За 2008 год бытовая техника и электроника подорожала в среднем на 60%. Не исключено, что и в 2009 году цены продолжат повышаться. "Деньги" выяснили, есть ли смысл покупать дорогостоящую электронику именно сейчас, не дожидаясь еще большего падения гривни и еще более высоких цен.
Второго января 2009 года инженер Олег решил купить масляный обогреватель. Объездив несколько магазинов, он так ничего и не выбрал. "Не было из чего выбрать", — посетовал Олег. Впрочем, через пару дней он опять прошелся по "техническим" супермаркетам и все-таки купил нужную вещь. Вообще-то традиционно после новогодних праздников выбор товаров в магазинах не очень велик. Тем не менее сказать, что прилавки ощутимо опустели именно в канун нового 2009 года, нельзя. "Повышенный спрос на бытовую технику был отмечен в октябре 2008 года, в то время, когда кризисные явления достигли Украины — люди снимали деньги с банковских счетов и массово скупали технику, дабы не совершать запланированные предновогодние покупки втридорога. Напомню, в те времена наличный курс достигал отметки 11 грн за $1", — рассказал Владимир Темкин, руководитель коммерческого департамента компании "Домотехника". Лидерами продаж тогда были стиральные машины, телевизоры, пылесосы, холодильники и газовые плиты, а развлекательная продукция оказалась не слишком приоритетной для потребителя.
В конце 2008 года, по словам г-на Темкина, потребитель, раздосадованный ухудшением экономической ситуацией, шел в магазины без особого энтузиазма.
В начале 2009 года продавцы техники наблюдали ситуацию, похожую на ту, что была в конце 2008 года. Директор розничной сети "МКС" Виктор Терно рассказал, что "продажи января 2009 года в нашей розничной сети по сравнению с началом 2008 года снизились примерно на треть". Хуже всего покупали мобильные телефоны, цифровые и зеркальные фотокамеры, ЭЛТ-телевизоры, радиотелефоны, DVD/CD-проигрыватели, сканеры, электрообогреватели. "Меньше всего уменьшился спрос в таких товарных группах, как плазменные панели, пылесосы, микроволновые печи. Для некоторых товарных групп, таких как кухонные электроприборы, TFT-телевизоры, кондиционеры, музыкальные центры, цифровые фоторамки, автомобильные холодильники, аксессуары и другие, отмечен заметный рост продаж относительно прошлого года", — не скрывал радости г-н Терно.
Ценный быт
По оценкам Владимира Темкина, около 95% техники и электроники, продаваемой в стране, ввозятся из-за рубежа. Поэтому основные колебания цены происходили после изменения курса гривни по отношению к доллару. Из-за ощутимых курсовых колебаний электроника за 2008 год подорожала в среднем на 60%. "Весь товар подорожал равномерно. Но из-за того что спрос на "развлекательные" товары невелик, образовались большие остатки по домашним кинотеатрам, DVD-плеерам, компьютерам, ноутбукам, фотоаппаратам, видеокамерам и mp3-плеерам", — заметил г-н Темкин. Поэтому, чтобы разгрузить склады, компании вынуждены опускать цены на эти категории товаров ниже их себестоимости, — уверяет г-н Темкин. Дескать, поэтому и размер подорожания у "развлекательных" товаров меньше, чем у другой продукции.
Впрочем, повышение цен и финансовый кризис не отпугнули платежеспособных покупателей, которые готовы платить за качество, сервис и не изменять своим предпочтениям. А вот клиенты, которые большую часть покупок осуществляли в кредит, влияние кризиса могут ощутить очень сильно. По мнению Виктора Терно, эта категория покупателей в период кризиса существенно уменьшит аппетиты, будет формироваться отложенный спрос. "Принято считать, что продажи в целом по рынку в период кризиса смещаются в сторону товаров нижнего ценового сегмента. Однако это верно только частично и только для покупателей, которых условно можно отнести к "среднему" классу и ниже", — отметил он. Таких покупателей действительно становится меньше
Г-н Терно рассказал, что некоторые торговые сети ощущают резкое снижение объемов продаж именно потому, что ориентируются, в первую очередь, на недорогие товары, электронику малоизвестных производителей. А те продавцы, которые торгуют известными брендами, снижения спроса якобы и не ощущают.
Дефицита не будет
Понятно, что если спрос (оборот) падает, а цены растут, то у торговли остается все меньше возможностей и желания поддерживать широкий ассортимент и низкие розничные наценки.
По мнению директора розничной сети "МКС" Виктора Терно, товарный дефицит на рынке электроники, как и на других импортно-ориентированных рынках, может быть вызван дефицитом оборотных средств, а также регуляторными ограничениями со стороны Кабмина. "В большей степени эти ограничения могут почувствовать небольшие розничные сети. Однако учитывая, что продажи электроники в Украине во второй половине прошлого года не вышли на запланированные объемы, на рынке присутствуют достаточно значительные складские запасы. На их распродажу по разным товарным группам может уйти от 1—2 месяцев до полугода", — отметил он. Поэтому, по мнению эксперта, острого дефицита в ближайшее время, скорее всего, не будет.
"Некоторое сужение ассортимента на витринах магазинов электроники можно объяснить скорее не дефицитом, а желанием ритейлеров сократить собственные складские запасы и работать с текущим спросом под заказ", — подчеркнул г-н Терно. Владимир Темкин также считает, что с поставками в ближайшие 3—5 месяца "все будет в порядке", поскольку в связи с большим затовариванием складов дистрибуторов и продавцов, поставок вообще не ожидается.
Впрочем, не исключено, что ассортимент товаров все-таки сузится. По мнению директора аналитического департамента консалтинговой компании "Про-Консалтинг" Александра Соколова, учитывая сокращение спроса и повышение цен, торговым сетям может оказаться не выгодно завозить дорогостоящий и маловостребованный товар.
Ценовые перспективы
Как рассказал г-н Терно, снижение спроса на рынке потребительской электроники имеет несколько составляющих. Во-первых, произошли коренные изменения в кредитовании покупателей: банки свернули кредитные программы или предлагают потребителям новые кредиты с невыгодными условиями, рассматривают возможность повышения процентных ставок по действующим кредитным договорам, активизируют меры по возврату кредитных задолженностей потребителей. Во-вторых, произошло неизбежное повышение цен в связи с резким ростом валютного курса в полтора раза и более. "Все указанные факторы — снижение платежеспособности, ожидание инфляции, пессимистические настроения потребителей и связанная с этим переориентация на другие — более необходимые — товары и услуги, а также рост гривневых цен на импортную технику — приведут к уменьшению объемов продаж и тем самым ограничат развитие рынка потребительской электроники в текущем году", — заметил он.
Александр Соколов напомнил, что поскольку стоимость бытовой техники зависит от курса доллара, то в будущем, если гривня будет дешеветь, стоит ожидать и повышения цен на бытовую технику и электронику. "Цена на бытовую технику и электронику будет полностью зависеть от стоимости гривни по отношению к доллару, а другие показатели, которые влияют на цену, будут нивелированы тем, что сейчас на складах продавцов находится очень много товара", — заверил г-н Темкин.
Эксперты, с которыми общались "Деньги", также уверены, что ожидать заполнения рынка, в частности торговых сетей, дешевой техникой не стоит. "Для "организованной" розницы предпочтительным, как и прежде, будет платежеспособный клиент, который хочет получить качественный товар, который требователен к сервису", — отметил Виктор Терно. Он также считает, что возможности ценовых методов борьбы за рынок потребительской электроники, вероятнее всего, будут ограничены. И за ограниченное количество потребительских денег развернется жесткая конкуренция, появится реальный спрос на качественное обслуживание.
Вот только вопрос — сколько из ныне существующих техномаркетов смогут прокормиться деньгами, которые лежат в карманах этих самых взыскательных покупателей, — к сожалению, слой таковых еще недостаточно крепкий в Украине. А если супермаркеты электроники станут закрываться один за другим, то во весь рост встанет проблема монополизации — со всеми ее прелестями, вроде высоких цен и хамства персонала. Возможно, нам, покупателям, помогут онлайн-магазины? В любом случае, возвращаться во времена, когда телевизоры и стиралки везли с вещевых рынков и "оптовых фирм", категорически неохота.
Итого: Сети бытовой техники сужают ассортимент, поднимают цены и опасаются конкурентов из Интернета. В ближайшие полгода выбирать подходящую бытовую технику и электронику будет хлопотнее и дороже, чем мы уже привыкли.