Как системы электронного документооборота помогают ритейлерам в оптимизации бизнес-процессов, рассказал Юрий Кушпель, менеджер проекта «Контур-EDI» компании «СКБ Контур».

Я проработал в ритейле более 15 лет. Начинал с автоматизации бухгалтерского учета («Корпорация Парус» — прим.ред.). Сегодня руковожу проектом «Контур-EDI» компании «СКБ Контур».

С EDI впервые столкнулся в 2006 г., когда на рынок вышла первая компания-провайдер EDI («Корус консалтинг» — прим.ред.). EDI — это, в двух словах, технология для оптимизации уже существующих бизнес-процессов в ритейле. Стандарты EDI позволяют формировать любые документы, возникающие при оформлении торговых операций: заказы на поставку, уведомления об отгрузке, счета и т.д. Все эти документы передаются через EDI-провайдера в виде «закодированных сообщений».

EDI-технология дает очень ощутимый экономический эффект, так как оптимизирует работу предприятия за счет повышения дисциплины во внутренней организации бизнес-процессов и увеличения производительности бухгалтерии и коммерческих отделов. В итоге достигается слаженная работа внутри информационной системы со стороны обоих участников бизнеса и серьезно сокращается потребность в кадровом персонале. Но чтобы работать с EDI, в отрасли требуется достаточно высокий уровень автоматизации. В 2006 г. в розничной торговле он был еще очень низок.

До кризиса я занимался системами управления товародвижения для розницы. После кризиса началась активная глобализация рынка: небольшие компании стали продавать свой бизнес крупным, крупные – консолидироваться. На рынке в основном остались игроки с хорошо автоматизированными процессами. Стало ясно, что дальнейшее развитие рынка будет связано с EDI. Возникла идея стать EDI-провайдером, которая быстро нашла отклик на рынке. Мы сформировали команду и начали вкладывать средства в разработку EDI-продукта.

Примерно тогда же стало очевидно, что в какой-то момент в России появятся электронные счета-фактуры и рынок EDI начнет очень сильно меняться в сторону электронных юридически значимых документов. На него должны будут выйти прежде всего спецоператоры связи, которые уже накопили достаточно опыта взаимодействия с налоговыми органами. На выставке «Иннопром» 2011 г. эти предположения подтвердились: компания «СКБ Контур» представила свою систему ЭДО (Диадок — прим.ред) и заявила о разработке собственного EDI-решения.

Зимой 2011 г. полностью сложилось законодательная база по электронным счетам-фактурам. Утверждение последних форматов оставалось делом времени. Стали появляться операторы ЭДО с разработками для ритейла, EDI-провайдеры начали реализовывать в своих системах автоматическое создание юридически значимых первичных документов на основе EDI-сообщений. Скорее всего, к концу следующего года обе технологии (ЭДО и EDI) будут реализованы уже у всех участников рынка. Таким образом, чтобы конкурировать с крупными игроками, нужно поддерживать ЭДО и EDI одновременно. Для нас это оказалось невозможным, и мы свернули разработку собственного продукта.
К тому же в январе 2012 г. нам поступило предложение от «СКБ Контура» стать партнерами по EDI. В конце лета 2012 г. наша команда влилась в проект «Контур-EDI».

Основное преимущество «СКБ Контура» заключается в том, что он способен разрабатывать серьезные качественные продукты с нуля. В отличие от большинства EDI-провайдеров, компания не использует в качестве фундамента зарубежные платформы. Поэтому «Контур-EDI» ориентирован именно на российские реалии и обладает большой гибкостью: разработка способна быстро реагировать на любые законодательные изменения и запросы конкретных клиентов на любом уровне. К тому же «Контур-EDI» интегрирован в систему юридически значимого электронного документооборота «Диадок», которая обладает хорошей масштабируемостью, так как рассчитана на гигантские объемы информации.

За три месяца на рынке мы подключили порядка 10 торговых сетей и около 20 поставщиков. Среди них есть как глобальные игроки (такие как Metro Cash&Carry, Billa, «Нестле-Россия», «Крафт Фудс Рус»), так и небольшие региональные, которые начали задумываться над оптимизацией своих бизнес-процессов («Подсолнух», «Елисей», «Звездный», «Оптима-Сибирь» и другие).
Все поставщики работают с EDI через интеграцию с учетными системами. Для распространенных систем мы разрабатываем бесплатные коробочные решения. Такое решение уже есть для системы «1С». Оно поддерживает обмен EDI-сообщениями и электронными юридически значимыми документами.
Веб-интерфейс Контур-EDI представляет собой что-то вроде упрощенной системы поддержки закупок/продаж. Он будет удобен микро-поставщикам с небольшим ассортиментом.

Традиционные EDI-провайдеры предоставляют в основном постоплатные тарифы. Нам же кажется, что фиксированные платежи лучше в том смысле, что позволяют компании сразу же оценить весь масштаб расходов. Поэтому «СКБ Контур» хочет поменять правила игры на EDI-рынке. Приведу пример: когда рынок сотовой связи только формировался, все тарифы были поминутными. В итоге у крупного бизнеса получались гигантские счета. Сегодня весь крупный бизнес работает на безлимитных тарифах. Благодаря «безлимиту» в сравнении с большинством провайдеров «Контур-EDI» получается намного более доступным.

Через несколько лет мы планируем претендовать на половину рынка EDI. Небольшие поставщики зачастую воспринимают EDI как налог на право работы с крупными торговыми сетями. Если доля поставок посредством EDI невысока, то поставщики вынуждены поддерживать сразу два бизнес-процесса. Однако, как только проникновение EDI среди контрагентов поставщика достигает хотя бы 20%, становится виден реальный экономический эффект. Таким образом, скорость окупаемости EDI в первую очередь зависит от скорости подключения контрагентов. Мы стремимся обеспечить подключение в рамках одного бизнес-дня. У «СКБ Контура» широкая сеть сервисных центров по России, поэтому мы можем ежедневно подключать поставщиков в массовом порядке.

Нужен ли EDI ритейлу? Можно с уверенностью утверждать, что следующий этап развития ритейла – оптимизация бизнес-процессов. Сейчас сильно меняется конкурентная среда – эти вопросы выходят на главное место. Первые мои 10 лет в ритейле он развивался по экстенсивному пути: тогда сети ставили свои магазины на так называемые «покупательские тропинки». На данный момент покупательский поток увеличить нельзя. То есть единственный способ зарабатывать больше – это сокращать затраты. А при использовании EDI и системы ЭДО за счет автоматизации производительность труда бухгалтерии повышается в два раза, производительность труда коммерческих служб – более чем в три раза, исчезают прямые издержки на бумагу.

Лично я сужу свою работу в ритейле по тому, какую пользу она приносит. Мне приятно, что клиенты не просто выкидывают деньги на ветер. Я всегда внедрял кейсы, которые быстро окупаются и дают осязаемый эффект в достаточно короткие сроки.

*На правах рекламы

Перейти к оглавлению обзора

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments