"Люди, у которых много денег, даже если они работают в "Газпроме" или занимают высокие посты на таможне, — это плохие инвесторы, — поделился опытом основатель сети гипермаркетов "Лента" и генеральный директор фармацевтического завода Solopharm Олег Жеребцов. — У них низкая культура инвестирования".

Выступая перед выпускниками и студентами СПбГУ, предприниматель рассказал, что он, скорее возьмет деньги на развитие бизнеса у фондов с прописанной программой, чем у частных инвесторов.

Олег Жеребцов поделился своим опытом в разных аспектах бизнеса — начиная с того, как правильно выбрать отрасль для нового проекта, и заканчивая тем, на что следует обратить внимание, подбирая людей и партнеров для будущего бизнеса. РБК Петербург приводит наиболее яркие высказывания предпринимателя.

О выборе отрасли и перспективах

Я всегда находил отрасли, которые были на границе изменений. Быть частью изменений или повлиять на них — это довольно интересный процесс. Фарма открывает колоссальные возможности, потому что это большой рынок, как и ретейл.

Мне всегда нравились рынки, где есть определенная емкость. Но вы сейчас ничего не можете сделать в ретейле. Даже если у вас пять миллиардов долларов и вы построите 20 гипермаркетов, вы скорее всего обанкротитесь, даже если у вас будут суперменеджеры. Этот рынок закрыт. Именно поэтому ретейл не вызывает никакого интереса с точки зрения реализации предпринимательских качеств.

Если взять фарму, то 72% лекарств привозятся в нашу страну из-за рубежа. Я не знаю другой отрасли, которая так открыта. Погружаясь в детали каждый день, я вижу, какое количество возможностей есть. И банка, и упаковка, и полиэтилен — все делается за границей. Это все стоит не так много, но локализация каждого элемента может быть отдельным бизнесом.

Тоже самое в сельском хозяйстве. Мы имеем огромное недофинансированное сельское хозяйство. Производство еды имеет огромный потенциал — как по количеству, так и по качеству, не говоря о том, что мы можем доминировать на постсоветском пространстве.

Об ошибках

Окунувшись в производственную практику, я понял, что недооценил маркетинг. Я всегда был слаб в маркетинге. Для меня надувание щек, позиционирование продукта и сегмента, в котором я работаю, всегда было несколько лишним или избыточным занятием. Но развитие производственного бизнеса тесно связано с маркетингом. Вы можете сделать шикарный продукт, но если о нем не знают люди, то грош ему цена. В ретейле не так: вы оперируете издержками, ценами, быстрыми изменениями, колебаниями рынка, сезонными факторами, распродажами, заменой ценников. Там эта чувствительность к деталям очень высока.

Фарма в большей степени управляется маркетингом. Когда вы идете в аптеку и покупаете лекарство стоимостью 500 рублей, вы должны знать, что стоимость субстанции внутри этой пачки — 5 рублей, еще 10 рублей стоит упаковка, а остальное — это маркетинг. И я это недооценил. Это моя ошибка. Маркетинг — это то, что я не умел делать и чему активно учусь.

О возможностях фармы

Фарма хороша тем, что вы можете создать бизнес внутри бизнеса. Вы можете вырастить отдельный бренд и продать его по стоимости, который будет в несколько раз дороже, чем весь ваш завод. Такое отпочкование бренда даже без мощностей, даже без станков и линий возможно. Все сделки в фарме проходят на уровне продуктов, а не станков и линий.

Три парня в Оклахоме могут придумать молекулу, которая лечит от рассеянного склероза, и продать свой продукт после второй фазы клинических исследований за 2 млрд долларов. У них лаборатория может стоить 100 тыс. долларов, но у них есть изобретение. Так в фарме происходит часто.

Об инвесторах и партнерах

Лучше иметь институциональных инвесторов, чем частных, лучше иметь дело с фондами с прописанной программой, чем просто с людьми, у которых есть много денег, даже если они работают в "Газпроме" или на таможне на высокой должности. Это плохие инвесторы, просто потому что их культура очень низкая. Выбирать партнеров нужно очень осторожно, потому что человек меняется — проходит 2-3 года, происходят конфликты, рынки падают, растут, появляются новые потребности в инвестициях.

О подборе команды

Самое важное — это подбор людей. Важно на уровне интуиции увидеть человека за очень короткий промежуток времени, увидеть его способность жертвовать собой, руководить или не руководить, быть инфантильным. У нас очень мало времени, чтобы провести assessment. Человек иногда заходит, делает шаг, снимает пиджак, садится, и ты уже понимаешь, что он не тот, уже по тому как он двигается, — он не тот.

Оценка людей — это самое важное, потому что вам нужно работать и воплощать проект через людей. Вы не можете ничего сделать сами. Все, что вы можете, — это доверить какой-то кусок работ, участок.

Об интригах в коллективах

Когда где-то в коллективе рождался змеиный клубок интриг, я всегда это ненавидел. У меня был талантливый HR-директор и талантливый IT-директор, и они постоянно конфликтовали. Они были шикарными профессионалами, они знали свое дело. На каком-то этапе я им сказал: "Ребята, вы мне надоели, потому что из-за личных амбиций вы будоражите весь коллектив". Пришлось уволить обоих.

Что дальше

Вначале я просто хотел научиться делать лекарства, и я думал: когда наступит день, когда мы начнем делать лекарства. Но аппетиты растут и хочется делать более сложные лекарства. Успех Solopharm — это возможность делать лекарства, которые до этого никто не делал в этой стране. Я думаю, что еще пару лет и Solopharm встанет на ноги.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments