Закрытие двух крупных и считавшихся весьма успешными региональных продуктовых сетей в Ростовской области на исходе прошлого и в начале нынешнего года со всей очевидностью показало: что не сделала конкуренция — сделал кризис

Большинство экспертов рынка ритейла уверены, что кризис стал лишь катализатором, ускорившим неизбежную смерть бизнес-моделей, в основе которых лежали не трезвый расчет и постоянная работа над повышением эффективности, а чрезмерно форсированный рост, завышенные ожидания, надежды на бесконечные и дешевые кредитные ресурсы и казавшийся столь же бесконечным потребительский бум. В условиях же финансовой нестабильности банки не горят желанием кредитовать и перекредитовывать торговые сети, поскольку, по их мнению, сегодня вкладывать средства в "оборотку" — это финансовое самоубийство.

Конец 2008-го и начало 2009 года ознаменовались для южного продуктового ритейла двумя громкими событиями: Х5 Retail Group купила компанию "Агроторг-Ростов", своего бывшего франчайзера, развивавшего дискаунтеры "Пятерочка" в донских городах, а крупнейшая в Таганроге (Ростовская область) продуктовая сеть "Мой город", принадлежащая компании "Торгсервис", вдвое сократила число своих магазинов и готовится к продаже бизнеса.

Первые жертвы

Еще в 2006 году один из крупнейших ростовских игроков предупреждал, что "ритейлерский рынок Ростова будет в ближайшие два года ломаться под воздействием более крупных сетей". Однако до поры до времени ломка шла вяло. Крупные федеральные игроки, весьма придирчивые в выборе мест расположения и параметров своих объектов, подходящих площадей на Юге почти не находили, а региональные, напротив, в борьбе за лидерство на локальных рынках многократно активизировали свое развитие, чему способствовала известная гибкость в выборе форматов и требований к площади и качеству торговых помещений. Так что до кризиса в региональном ритейле царил относительно комфортный уровень конкуренции: проникновение крупных сетей на рынке составляло в среднем только 15-20%, а современных форматов организованной торговли в целом — не более 40%.

По мнению аналитиков и участников рынка, компании "Агроторг-Ростов" и "Торгсервис" стали жертвами не жесткого давления со стороны федеральных гигантов и не падения покупательского спроса в связи с кризисом (большинство игроков оценивают это падение не более чем в 10% от докризисного уровня), а собственных долгов и слишком агрессивной стратегии развития, подогреваемой боязнью региональной экспансии крупных федеральных игроков.

"Не только мировой кризис является источником бед, но и слишком быстрое развитие, рискованное в любых условиях. Но следует признать: ритейл был как раз на пике взлета, когда его подкосил кризис, — говорит Вадим Рыбаков, генеральный директор группы компаний "Алекс Ростов", анализируя причины, приведшие "Агроторг-Ростов" и "Торгсервис" к их нынешнему состоянию. — Положение местных игроков усугубляет еще и то, что региональные сети и кредитовались зачастую у региональных же небольших банков, а именно эти банки сегодня находятся в наиболее сложном положении. Если бы у ритейла было еще два-три года, то наступила бы стабилизация и проявления кризиса оказались не такими разрушительными. Как будет выглядеть региональный ритейл после кризиса, я не берусь судить, но однозначно можно сказать, что на рынке пройдет волна слияний, поглощений и банкротств, рынок консолидируется и укрупнится".

Губительный рост

Планы у компании "Агроторг-Ростов", образованной в 2006 году совместными усилиями волгоградской компании "Тамерлан" (крупнейший в России франчайзи сети "Пятерочка") и ООО "Агроторг" (подразделение Х5 Retail Group, управляющей компании сети магазинов "Пятерочка" в России), до последнего времени были весьма впечатляющими. Предполагалось открывать по два универсама-дискаунтера в месяц и довести к 2011 году число франчайзинговых "Пятерочек" до сотни, потратив на это свыше 750 млн рублей. Но реальное положение дел было далеко не столь радужным: к моменту покупки компанией Х5 Retail Group "Агроторг-Ростов" имел 35 "Пятерочек" и долги на сумму 400 млн рублей — 280 млн перед БИН-банком, остальное — перед поставщиками и сотрудниками.

В 2007 году Х5 уже предлагала "Тамерлану" продать ростовские магазины, но получила отказ. Гендиректор "Агроторг-Ростов" Игорь Дмитренко заявлял тогда в СМИ, что о продаже его компании не может идти и речи, и даже угрожал, что "при определенных обстоятельствах компания может принять решение о расторжении договора с Х5 Retail Group" — по его мнению, "Тамерлан" обладал достаточными ресурсами для развития сети под собственным брендом. В прошлом апреле Х5 Retail Group подала ходатайство в ФАС о приобретении прав, позволяющих определять условия ведения предпринимательской деятельности компании "Тамерлан" и ее "дочек" — "Агроторг-Самара" и "Агроторг-Ростов". Согласно условиям сделки, Х5 должна была заплатить за 100% группы "Тамерлан" около 270 млн долларов, включая долг в 110 млн долларов. Однако, как говорится в сообщении ФАС, в июле 2008 года БИН-банк заявил, что согласованная структура возможной сделки по продаже Х5 ее франчайзи "была разрушена" в результате продажи компании "Агроторг-Самара" кипрскому офшору Romior Commercial Ltd по заниженной цене. Так что Х5 достался только "Агроторг-Ростов", который был-таки продан в конце декабря.

История второй жертвы кризиса — таганрогской компании "Торгсервис", развивающей сеть "Мой город", не столь драматична. В начале 2007 года "Торгсервис" затеял — как теперь выяснилось, некстати — одновременно целый ряд весьма масштабных действий. Предполагалось провести ребрендинг, реконструкцию и переоборудование своих площадей в супермаркеты, более чем в два раза увеличить ассортимент и расширить сеть. Даже тогда, по мнению участников рынка, это был очень смелый шаг: до этого никто из региональных продуктовых сетевых ритейлеров не решался на смену имиджа и переименование сети магазинов с одновременным расширением бизнеса без участия федеральных франчайзинговых партнеров или без смены собственника. Затраты на перемену имени, разработку нового дизайна и проведение рекламной кампании составили около 150 тысяч долларов, а на открытие 12 новых универсамов "Торгсервис" планировал потратить 6-9 млн долларов. По словам основного владельца компании Алексея Иванищева, таким образом "Торгсервис" готовился к приходу крупных игроков: в то время о своем намерении выйти в Таганрог одновременно заявили "Перекресток", "Рамстор", "О’Кей" и "Пятерочка".

Увы, уже с октября 2008 года компания, по заявлению г-на Иванищева, столкнулась с экономическими трудностями. В результате таганрогский ритейлер даже вознамерился продать часть непрофильных активов своему главному кредитору, Юго-Западному банку Сбербанка России, в счет уплаты долга. Сбербанк предложением не заинтересовался, и в январе 2009 года "Торгсервис" закрыл 9 из 17 городских магазинов. В настоящее время общая сумма долга компании перед Сбербанком и поставщиками, по разным оценкам, составляет от 150 до 200 млн рублей. Алексей Иванищев заявил, что закрытие такого количества магазинов — временная мера и окончательно будут закрыты всего 2-3 из них (нерентабельные, с площадью менее 300 кв. м), а остальные супермаркеты скоро вновь заработают, однако компания все-таки планирует продать часть своих активов.

Мы покупаем — нас покупают

Комментируя судьбу двух южных ритейлеров, аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин говорит: "С аналогичными проблемами сейчас сталкивается большинство игроков розничного рынка. В наиболее уязвимом положении оказались локальные компании, относительно небольшие по масштабам бизнеса, но активно боровшиеся за лидерство на местных рынках". По мнению аналитика, процесс поглощения региональных игроков будет стимулироваться государством, которое готово предоставлять крупнейшим компаниям кредиты не только на пополнение оборотного капитала и рефинансирование, но и на сделки в сфере М&А. Наибольшие шансы получить субсидии на М&А, по словам г-на Клягина, имеют "Магнит" и Х5, которые уже подали заявки в ВТБ на привлечение порядка 10 млрд рублей. "В результате, если сегодня 10 крупнейших продовольственных ритейлеров владеют примерно 10-15 процентами рынка, то в среднесрочный период, в ближайшие год-два, их доля может значительно вырасти", — отметил Максим Клягин.

Однако претендентами на покупку близких к краху сетей вполне могут быть не только крупные федеральные игроки, но и регионалы. Так, хотя наиболее вероятным претендентом на "Мой город", по мнению участников рынка, является Х5 Retail Group, ведущая активную экспансию на юг России, руководство самой компании интерес к "Моему городу" пока не подтверждает (см. "Лекарство от неадекватности" на стр. 18-19). Зато активами таганрогской сети уже заинтересовались ростовские ГК "Алекс Ростов" (развивает сеть "В 2 шагах" — более 60 магазинов формата "у дома" в Ростовской области, Краснодарском крае и Калмыкии и 4 супермаркета в Ростове-на-Дону) и "Мега-Дон" (владелец сети "Империя продуктов" — 57 магазинов у дома и 5 супермаркетов в Ростове-на-Дону).

Совладелец ростовской ГК "Алекс Ростов" Андрей Холопов признается, что действительно готов начать переговоры о покупке части "Моего города". Как минимум 10 магазинов сети представляют для него интерес, потому что находятся в удачных местах и имеют хороший оборот.

В середине января этого года "Алекс Ростов" уже заключил весьма выгодную сделку. Саратовский торговый дом "Лиа-Лев" (44 дискаунтера "В яблочко" и 8 супермаркетов Smartkauff) отдал ростовской сети "В 2 шагах" право аренды на помещения 32 из 35 своих магазинов, а также часть оборудования и 1500 работников. Ростовская ГК выбрала наиболее подходящие для формата "у дома" объекты средней площадью около 300 кв. м и уже в феврале откроет на арендованных площадях первые магазины "В 2 шагах".

История ТД "Лиа-Лев" похожа на истории ростовчан и таганрожцев. Как рассказал генеральный директор и фактический владелец саратовской компании Лев Съемщиков, торговый дом с 2006 года активно занимался расширением сети и к тому же вел несколько девелоперских проектов по строительству торгово-развлекательных центров в Саратове. Неприятности у компании начались в октябре прошлого года, когда из-за финансового кризиса несколько московских и местных банков, прокредитовавших проекты "Лиа-Лев" на сумму более 750 млн рублей, в одностороннем порядке изменили условия действующих кредитных договоров, отказали в предоставлении новых кредитов и потребовали возврата выданных. Как образно выразился глава саратовской Торгово-промышленной палаты Максим Фатеев, "банки породили сети "Лиа-Лев", банки их и погубили во время кризиса". Лев Съемщиков пытался в конце прошлого года продать свой бизнес, но безуспешно. Тогда он пригласил ростовскую сеть на освобождающиеся арендованные площади, и сделка состоялась. Ростовскому игроку она обошлась в 20 млн рублей и, как шутит Андрей Холопов, оказалась "в 20 раз выгоднее, чем у Х5 Retail Group и "Агроторг-Ростов"".

Участники саратовского рынка ритейла позитивно оценивают перспективы ростовчан в своем городе. Гендиректор саратовской сети "Любимый магазин" Светлана Вагнер говорит, что большинство магазинов ТД "Лиа-Лев" расположены в очень хороших местах с высоким трафиком. Однако, по ее оценке, открытие одного магазина площадью около 300 кв. м обходится в 4 — 5 млн рублей. По данным же Swiss Realty Group, средние годовые ставки аренды отдельно стоящих торговых помещений в Саратове в III квартале 2008 года составляли 300-450 долларов за кв. м без НДС, а в торговых центрах — 360-1050 долларов за кв. м без НДС. Так что аренда одного трехсотметрового магазина теоретически может обходиться сети "В 2 шагах" более чем в 3 млн рублей в год. Потянет ли ростовская сеть такие расходы без привлечения кредитов и без изымания денег из оборота — вопрос не праздный. Пока руководство сети уверяет, что рассчитывает только на собственные средства.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments