Медик по образованию, Виолетта Монгуш создала интернет-магазин живых новогодних елок. В этом году компания Wow-elki планирует продать до 10 тыс. деревьев. По словам участников этого рынка, все большую популярность приобретают сервисные услуги — доставка, монтаж и демонтаж новогодних деревьев.

"В этот бизнес я зашла, что называется, с улицы. У меня медицинское образование, и раньше мне бы в голову не пришло, что я буду зарабатывать на этом деньги", — рассказывает Виолетта Монгуш. Уйдя в декретный отпуск в 2011 году, девушка заскучала и решила запустить сезонный бизнес. Поскольку приближались новогодние праздники, решение пришло само — открыть интернет-магазин новогодних елок.

Впрочем, ни начального капитала, ни опыта в таком бизнесе у Виолетты на тот момент не было. Она вложила собственные сбережения в рекламу и создала сайт. По словам г-жи Монгуш, утром она собирала заказы на елки в Интернете и только потом искала тех, у кого можно было бы закупить товар. С поставщиками сразу же приходилось договариваться о небольших партиях, чтобы избежать "костра" — так продавцы елок называют товар, который остается у них после Нового года. Перед праздниками недостатка в клиентах у Монгуш не было. За день набиралось до 35 заказов: "У меня был большой список клиентов, которым надо было развести елки, но ни курьеров, ни товара, ни машин не было. Утром я находила поставщиков, курьеров, машину и в этот же день развозила товар. Постоянно случались сбои в доставке, потому что курьеры увольнялись каждые два дня".

Курьеры не справлялись с огромным количеством заказов, и развозить елки по адресам Монгуш помогал супруг. "Последние две недели он уже почти совсем не спал и не ел, был дичайший аврал", — вспоминает Виолетта.

Так, в первый день общими усилиями удалось доставить около 35 елок. Однако, по словам г-жи Монгуш, поверить, что на этом можно сделать бизнес, она смогла, когда в один из первых дней продала голубую садовую ель за 35 тыс. руб.

"Тогда я поняла, что елки — не только атрибут Нового года, но и элемент ландшафтного дизайна, и они бывают очень дорогими", — вспоминает г-жа Монгуш. За первый предновогодний сезон компания Wow-elki продала 500 деревьев и заработала 220 тыс. руб.

Когда праздники кончились и спрос на новогодние деревья упал, Монгуш задумалась, как дальше развивать бизнес. Вспомнив про дорогую ель, которую ей удалось продать в дни новогоднего безумия, девушка решила попробовать новую нишу — ландшафтный бизнес. Приняла решение: летом и в межсезонье заниматься ландшафтным дизайном, а зимой продавать елки.

На следующий год решила договориться с поставщиками об оптовой торговле елками. Сейчас у Wow-elki 250—300 постоянных розничных клиентов и 50 оптовых, из которых, по оценке Виолетты Монгуш, десять крупных. На сегодняшний день общий объем инвестиций в бизнес составил порядка 2 млн руб.

В интернет-магазине Wow-elki можно приобрести датские елки (от 2,3 тыс. до 3 тыс. руб.), ель обыкновенную русскую (от 1350 руб.), сосну (1650 руб.) или голубую датскую ель (от 3500 руб.), которую летом можно высадить на даче. По словам предпринимательницы, цена на датские елки зависит от возраста дерева: чем старше дерево, тем выше цена. Такие ели выращивают специально на продажу в питомниках, и в грунте впоследствии приживаются только 50% из них.

Елку из магазина можно забрать самостоятельно или же заказать доставку по Москве и Московской области (от 600 до 4,5 тыс. руб.). Цена доставки, по словам г-жи Монгуш, зависит от габаритов дерева. Кроме того, компания предлагает дополнительные услуги: установку елки (от 300 до 2500 руб.) и ее демонтаж после праздников (1500 руб.).

По словам Виолетты Монгуш, сейчас на складе компании Wow-elki — 8 тыс. деревьев. Кроме того, на подходе еще две фуры с елками. Поскольку в "горячий" сезон у продавцов новогодних деревьев каждая минута на счету и опоздание в два-три дня может стать критичным для бизнеса, Монгуш сотрудничает сразу с несколькими поставщиками.

Предпринимательница продвигает бизнес в основном за счет интернет-рекламы. За три года существования компании она потратила на рекламу около миллиона рублей. Из них 190 тыс. — в предновогодний сезон в этом году. По мнению г-жи Монгуш, эта статья расходов самая большая в елочном бизнесе, поскольку конкуренция на рынке очень высока и деньги на рекламу нужно потратить с умом. Аренда склада в предновогодний сезон обходится предпринимательнице в 45 тыс. руб.

В этом году г-жа Монгуш поставляла свой живой товар на елочные базары. А вот продавать искусственные елки Виолетте не хочется. "Все-таки живые деревья приносят в каждый дом праздничное настроение", — считает г-жа Монгуш. В планах предпринимательницы — начать продажи елочных украшений.

Сумму прибыли компании Виолетта Монгуш не раскрывает. Однако, по оценке участников рынка, бизнес на торговле елками может приносить от 100 тыс. до 5 млн руб. за сезон в зависимости от размера компании и объемов продажи.

Сергей Шабетник, коммерческий директор компании "Живая елка", считает, что в Москве рынок онлайн-торговли живыми елками достиг почти половины объема всего этого рынка. "Наша компания за сезон продает 4—5 тыс. елок, диапазон цен на них — от 2450 руб. до 95 тыс. Чаще всего покупают елки ценой в 3,5—5 тыс. руб. Все больше становятся востребованы сервисные услуги — доставка дерева, установка (700 руб.) и демонтаж после праздника (1400 руб.)", — рассказывает г-н Шабетник.

По словам г-жи Монгуш, одна из самых значительных проблем в елочном бизнесе — короткий сезон. В среднем высокий спрос на новогодние деревья держится десять дней до Нового года. Однако предпринимательница считает, что и эту проблему можно решить, если заранее продумать план продаж. "В этом году я сделала вывод, что эти границы надуманные. Они, безусловно, есть, но можно их легко расширять, например за счет корпоративных клиентов, торговых и бизнес-центров: у них елки появляются намного раньше", — рассказывает предпринимательница. "В этом случае можно заключить все сделки уже до начала сезона", — считает Виолетта.

В компании "Елка-магазин", работающей на рынке интернет-торговли елками два года, РБК daily подтвердили, что самый большой спрос на елки — в последние две недели до праздника. "Елка-магазин" работает только по предварительным заказам и продает деревья со склада. "Нам оставляют заявки на сайте. Например, у нас есть в продаже десять елок определенного вида, а вы звоните и просите 11. И тогда мы вам предлагаем дерево другого вида", — говорит представитель компании. По его словам, сегодня одно из самых важных условий для покупателей — наличие доставки. У "Елка-магазина" стоимость доставки зависит от роста и веса елки.

Основатель онлайн-магазина elki24.ru Максим (фамилию бизнесмен не раскрывает) считает, что спрос на покупку елок через Интернет растет ежегодно. "Мы увеличиваем объемы продаж в среднем на 10% каждый сезон. Все больше покупателей предпочитают датские елки, а не русские. Это достаточно высококонкурентный рынок — порог входа на него довольно низок. Думаю, для московских покупателей елок работают уже около 30 онлайн-магазинов", — оценил ситуацию на рынке собеседник РБК daily.

Страшный сон для предпринимателя в этой области — остаться с нераспроданным товаром. По словам г-жи Монгуш, на складе может оставаться до 300—400 деревьев, однако она утверждает, что с такой ситуацией пока не сталкивалась.

Сегодня в компании Виолетты Монгуш работает шесть человек, в том числе муж предпринимательцы и одновременно партнер по бизнесу. В этом году Виолетта привлекла еще нескольких партнеров. Курьеров и водителей г-жа Монгуш ищет среди частников, которые хотят заработать к праздникам.

Несмотря на активное развитие, елочный бизнес составляет лишь 30% бизнеса г-жи Монгуш, остальные 70% дохода приносит фирма ландшафтного дизайна. По мнению предпринимательницы, главное в елочном бизнесе — обеспечить качественную логистику и потратиться на раскрутку. "Проблему со складом можно решить, договорившись с поставщиком о работе с его склада", — делится опытом г-жа Монгуш.

"К сожалению, огромное количество людей занимается этим бизнесом исключительно ради заработка. Я тоже когда-то пришла в него именно с таким настроением, но при этом сразу увлеклась делом, ведь мы создаем праздник, а значит, должны уделять особое внимание качеству услуг и пожеланиям клиентов", — рассуждает Виолетта Монгуш.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments