ОАО «Мобильные телесистемы» приостановило прием платежей своих клиентов в салонах «Евросети». Как сообщили в МТС, ритейлер не погасил долг по платежам абонентов и не предоставил гарантий своевременности перечисления этих платежей на счета оператора в будущем. В «Евросети» отрицают обвинения в свой адрес, заявляя, что пользователи сотового оператора в 13 населенных пунктах Дальнего Востока фактически лишились возможности производить пополнение счета без оплаты комиссии.
Прием платежей клиентов МТС в салонах «Евросети» был прекращен в минувшую субботу. Поскольку «Евросеть», как заявили в «Мобильных телесистемах», не предоставила гарантии своевременности зачисления платежей (на 31 марта, по расчетам сотового оператора, сумма задолженности составляла не менее 420 млн руб.), предусмотренные договором, «возникли риски того, что абоненты, оплатив связь в кассах ритейлера, не смогут получить услуги связи по причине непоступления денег на свой счет в МТС».
В «Евросети», в свою очередь, заявили, что компании работали по единой системе расчетов, суть которой заключалась в том, что сначала средства от абонентов МТС поступали на счета ритейлера, а дилер, в свою очередь, переводил их на депозит партнера. «Эта система давала возможность обеспечивать моментальное зачисление платежей. Мы работали по описанной схеме расчетов долгие годы, и она полностью устраивала компанию МТС. Кроме того, система является универсальной. Она используется в работе с другими игроками рынка сотовой связи. Поэтому заявления о том, что „Евросеть“ не может обеспечить своевременность поступления средств на лицевые счета абонентов МТС, беспочвенны»,— сказали в «Евросети».
Как рассказал PR-менеджер дальневосточного филиала «Евросети» Константин Солохин, в результате действий МТС в 13 населенных пунктах Дальнего Востока люди оказались практически отрезанными от использования услуг компании МТС без оплаты комиссии за пополнение счета, поскольку «Евросеть» там является единственным ритейлером федерального уровня. Это, как правило, города и поселки с малоразвитой инфраструктурой: Переяславка (Хабаровский край), Врангель, Черниговка (Приморье), Прогресс, Талакан, Шимановск (Амурская область), Поронайск (Сахалин), Вилючинск (Камчатка), Нюрба, Покровск, Верхневилюйск, Олекминск, Алдан (Якутия). Как утверждают в «Евросети», многие клиенты МТС в данных населенных пунктах испытывают трудности с поиском альтернативных возможностей пополнения баланса. «Альтернативные источники бескомиссионой оплаты ограничены, а иногда и вовсе отсутствуют, и абоненты МТС уже выражают готовность сменить оператора, чтобы избежать увеличения расходов на сотовую связь»,— сказал Константин Солохин, уточнив, что сбор за пополнение баланса колеблется от 3% до 10%. В МТС, в свою очередь, говорят о 3–5-процентной комиссии.
По словам Константина Солохина, недовольство высказывают клиенты сотового оператора и в других населенных пунктах. «С момента приостановления платежей сотрудники компании „Евросеть“ отмечают факт растущего недовольства со стороны абонентов МТС, которые привыкли платить за услуги связи без комиссии в удобных местах и не желают менять свои привычки»,— отметил он.
В МТС заверили, что делают все возможное, чтобы обеспечить комфортный доступ пользователей к услугам компании. «Мы предупредили абонентов с помощью SMS-рассылки о том, что платежи не будут приниматься в связи с возможностью их несвоевременного поступления на счет абонентов»,— сообщила начальник отдела по работе с регионами департамента по связям с общественностью группы МТС Валерия Кузьменко. По ее информации, через салоны связи «Евросеть» проходило всего около 3–4% платежей абонентов МТС в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири: «Большая часть платежей проходит через собственные салоны-магазины МТС, а также через платежные терминалы в торговых предприятиях».
В то же время, подчеркнула Валерия Кузьменко, в указанных 13 населенных пунктах (в них, по данным МТС, менее 1% абонентской базы компании на Дальнем Востоке и Восточной Сибири.— „Ъ“) «Евросеть» не является единственным пунктом приема платежей за услуги связи МТС, поэтому у абонентов всегда есть возможность пополнить счет в тех местах, где зачисление платежей гарантировано как со стороны посредника, так и со стороны сотового оператора.
Об альтернативе «Евросети» в данных городах и поселках говорит директор ООО «Мобайл» (сеть «Сотовый мир») Олег Белошапка. «Наши точки приема платежей присутствуют почти в половине из перечисленных населенных пунктов. Кроме того, есть мелкие дилеры, развита сеть терминалов, где можно оплатить услуги с помощью карт экспресс-оплаты. Там нет монополии „Евросети“»,— сказал он.
По его мнению, конфликт между ритейлером и оператором возник после того, как «Вымпелком» приобрел 49,9% «Евросети», после чего агент стал проводить активную работу с пользователями мобильных услуг по подключению к сети «Билайн». «МТС увидела отрицательную динамику по отношению к своей сети и приняла жесткие меры, несмотря на то, что это негативно может повлиять на ее имидж. Судя по всему, действия оператора стали последней каплей»,— считает Олег Белошапка.
Впрочем, утверждают в МТС, если «Евросеть» предоставит гарантии своевременности перечисления средств, оператор будет готов возобновить работу по стандартному договору. Когда верстался номер, ритейлер объявил об изыскании дополнительных возможностей по восстановлению системы зачисления платежей на счета абонентов МТС «посредством привлечения сторонних партнеров». «Сейчас в салонах „Евросети“, там, где, возможно, продолжается прием платежей абонентов МТС. И мы будем стараться поддерживать возможность предоставления этой услуги для абонентов МТС», —- заявил вице-президент по коммерции «Евросети» Виктор Луканин.