Дебиторская задолженность значится в активе баланса, однако все больше компаний с удовольствием от нее избавляются с помощью безрегрессного факторинга, который увеличивает оборачиваемость капитала и снижает риски

Российскому рынку факторинга всего 2О лет, и наиболее бурное развитие этот сегмент финансовых услуг получил только в минувшее десятилетие. Ежегодно объем сделок практически удваивался, однако разразившийся глобальный кризис положил конец взрывному росту — прошлогоднее падение было на уровне практически тех же 100%. Кроме этого, в связи с банкротством рынок покинул крупнейший игрок — компания Eurokommerz, другие же предпочли не дожидаться столь печальной участи и добровольно отказались от предоставления услуг факторинга. Тем не менее большинство выживших компаний солидарны в одном — кризис не только ударил по рынку, но и оздоровил его. Во-первых, устояли только наиболее сильные и серьезные игроки, а во-вторых, усилилась конкуренция за изрядно съежившийся рыночный пирог. И одним из первых ее проявлений стало увеличение в общем объеме доли более цивилизованного и клиентоориентированного безрегрессного факторинга.

В отличие от более традиционного для России регрессного факторинг без регресса предполагает полное переложение рисков невозврата дебиторской задолженности на фактора. То есть, если должник не смог вернуть в срок причитающуюся сумму, клиент, уступивший недоброкачественные финансовые обязательства, не подвергается штрафу, а убытки несет исключительно фактор. На первый взгляд, для банков и факторинговых компаний этот вид услуг менее выгоден, однако в Германии, например, доля безрегрессного факторинга достигает 95%. Это свидетельствует о высококонкурентной среде, хотя есть и более очевидное объяснение — ставки по безрегрессному факторингу выше. Но клиенты все равно готовы платить, потому что, помимо основной функции — переуступки рисков, он дает им ряд других преимуществ.

В первую очередь они связаны с особенностями продукта. Ни один серьезный участник рынка не согласится взвалить на свои плечи сомнительные долги, из чего следует, что, во-первых, услуги безрегрессного факторинга предоставляют серьезные игроки, а во-вторых, каждая сделка будет проверена с особой тщательностью. С последним связана, кстати, и относительная неразвитость этого вида факторинга в России: чтобы предоставлять услугу на приемлемых условиях, фактору нужен сильный риск-менеджмент, а этим у нас может похвастаться не каждый крупный банк. По этой же причине факторинговые компании опасаются рисковать серьезными средствами и устанавливают на безрегрессные сделки невысокие лимиты. Тем не менее в прошлом году барьер был сломан — лимиты увеличились и объем безрегрессных договоров пошел вверх. Расплатой для факторов и неожиданной премией для клиентов стал индивидуальный подход к каждой сделке. При возросших суммах шаблонный риск-менеджмент -непозволительная роскошь, поэтому дебиторов теперь изучают буквально под лупой, причем результатами фактор вполне может поделиться с клиентом. Кстати, и клиент теперь чаще может рассчитывать на индивидуальный подход, получая в случае, например, непериодичных или сезонных поставок более адекватную ставку. Конечно, эта ставка будет в среднем на 3-5% выше, чем при регрессном факторинге, но есть надежда, что в ближайшее время разница начнет уменьшаться. За это говорят и увеличившийся объем сделок, и выросшая конкуренция, и главное — выход на рынок факторинга крупных банков с сильным риск-менеджментом. А дальше закрутится вечный двигатель — крупные банки поднимут лимиты, из-за возросших лимитов увеличится объем сделок, из-за увеличившегося оборота банки опустят ставки, уменьшившиеся ставки привлекут новых клиентов, новые клиенты увеличат оборот банков, банки понизят ставки… По крайней мере, хочется надеяться, что так и будет.

***

ВИКТОР НОСОВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИИ ПРОМСВЯЗЬБАНКА, О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ, ПОСЛЕДСТВИЯХ КРИЗИСА И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГА В РОССИИ

Десять лет назад, после кризиса 1998 года 95% рынка факторинга занимал один игрок — ИБГ "Никойл", который выступал и как финансовый агент, и как просветитель, и как кузница кадров для последователей. Период до 2005 года стал своеобразной "эпохой просвещения российского факторинга". Могу это утверждать, потому что, когда в 2002-м Промсвязьбанк начал предлагать услуги факторинга, чаще всего нам приходилось объяснять клиентам, что же это такое — факторинг. А теперь клиенты приходят со словами: "Я провожу мониторинг рынка, что вы мне можете предложить?".

Перед кризисом 2008 года реально услуги факторинга предоставляли около 150 компаний и банков, еще столько же его декларировали. Во время кризиса рынок сжался, сегодня услуги факторинга предлагают 25-30 банков и компаний, но при этом он стал качественнее — остались действительно сильные игроки. Уменьшение объема рынка факторинга — это временный ответ на кризисную ситуацию. В четвертом квартале прошлого года начался рост, который, безусловно, продолжится в 2010 году. Взамен ушедших пришли новые игроки, которые стремятся не повторить ошибок предшественников, например факторинговые компании ВТБ и Альфа-банка. Думаю, что это только начало. Рынок с года на год ждет иностранных игроков — потенциал факторинга в России для них очевиден, но сейчас им важнее разобраться с проблемами у себя дома.

Так сложилось, что Промсвязьбанк прошел период кризиса без ощутимых потерь, поэтому сегодня лидирует по объему бизнеса с долей свыше 30%. И с этой высоты видим, как новые игроки пытаются отщипнуть от нашего портфеля лакомые кусочки — поставщиков продуктов питания в федеральные и международные сети. В этом сегменте риски пониже и дебиторы получше. Метод конкуренции — понижение ставок, работа себе в убыток. Клиенты вроде бы рады — ставки по факторингу оказываются ниже ставок по кредитам в тех же банках. Еще год назад клиент волновался, точно ли он получит деньги после предоставления отгрузочных документов. А теперь несет предложения от новичков рынка и требует понижения ставок. Но сколько новички будут работать на отрицательной рентабельности? Полгода, максимум год. А что будет с ними и их клиентами дальше?..

Мы не боимся конкуренции, но и не стоим на месте, поэтому сегодня занимаем те ниши, которые пока не выглядят привлекательными для других. Ведь факторинг возможен в любой отрасли, где существует отсрочка платежей, где возникает дебиторская задолженность. А таких отраслей в нашей экономике немало. Прибавьте к этому рынок международного факторинга, где реальные обороты сегодня есть лишь у трех российских участников.

Когда ценовая борьба будет завершена, ставки дойдут до минимума, начнется конкуренция по качеству, географическому охвату, продуктовому ряду, дополнительным сервисам. К примеру, мы в прошлом году удачно запустили "безрегресс", уже есть задумки на будущее… Нас сложно назвать инноваторами — в факторинге все уже придумано. Но стоит добавить масштаб и надежность, и инновация становится привычной услугой.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments