Сегодня технологии производства фальшивых лекарств настолько совершенны, что распознать фальсификат зачастую не в силах даже специалисты, признают и чиновники, и производители. В прошлом году, по данным Росздравнадзора, на лекарственном рынке было обнаружено даже больше подделок, чем в 2009 году.

Серийные приоритеты

По данным исследования Высшей школы экономики, проведенного по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок ("Русбренд") в 2010 году, в рознице на фальшивые лекарства в России приходится 5-7% рынка. Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) оценивают долю фальсификатов в России выше — на уровне 12%. Оценки Росздравнадзора более скромные. По данным ведомства, подделывается 0,02% от ежегодного поступления лекарств в обращение. Причем за последние годы количество подделок существенно снизилось в результате "целенаправленной работы". Если в 2005 году было выявлено 168 серий фальсификатов, то в 2009 году в четыре раза меньше — 40. Впрочем, в 2010 году было обнаружено 44 серии подделок.

Обычно половину фальшивок выявляют экспертные организации, 20% — правоохранительные органы, 23% — сами фармпроизводители. В фармкомпаниях рассказывают, что в выявленных фальшивых препаратах находят и чрезвычайно опасные субстанции, и токсичные вещества, включая крысиный яд, пестициды, кирпичную пыль, тяжелые металлы. Производители фальшивых лекарств для придания таблеткам цвета используют дорожную и промышленную краски, чернила для принтеров, а чтобы таблеточки блестели, натирают их мастикой для пола.

По данным Росздравнадзора, более половины обнаруженных фальсификатов — отечественного происхождения, до 10% поступает из стран СНГ и Балтии, примерно 30-50% — из стран дальнего зарубежья: Индии, Китая, Юго-Восточной Азии. В 2010 году территориальными подразделениями департамента экономической безопасности МВД России (ДЭБ) было проверено 4,7 тыс. предприятий и изъято 54 тыс. упаковок фальсификатов. В 2010 году возбуждено в четыре раза больше уголовных дел, чем в 2009 году,— 381 против 87. Наложено административных штрафов на сумму 231 тыс. рублей.

Среди самых громких — разоблачение руководителей ООО "Терра", входящего в структуру международного фармацевтического холдинга "Аттис". Оперативники доказали, что руководители "Терры" ввозили на российский рынок оптовые партии медикаментов от белорусских производителей без лицензии. С июня 2005 года по февраль 2010 года они получили более 4 млрд 475 млн рублей дохода. Также в прошлом году в Ленинградской области оперативники обнаружили производство фальсифицированных лекарств с ежемесячным оборотом до $100 тыс. Позже выяснилось, что мошенники при его производстве и упаковке использовали зарегистрированный товарный знак, принадлежащий компании "Новартис Фарма", тем самым причинив компании-правообладателю ущерб в размере 7 млн рублей. Еще одна группа лиц без согласия владельца товарного знака "Эмоксипин" (глазные капли) незаконно использовала его на упаковке при производстве. Материальный ущерб правообладателю оценен в 7,1 млн рублей.

Причем продукцию зарубежных производителей подделывают втрое чаще.

Эксперты делят подделки на несколько видов. Самый безобидный — "препарат-пустышка": он не содержит действующего вещества. Лекарство с другим, обычно более дешевым фармацевтическим ингредиентом подпадает под классификацию "препарат-имитация". Есть лекарства с меньшей долей действующего вещества и "препараты-копии" — замаскированные под продукцию другого производителя. Особняком стоят просроченные лекарства с переклеенными маркировками — они тоже чрезвычайно опасны.

Защитные коды

Сегодня технологии производства фальшивых лекарств настолько совершенны, что распознать фальшивку зачастую не в силах даже специалист, признают и чиновники, и производители. "Контрафактные лекарства могут быть практически неотличимы от аутентичных, даже для пациентов, принимающих один и тот же препарат длительное время. Даже таможенники, пройдя тренинг по распознаванию контрафактных и аутентичных упаковок лекарств, не всегда могут это сделать",— рассказывает старший директор подразделения глобальной безопасности компании Pfizer Стив Аллен.

Поэтому фармкомпании вынуждены постоянно искать новые методы защиты своих препаратов от фальсификации и технологии распознавания фальшивок, создавать целые подразделения для их оценки и внедрения.

Фармпроизводители стараются все чаще размещать на упаковках тиснения, голограммы, защитные знаки. Большинство из них можно увидеть невооруженным глазом, некоторые — только с помощью ультрафиолетового света и декодера. К примеру, среди технологий, используемых Pfizer,— та, что применяется на банкнотах: чернила, меняющие цвет (color-shifting ink). Также компании используют технологию "упаковка с легко распознаваемым нарушением целостности", которая помогает узнать, вскрывалась ли упаковка ранее. Используют фармпроизводители и двухмерную систему кодирования (штрих-код), которая позволяет через сканирование упаковки отследить и идентифицировать продукт через центральную базу.

В самых проблемных регионах, где проверить лекарство чрезвычайно сложно, например в Африке, производители внедряют все более сложные способы распознавания подлинности препарата. Запущенный в прошлом году компаниями May & Baker Nigeria PLC и KAMA Group в Гане и Нигерии совместно с компьютерной компанией НР новый сервис позволяет покупателям с помощью бесплатного SMS и кода, указанных под защитным слоем на упаковке, узнать подлинность товара. Ответ от служб контроля безопасности в сфере лекарственных средств, как уверяют в НР, "потребитель получает мгновенно". Если упаковка содержит поддельный код, покупателю придет в ответ предупреждающее сообщение, а также телефонный номер, по которому он может сообщить о контрафакте. В компании рассказывают, что как только сервис покажет свою эффективность, технология будет распространена на другие проблемные регионы, а также на другие лекарства.

Пожалуй, одна из самых экзотических защит от подделок — технология радиочастотной идентификации, или RFID (англ. Radio Frequency IDentification). На упаковке препарата размещен чип с антенной, который запрограммирован так, что содержит разнообразную информацию, например код продукта, дату истечения срока годности.

"Спецсредства защиты не только гарантируют покупателю подлинность препарата, но и имеют маркетинговое значение. Маркетологи фармкомпаний давно поняли, что потребитель больше доверяет тем лекарствам, которые лучше защищены",— отмечает гендиректор "Фармэксперта" Николай Демидов. И это несмотря на то что специальные меры защиты делают препарат дороже на 3-8%.

"Лекарства по чрезвычайно низкой цене, заметно уступающей средней стоимости препарата, должны насторожить: такая дешевизна, скорее всего, свидетельствует о том, что этот препарат — фальшивка",— рассказывает советник руководителя Росздравнадзора Максим Лакомкин.

Специалисты Росздравнадзора обеспокоены: оборот фальсифицированных препаратов увеличивается за счет новых способов продажи лекарств, не подконтрольных государству, среди которых лидирующее место занимают продажи по интернету. Поэтому покупать лекарства в интернет-аптеках, предлагающих дешевые препараты, опасно. За рубежом контрафактных лекарств больше, чем в России, именно по причине развитости интернет-торговли. Доля фальсифицированных лекарств в интернет-продажах доходит, по оценке ВОЗ, до 50%.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments