Сибирским фармацевтическим предприятиям нужны нерыночные механизмы стимулирования производства, исследований, инноваций и создания новых современных препаратов.
Выручка 25 крупнейших сибирских фармацевтических компаний в 2013 году составила 26,9 млрд рублей, суммарная прибыль — 3,2 млрд рублей, а средняя рентабельность предприятий отрасли находилась на уровне 12%.
Четыре компании из рейтинга ("Аболмед", "Органика", "Анжеро-Судженский химико-фармацевтический завод", "Омская фармацевтическая фабрика") показали падение выручки в 2013 году, тогда как с падением прибыли столкнулась почти половина компаний рейтинга. В целом же суммарная выручка выросла на 14,33% по сравнению с 2012 годом, а суммарная прибыль — на 2,2%. По темпам роста крупнейшие фармацевтические компании Сибири демонстрируют динамику лишь немного лучше общероссийской.
О структуре и закономерностях
В целом объем фармацевтического рынка России превысил в 2013 году 1 трлн рублей (рост на 13,6%). Но в натуральном выражении объем рынка сократился на 2,1% (до 5,5 млрд упаковок). Разумеется, речь идет о том, что фармацевтический рынок страны чрезвычайно зависим от импорта лекарственных препаратов, доля которого составляет 74% в стоимостном выражении, но, что не особо утешает, в натуральном выражении импорт составляет 35% рынка. Несмотря на высокую роль импорта и жесткую конкуренцию, в особенности маркетинговую и дистрибьюторскую, со стороны иностранных производителей, российским фармацевтам постепенно удается увеличивать свою долю на рынке. Так, по итогам 2013 года она оказалась на уроне 26% против 23% годом ранее.
Отечественную фармацевтическую отрасль отличает высокий уровень концентрации: на тридцать наиболее крупных заводов (из примерно четырехсот действующих фармацевтических предприятий) приходится более половины выпускаемых лекарств.
Основным драйвером развития фармацевтического рынка выступает коммерческий розничный сегмент, главным фактором роста которого в 2013 году были сезонные пики респираторно-вирусных заболеваний. Заметную роль на рынке играет и государство, уровень участия которого (то есть государственные закупки для медицинских учреждений) в здравоохранении — один из самых высоких в мире.
В структуре российского рынка преобладают "брендированные" дженерики, в основном иностранного производства. В результате потребители вынуждены переплачивать не только за доставку, конвертацию валютных закупок и дистрибуцию, но и за торговые марки. Получается, что в сложившейся ситуации производителям выгоднее вкладывать средства в маркетинг и продажи, а не разрабатывать новые эффективные препараты. Препятствием для инновационного развития отрасли является и то, что в продуктовых портфелях отечественных производителей значительную долю занимают низкорентабельные дженериковые препараты, а это не позволяет предприятиям выделять достаточные средства на исследования и новые разработки. Возникает замкнутый круг: отсутствие достаточного количества высокорентабельных инновационных препаратов вынуждает отечественных производителей конкурировать за счет цены и рекламы, что снижает объемы средств на разработку новой продукции и не позволяет коренным образом менять структуру продуктовых портфелей.
Здесь остается сказать, что с 2014 года обязательным требованием для всех фармацевтических производителей в России стала организация производства в соответствии с требованиями GMP, что заставляет (или, в конце концов, заставит в ближайшем будущем) их активно проводить наконец-то модернизацию производства, вкладываться в исследования, технологии и новые продукты.
Об импорте и импортозамещении
Зависимость от импорта наблюдается не только на рынке в целом, но и в сегменте жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). Особенность состоит в том, что 40% этого списка фармацевтических препаратов импортируется. В 2013 году импорт составил 77% объема рынка лекарств и 84% объема рынка медицинских изделий. Столь высокая зависимость от импортных препаратов объясняется тем, что некоторые жизненно необходимые лекарства попросту не производятся в России. С другой стороны, жесткий контроль над ценами на ЖНВЛС со стороны государства, вызванный ослаблением рубля, ограничивает рентабельность импортных препаратов. Это открывает возможности для импортозамещения.
Импортозамещение на фармацевтическом рынке, а особенно в сегменте жизненно необходимых препаратов, сейчас обозначено как важнейшая задача в долгосрочном развитии отрасли. Кстати, задолго до изменения внешнеполитической ситуации! Еще в "Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года", утвержденной в октябре 2009 года, поставлена цель увеличить обеспеченность страны жизненно необходимыми препаратами отечественного производства.
Однако вывести на рынок оригинальный отечественный препарат оказывается крайне тяжело. Как отмечает учредитель компании Scientific Future Management Андрей Бекарев, предприятие которого занимается разработкой и выводом на рынок оригинальных лекарственных препаратов, "вся разрешительная система, работающая в нашей стране, заточена под довольно специфические условия, так называемые общемировые стандарты, а по факту — под стандарты, которые выгодны крупнейшим фармацевтическим концернам".
О проблемах отрасли
В фармацевтической промышленности России существует ряд системных проблем.
Во-первых, отрасль не способна удовлетворить внутренний спрос на современные лекарственные препараты. Более того, низкий уровень инноваций и технологий, используемых при разработке и производстве лекарственных средств, не позволяет говорить о том, что эта проблема будет решена в ближайшей перспективе.
Во-вторых, фармацевтическая промышленность испытывает дефицит в квалифицированных кадрах. Подготовка кадров для современного фармпроизводства и индустриальной науки практически не ведется, в том числе из-за того, что отрасль не способна предъявить на них достаточный спрос.
В-третьих, недостаточное развитие сырьевой базы фармацевтической промышленности. К сожалению, в настоящее время внутреннее производство субстанций практически утрачено. Низкая конкурентоспособность отечественных субстанций вынудила фармкомпании перейти на производство готовых лекарственных препаратов из субстанций, закупаемых за рубежом. Таким образом, уже сами российские фармпроизводители оказываются практически в полной зависимости от импорта основ для производства лекарств.
О некоторых компаниях рейтинга
Компании рейтинга представляют разные направления фармацевтической промышленности. Несмотря на отраслевые особенности, препятствующие ведению исследований и разработок, часть из представленных компаний активно занимается выводом на рынок новых продуктов.
Кемеровское предприятие "Органика" видит свое будущее развитие в объединении всего комплекса от разработки новых технологий, синтеза субстанций до выпуска готовых лекарственных препаратов в рамках единого предприятия. Компания производит препараты пятнадцати фармакотерапевтических групп, причем по некоторым лекарственным средствам "Органика" является монопольным производителем. Важно, что для производства многих препаратов "Органика" использует собственные субстанции. Основную долю в объеме производства и продаж компании занимает группа препаратов, применяемых в неврологии и психиатрии. Несмотря на падение объемов выручки, компания продолжает развиваться: в 2012–2013 годах она вывела на рынок пять новых препаратов, запустила новые производственные участки и складские помещения.
Активно занимается разработкой новых препаратов "Фармстандарт-Томскхимфарм", — один из крупнейших российских фармпроизводителей. Сегодня компания имеет достаточно широкий портфель новых продуктов, которые находятся на различных стадиях разработки. В частности, компания начала выпуск одного нового препарата, подготовила и передала на регистрацию документы на четыре препарата, а также еще семь направила на доклинические исследования.
Большие инвестиционные планы по организации производства в соответствии с требованиями GMP имеет красноярское предприятие "Красфарма". В настоящее время компания проводит техническое перевооружение производства и складской базы, что позволит ей начать производство новых высокоэффективных антибиотиков, социально значимых противотуберкулезных препаратов, а также расширить рынки сбыта. "Красфарма" также занимается внедрением новых продуктов: на различных стадиях разработки находятся четырнадцать новых препаратов.
Одной из крупнейших компаний фармацевтической промышленности Сибири является "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", специализирующийся на производстве субстанций. В 2013 году доля субстанций в объеме продаж завода составила 53%.
Производитель лейкопластырей различного назначения и медикаментов в ампулах компания "Новосибхимфарм" — один из лидеров общероссийского рынка в своем сегменте. Предприятие осваивает новую технологию выпуска лейкопластырей, а также завершает техническое перевооружение цеха по производству медикаментов в ампулах с целью обеспечения производства в соответствии с требованиями GMP. Новосибирская компания расширяет географию продаж, экспортируя продукцию в семь стран.
Ряд игроков фармацевтической отрасли имеют перспективы войти в число двадцати пяти крупнейших. Так, алтайская компания "Астрофарма-Т" занимается разработкой, производством и продвижением на рынке лечебной косметической продукции на основе растительного сырья Сибири, технология производства которой опирается на использование целебных сил природы, направленных на оздоровление и красоту кожи. Также алтайская "Катунь-олеум" производит лекарственное облепиховое масло, приобретая сырье у сельхозпредприятий, фермерских хозяйств, а также жителей Алтайского края.
О перспективах
Существующие проблемы фармацевтической отрасли не позволяют оценивать перспективы как слишком оптимистичные. С одной стороны, предприятия не могут не считаться с тем, что зарубежные фармацевтические корпорации диктуют правила игры в сфере технологий и интеллектуальной собственности. С другой, на них оказывают ценовое давление китайские и индийские производители. Похоже, что в таких условиях российские компании пока не готовы вести масштабные долгосрочные и рискованные разработки инновационных фармацевтических препаратов. Фактически происходят разрывы в цепочках взаимодействий между игроками, которые приводят к неэффективности инновационной системы по созданию новых отечественных препаратов.