются с практически нулевой наценкой, постепенно повышающейся до момента, когда трафик и выручка аптеки начинает падать, в этот момент устанавливается конечная стоимость товара на полке.
Об этой стратегии "Фармакопейки" рассказывает и заместитель директора департамента развития кемеровской аптечной сети "Эдельвейс" (108 аптек в трех регионах) Екатерина Мариныч, поясняя, что примерно через полгода ретейлер действительно повышает цены в аптеках. По ее словам, "Фармакопейка" избирает политику агрессивной, назойливой рекламы.
Екатерина Мариныч признает, что "Фармакопейка" внимательно изучает особенности каждого региона, в который выходит, и потом монетизирует эти знания. Например, запускает рекламу по телевидению ровно в то время, когда жители города приходят с работы. "К тому же, "Фармакопейка" — первые из аптечников, кто начал раздавать листовки в нашем городе: представители сети ловят покупателей на крыльце других аптек и практически разворачивают их в свои точки, попутно рассказывая про более низкие цены", — говорит топ-менеджер.
Как объясняет Екатерина Мариныч, "Фармакопейка" продает лекарства только широко разрекламированные по телевидению, самые узнаваемые препараты, узость ассортимента позволяет программному обеспечению и сотрудникам оперативно обслуживать покупателей, не создавая очередей в аптеках. Низкие цены в сети обеспечивает, по большей части, прямая договоренность о поставках с производителями, из которых, по оценке представителя аптечной сети "Эдельвейс", в "Фармакопейке" 20% — российские компании. По мнению Игоря Богдашина, "Фармакопейка" славится лучшим в стране управлением товарными запасами, наценкой и логистикой.
Как считает Екатерина Мариныч, рост "Фармакопейки", несмотря на нынешнее бурное развитие, вскоре замедлится, соразмерно всему ретейлу, который вынужден мириться с падением покупательной способности населения.