Подконтрольная екатеринбургской мэрии компания «И-сеть» обратилась к местным ритейлерам с предложением использовать выпускаемые ею транспортные карты для получения скидок в магазинах. Пока об этом удалось договориться только с одной торговой сетью — «Норд». Другие участники рынка отмечают, что им проект с экономической точки зрения не интересен, и их участие в нем возможно лишь в виде социальной нагрузки.
Как рассказал „Ъ“ начальник коммерческого отдела ОАО «И-сеть» Денис Михайлов, предложение о предоставлении скидок по персональным транспортным картам («Екарта») компания направила нескольким ритейлерам, работающим в Екатеринбурге. Среди них, в частности, сети магазинов «Норд», «Кировский» и «Монетка». «Суть предложения заключается в том, чтобы владельцы карт могли получать скидки при покупке товаров у наших партнеров», — отметил он.
Проект «Екарта» действует в Екатеринбурге с 1 января 2010 года. Он предусматривает замену проездных билетов на общественный транспорт электронными картами. Оператором проекта выступает ОАО «И-сеть», учредителями которого являются мэрия Екатеринбурга (ей принадлежит 35%), ООО «Компания Экстрим Про» (30%) и ООО «Единый расчетный центр» (35%). В настоящее время выдано более 230 тыс. персональных транспортных карт для льготных категорий граждан, с 1 июня выдачу карт планируется организовать для школьников и студентов.
По словам господина Михайлова, пока удалось договориться только с сетью бытовой техники «Норд» (контролируется бывшим вице-мэром Екатеринбурга Ильей Борзенковым). «По соглашению с „Нордом“ получившие карты льготники имеют право на скидку в 12% от стоимости продукции», — рассказал он. Денис Михайлов подчеркнул, что соглашение с «Нордом» было заключено на безвозмездной для ритейлера основе. «Кроме того, контракт не предусматривает и коммерческой выгоды для ОАО „И-сеть“, так как является социальным проектом», — отметил он. По словам руководителя департамента рекламы торговой сети «Норд» Светланы Мининой, возможность воспользоваться скидками по карте в магазинах компании действует с 7 мая. «За прошедшие с момента запуска проекта две недели в наших магазинах было совершено более 500 покупок с использованием этой карты», — сообщила она. Госпожа Минина подчеркнула, что скидками могут воспользоваться лишь льготники. «Возможность распространения скидок на другие категории владельцев „Екарт“ мы пока не рассматривали», — сообщила она.
По словам гендиректора торговой сети «Кардинал» Рафаэля Шихова, схема использования «Екарты» для получения скидок сравнима с кобрендинговыми соглашениями. «То есть она может быть использована как дополнительный элемент повышения лояльности покупателей», — отметил он. Однако, по словам гендиректора сети магазинов «Звездный» Александра Райсиха, в отличие от кобрендинговых соглашений, у «Екарты» есть ряд серьезных недостатков. «В частности, сейчас транспортные карты выдаются лишь пенсионерам и льготникам, но у них и так уже давно имеются карты большинства торговых сетей города. Поэтому рассчитывать на то, что к нам выстроится очередь за этими скидками, довольно сложно», — отметил он. Кроме того, по словам господина Райсиха, «Екарта» не позволяет отслеживать и управлять лояльностью покупателей. Как отмечают участники рынка, предлагаемый вариант использования карты лишает ее уникальности для ритейлеров. «Карта будет действовать не только в моей сети, но и в других сетях. В результате получается, что, начиная давать скидки всем подряд, мы просто обрушиваем свою доходность», — отметил один из участников рынка, попросивший не называть своего имени.
Между тем, останавливаться на ритейлерах «И-сеть» не намерена. Как рассказал Денис Михайлов, в настоящее время компания также прорабатывает возможность предоставления дисконта по социальным картам при посещении музеев, кинотеатров и выставок.