В ближайшие две недели «Евросеть» откроет в Москве первый экспериментальный гипермаркет, рассказал «Ведомостям» президент компании Александр Малис. Торговая площадь магазина составит 1000 кв. м или 2500 кв. м — в зависимости от того, на какой из двух арендованных ритейлером торговых площадок раньше закончится ремонт. Сейчас подавляющее большинство торговых точек «Евросети» — небольшие салоны площадью 36 кв. м. Экспериментальные же магазины нужны ритейлеру, чтобы выяснить, какой торговый формат в России еще не задействован.
Конкурировать с «М.видео», «Эльдорадо» или MediaMarkt «Евросеть» не собирается, она хочет найти новую нишу рынка. «Мы откроем магазин и уже в процессе его эксплуатации будем ставить опыты и смотреть на реакцию покупателей», — говорит Малис. «Компания, которая движется вперед, должна постоянно щупать, что справа и слева от основного бизнеса, — объясняет он. — На основной бизнес мы обращаем 95% внимания, но если мы не станем обращать 5% на другие вещи, то не сможем быть гибкими, когда рынок начнет меняться».
По словам Малиса, на первых порах экспериментальные магазины мало будут отличаться от классических магазинов бытовой техники — по крайней мере, в одном из них будут продаваться телевизоры, стиральные машины, холодильники и т. п.
На открытие двух магазинов «Евросеть» планирует потратить около $1 млн и около полугода будет экспериментировать с ними. Критерием успеха станет рентабельность этих магазинов по EBITDA — она не должна отклоняться от среднего для компании показателя (13-14%) больше чем на 1/3.
Единственный не освоенный российскими ритейлерами торговый формат — формат американского дискаунтера Radioshack, торгующего дешевой noname-электроникой под своим брендом, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Других форматов нет, согласен гендиректор российского офиса Acer Marketing Services Глеб Мишин. Чтобы покупатели специально приезжали в магазины «Евросети» за товарами длительного спроса, компании стоило бы подавать себя как дискаунтера, считает он. Но даже если «Евросеть» создаст стандартные магазины бытовой электроники, проект имеет перспективы — в России, особенно в региональных городах-миллионниках, место на рынке есть, считает Мишин. С этим соглашается представитель «М.видео» Надежда Киселева.
Малис не думает, что российские продавцы электроники исчерпали все форматы. Например, вакантна ниша универсальных медиамагазинов, в которых продается контент и средства его воспроизведения — вплоть до ЖК-панелей. Примерно в таком формате работает французская Fnac, замечает Малис.