Обувные магазины Екатеринбурга продолжают ликвидировать последствия кризиса. Тем временем покупатели, желая сэкономить, продолжают искать обувь по более низкой, чем раньше, цене, мигрируя в магазины более скромного ценового сегмента. При этом даже самая состоятельная их прослойка к тратам стала подходить более взвешенно.
В зависимости от уровня работающих в Екатеринбурге магазинов, объем продаж в 2009 году снизился от 20 до 40%. В частности, о снижении на 20% говорят в Paolo Conte и "ЦентрОбуви", на 30—40% — в сети "К+С". В сети "Покровский" цифр не называют, признавая при этом, что собственных внутренних планов выполнить не удалось.
Работающие на рынке предприниматели отмечают существенные корректировки покупательского поведения по сравнению с докризисными тенденциями.
"Наши продавцы магазина заметили, что за покупками чаще стали приходить люди с достаточно высоким достатком, которые ранее к нам не заглядывали. Я объясняю это тем, что наши модели внешне существенно не отличаются от моделей дорогих брендовых марок", — заявляет управляющая магазином Paolo Conte Мария Русинова, отмечая, что средний чек магазина составляет 4—5 тыс. рублей.
В более скромной "ЦентрОбуви" (условный средний чек — 1 тыс. рублей) наблюдаются схожие тенденции.
"Производством нашей обуви занимаются фабрики Китая, и основными клиентами "ЦентрОбуви" являются покупатели с низким и средним уровнем дохода. Впрочем, в кризисный период к нам стали заглядывать и люди с высоким достатком. Вообще клиенты стали чаще экономить", — отмечает представитель "ЦентрОбуви" Галина Ларина.
Растущую прижимистость покупателей в кризис констатируют даже в Baldinini. Тягу клиентов к экономии заметили даже в люксовых магазинах (чек — от 11 тыс. рублей), клиенты которых в более низкие ценовые сегменты, разумеется, не ушли, но тратить стали более осмысленно.
"Наши покупатели — это молодые люди от 20 лет, так называемая золотая молодежь, и люди с собственным состоявшимся бизнесом, от 30—35 лет. В 2009 году мы заметили, что даже они стали подходить к трате денег более логично, чем до кризиса", — отмечает управляющая сетью Baldinini Надежда Лузянина.
В "К+С" в этой ситуации попытались расширить собственную клиентскую базу, скорректировав маркетинговую политику. Сети пришлось подстраиваться под возможности своих покупателей, добавив в ассортимент недорогую обувь, хотя средний чек летней обуви сезона-2010 для премиум-класса сохраняется на уровне 7—10 тысяч рублей.
Основную ставку в борьбе за сохранение клиентуры магазины делают на скидки и распродажи. "Если до 2009 года скидки носили сезонный характер, то сейчас мы устанавливаем скидки уже для новой коллекции. В кризис у людей с небольшим достатком появилась возможность приобрести нашу обувь", — отмечают в "К+С".
Paolo Conte не отставал от конкурентов, предлагая скидки до 70%.
В Обувном доме "Покровский" также отмечают, что распродажи в их магазинах пользовались особой популярностью.
"Помимо распродаж, проводились акции типа "Неделя постоянного покупателя", во время которых действовали скидки для покупателей магазина, у которых есть наши дисконтные карты", — рассказала директор сети магазинов "Обувной дом "Покровский" Татьяна Дударенкова.
Основным орудием в борьбе за покупателя на Урале остаются скидки. Кроме того, что магазин стал терять, предлагая клиентам скидки, сеть готова была получать меньше прибыли с каждой проданной пары: в кризис увеличились закупочные цены на обувь, поэтому для удержания клиентов наценку в магазинах пришлось снизить. В результате средний чек в 2009 году в народных магазинах Обувного дома "Покровский" на коллекцию осень-зима составил 5,5 тыс. рублей, на коллекцию весна-лето — 3,5 тыс. Средний чек в торговых центрах на осень-зиму — 7,5 тыс., весну-лето — 4,5 тыс. В магазине на Малышева средний чек на коллекцию осень-зима-2009 составил 12,5 тыс., на весну-лето — 7,5 тыс. рублей.
В целом, руководители обувных магазинов достаточно оптимистично смотрят в будущее, считая, что обувь покупать будут всегда. Согласно данным маркетингового исследования, проведенного в первой половине марта, 74% опрошенных готовы потратить на покупку обуви от 2,1 до 6 тыс. рублей, 13% — от 6 до 10 тыс. рублей.
Отметим, что на сегодняшний день в Екатеринбурге 126 обувных магазинов. Однако вряд ли каждый из них найдет своего покупателя. Часть горожан в кризис вообще стала отдавать предпочтение ремонту обуви, нежели покупке. Об этом говорят данные администрации города, свидетельствующие о бурном росте пунктов ремонта обуви.