Экс–владелец "Ленты" Август Мейер ищет объекты для инвестиций в России. Его бизнес-партнер Дмитрий Костыгин ищет земельные участки для создания собственной сети.
Как рассказали "ДП" несколько участников рынка недвижимости, представители экс–владельца сети "Лента" Августа Мейера подыскивают участки для строительства сети гипермаркетов в Петербурге и Москве. Бывший владелец сети и его партнеры ищут, куда бы вложить $ 1,14 млрд, вырученные в конце лета за 44 % акций "Ленты".
Новые фантазии Мейера
Бизнес–партнер Августа Мейера Дмитрий Костыгин, который получил за почти 2 % сети "Лента" $ 54 млн, подтвердил информацию о поиске земли. Он подчеркнул, что речь идет о его собственном проекте, в котором Август Мейер может выступить соинвестором. Дмитрий Костыгин отметил, что ищет участки площадью 3 – 5 га. "Во время конфликта в "Ленте" я не следил за земельным рынком, поэтому буду изучать ситу ацию в течение 3–6 месяцев", — заявил он.
Дмитрий Костыгин готов реализовать проект, если будут найдены подходящие пятна по адекватной цене. Речь идет о формате гипермаркетов. Если участки найти не удастся, то бизнесмен будет рассматривать другие сферы для вложения инвестиций. "Например, в сельское хозяйство, но есть и другие идеи", — фантазирует Дмитрий Костыгин.
Старая история
Август Мейер приехал в Петербург в 1999 году из США.
Его первые инвестиции в России — покупка шести квартир в Центральном районе Петербурга, которые он позже стал сдавать в аренду.
В 2002 году Август Мейер познакомился с Олегом Жеребцовым, основателем сети "Лента", который как раз искал инвестора, с 2001 года ведя переговоры с различными фондами. В 2002 году Август Мейер приобрел почти 41 % "Ленты".
На тот момент Олег Жеребцов рассматривал возможность проведения IPO.
Впоследствии "Лента" так и не провела первичное размещение акций, а миноритарии сети рассказывали, что несостоявшееся IPO и стало одним из основных разногласий между двумя партнерами.
В результате Олег Жеребцов в 2009 году продал свои 35,4 % за $ 110 млн, а Август Мейер в 2011 году, объединившись с тремя миноритариями — Дмитрием Костыгиным, Сергеем Ющенко и Глебом Огнянниковым, реализовал 41 % сети за $ 1,14 млрд.
Олег Жеребцов инвестировал средства в фармацевтический бизнес, а Август Мейер, по данным "ДП", рассматривает возможность остаться в ретейле.
Жизнь после продажи
Опрошенные "ДП" участники рынка по разному отнеслись к вопросу о перспективах инвестиций в продуктовый ретейл. Так, например, Василий Сопромадзе, экс–совладелец "Корпорации С", продавший активы в России в 2007 году ради развития бизнеса за границей, считает инвестиции в российский ретейл перспективными. "В начале 1990–х на центральной площади израильского городка Ашдот был только один гипермаркет. Сейчас их там 10.
И все работают. Что уж говорить о России с ее 150 млн населения!" — говорит он. Он подчеркнул, что торговля — двигатель развития сельского хозяйства и промышленности.
Андрей Рогачев, основатель сетей "Пятерочка" и "Карусель", отметил, что последние 3 года за ситуацией в ретейле не следит, но считает Августа Мейера настоящим профи в инвестициях.
"Количество заработанных им денег тому доказательство", — отмечает он.
В то же время экс–совладелец сети SELA Аркадий Пекаревский, продавший в 2010 году 45 % сети своему брату Борису Остроброду, заявил, что строить новую торговую сеть не стал бы.
"Время изменилось. И если ты уже был успешным в ретейле, не стоит испытывать судьбу еще раз", — уверен он, подчеркивая, что сейчас денег для развития проекта потребуется в разы больше, чем на заре развития российского рынка. "Логичнее вкладывать во что–то более спокойное и надежное, например в недвижимость, где доходность выше", — говорит он. Сам Аркадий Пекаревский вложил часть вырученных от продажи SELA денег в недвижимость и кондитерское производство в Петербурге.
По мнению финансового директора Jensen Group Джеймса Битти, репутация российского рынка недвижимости хуже, чем есть на самом деле. "Знающих инвесторов привлекают макроэкономические показатели и политическая стабильность в стране", — утвер ждает он.
Конкурентный рынок
По мнению гендиректора "Colliers СПб" Николая Казанского, на участке в 4 га можно построить гипермаркет площадью до 20 тыс. м2.
Такой участок стоит около $ 5 млн (при наличии инженерных коммуникаций), само строительство обойдется еще в $ 20 млн. "Рынок Петербурга насыщен торговыми форматами и поделен. Новичкам дебютировать трудно: мало мест под новые объекты, и за покупателя идет война", — говорит гендиректор "Knight Frank Петербург" Николай Пашков.
Эксперты NAI Becar в Петербурге отмечают, что в Москве к концу 2010 года насыщенность торговыми комплексами составила менее 100 м2 на 1000 человек, открытие еще одной торговой сети вполне обосновано. В Петербурге насыщенность приближается к высшей отметке — более 150 м2 на 1000 человек. Руководитель департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила говорит, что конкуренция в ретейле в двух столицах очень плотная и выходить с идеей новой сети, тем более строительства гипермаркетов, — это потеря времени.
Аналитик TKB Capital Наталья Колупаева отмечает, что деньги, вырученные от продажи доли в "Ленте", позволят Дмитрию Костыгину инвестировать в строительство всего двух гипермаркетов под ключ. Проект может быть успешным, если есть уникальные предложения по участкам. По словам президента компании STEP Дмитрия Куниса, гораздо интереснее с точки зрения инвестиций сегодня регионы. Ретейлерам интересны как города–миллионники, так и менее крупные населенные пункты.
Все под контролем
Комментарий
Вера Сецкая Президент GVA Sawyer
Сейчас ретейл в России развивается хорошо, особенно нестандартные форматы, такие как аутлеты.
Приятно слышать, что американец готов инвестировать в Россию. Чем больше таких примеров, тем лучше.
Они говорят об уверенности людей в рынке. Удачный опыт соотечественника может подтолкнуть к активности и других американских бизнесменов, а также европейских.
Пока иностранцы очень осторожны. Мы ведем переговоры с несколькими крупными инвестфондами в Лондоне. Но они не активны.
Комментарий
Сергей Федоров Директор по развитию бизнеса Jones Lang LaSalle в Петербурге
Мейер вышел из бизнеса, который он целиком не контролировал, с хорошей компенсацией. Это не значит, что он разочаровался в ретейле или в России. Приняв участие в создании абсолютно подконтрольной ему сети, он, безусловно, найдет способ ее капитализировать и выгодно продать. Рынок ретейла в Петербурге насыщен. Но если новая сеть захватит и рынок Москвы, проблем с развитием у нее не будет. Москва — бездонная чаша, но заходить туда придется через города Подмосковья, где еще остались участки для крупного торгового формата.