Совместный проект сотовой компании «СМАРТС» и ритейлера «Евросеть» по созданию и развитию виртуального сотового оператора может быть остановлен. Менеджмент «Евросети» заявляет о том, что этот продукт не входит в число приоритетных, и развивать его компания пока не будет. Ранее в «Евросети» были готовы вывести проект на федеральный уровень и подключать сотни тысяч абонентов. Однако за более чем два года работы альтернативной связью заинтересовались около 10 тыс. человек. По прогнозам аналитиков, компания, владельцем которой является сотовый оператор «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), может и вовсе отказаться от этого вида бизнеса в сетях конкурента.
«Это не совсем наш бизнес, мы намерены сосредоточить все свои силы на основном бизнесе и тех направлениях, которые близки к основному или дополняют его и приносят нам доход. MVNO сейчас — это не то направление, которое нам интересно. Мы не хотим распыляться на не очень ясные с точки зрения доходности бизнесы», — цитирует слова президента «Евросети» Александра Малиса телекоммуникационное информагентство ComNews. Вчера Александр Малис заявил „Ъ“ о том, что «мы сохранили и развиваем MVNO-проект в том виде, в котором он есть сейчас, но создавать новые пока не планируем».
Сейчас «Евросеть» использует сетевую инфраструктуру «СМАРТС» в Самарской, Ульяновской, Саратовской областях, а также в республиках Татарстан, Мордовия, Марий Эл и Башкортастан. Размер абонентской базы виртуального оператора «Евросеть» не раскрывает. По данным из открытых источников, она приближается к 10 тыс. абонентам. По экспертным оценкам, ежемесячно каждый пользователь приносит оператору $6-7, то есть за год проект приносил около $700 тыс., из которых до 40% доставалось «Евросети», а остальное — СМАРТСу. «Мы в курсе политики «Евросети» в отношении этого проекта», — сообщил вчера глава «СМАРТС-Холдинга» Андрей Гирев.
MVNO (mobile virtual network operators) — операторы, которые продают услуги мобильной связи под своей торговой маркой, не обладая собственной сетью и используя инфраструктуру операторов мобильной связи. В европейских странах доля MVNO составляет около 20% сотового рынка.
В сентябре прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС), одобряя сделку о покупке «Вымпелкомом» 49,9% «Евросети» у Александра Мамута (сейчас предпринимателю принадлежит 50,1%), предписала ритейлеру «не создавать дискриминационных условий для других операторов». В настоящее время сеть компании включает около 4,3 тыс. магазинов, расположенных в России и странах СНГ. По результатам 2008 года оборот компании «Евросеть» составил $5,7 млрд. Поволжский филиал «Евросети» был образован в 2003 году. На сегодняшний день филиал «Поволжье» насчитывает 580 салонов. Доля рынка в регионах поволжья — порядка 30%.
Виртуальный оператор СМАРТСа и «Евросети» начал подключения в марте 2007 года в Самарской области. На старте проекта руководство «Евросети» заявляло, что общие инвестиции в техническую часть проекта составят $20 млн. Тогда же было заявлено, что в сетях СМАРТСа установлена планка подключений на уровне 100-200 тыс. абонентов до конца года. «С самого начал проект строился по схеме прибыльности: ритейлер не тратится на сбытовую сеть, а мы продаем свободный трафик оптом», — рассказал Андрей Гирев. По словам господина Гирева, большая часть существующей абонентской базы была набрана в первые 4 месяца работы, после чего ритейлер свел активность в продвижении этого продукта к минимуму. В течение первого полугодия «Евросеть» подключила 6,2 тыс. абонентов с ежемесячным доходом с абонента (ARPU) — $9. В конце 2007 года руководство компании заявляло о том, что в 2008 году намерено вывести проект на федеральный уровень, для чего разослали предложения о сотрудничестве в области MVNO операторам «большой тройки» — МТС, «Вымпелкому» и «МегаФону». Результаты переговоров неизвестны.
Стоит отметить, в 2007 г. в России еще не было законодательно оформлено существование на рынке MVNO-операторов, и первые лицензии на это вид связи Роскомнадзор выдал лишь в июне 2009 года, причем «Евросети» среди лицензиатов не было. Вчера в СМАРТСе предпочли не комментировать последствия решений «Евросети», однако уточнили, что и дальше продолжат развивать MVNO-направление, а «с двумя компаниями из числа тех , кто получил лицензии, уже заключены договоры».
Примечательно, что когда «Евросеть» и СМАРТС запускали проект, операторы «большой тройки» оценивали перспективы такого нового конкурента со скепсисом. Однако уже в 2009 году сами вывели на рынок аналогичные продукты. Например, весной 2009 года МТС в партнерстве с французской розничной сетью «АШАН» реализовал в Самарской области нишевое предложение — виртуального оператора «А-Мобайл» и сейчас «в среднем продажи в АШАНе в 4 раза выше, чем в обычном салоне-магазине (этот показатель в МТС раскрывать отказываются, речь может идти о нескольких десятках контрактов в день. — „Ъ“)».
Аналитик iKS-consulting Максим Савватин считает, что проект «Евросети» «сразу не пошел, и уже изжил себя». «Ритейлер фактически стал дочерней структурой «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн»), и его задачи акцентированы на продаже именно его контрактов. Логично предположить, что в недалеком будущем проект виртуального оператора, реализуемый с компанией-конкурентом, и вовсе прекратит свое существование», — подчеркивает господин Савватин.