Конкуренция в сфере электронной книготорговли становится такой острой, что счет идет на часы и минуты: в Бразилии Kobo, Amazon и Google, запустили свои книжные магазины в один день. Эксперты поясняют, с чем связана такая спешка.
На прошлой неделе запуск национального бразильского интернет-магазина Kobo пышно отмечался в Сан-Пауло. В одном из подразделений местной книжной сети Livraria Cultura устроили вечеринку, чтобы отпраздновать начало своего партнерства с международной компанией, ставшей первой, которая вышла на местный рынок. На мероприятие были приглашены популярные актеры, которые устроили публичные чтения с устройств Kobo.
Но монополия Kobo на бразильском рынке продолжалась всего несколько часов, потому что по истечении этого времени свой магазин здесь запустил Google, а через 35 минут после него подтянулся и Amazon.
Эксперты рассматривают такую спешку как желание ритейлеров «откусить большой кусок рождественского пирога» — во время зимних праздников люди тратят самое большое количество средств на подарки себе и другим, и поэтому все три международные компании не желали отдавать возможную прибыль конкурентам.
Обозреватель издания Publishing Perspectives Эдвард Навотка (Edward Nawotka) анализирует ситуацию: «В Бразилии на этой неделе мы увидели настоящее трюкачество. После года переговоров и планирования Kobo, Amazon и Google запустили свои книжные интернет-магазины в один день, с разницей всего в несколько часов.
Kobo был, разумеется, первым, но они и не скрывали своих стремлений, объявив несколько месяцев назад о партнерстве с сетью книжных магазинов Livraria Cultura. По поводу сделки Amazon с доминирующей в Бразилии книжной сетью Saraiva постоянно ходили какие-то слухи, все знали, что что-то происходит, но подробности компания скрывала. Google о своих планах вообще молчал.
Что касается Apple, то они еще пару месяцев назад открыли лазейку для бразильцев в американском iBookstore, и предлагают за доллары США всего около 3 тысяч наименований книг на португальском языке, но это не может считаться полноценным выходом на рынок страны.
И за этим рывком на рынок стоит понимание того, что покупатели развивающейся страны не обладают достаточными средствами, чтобы менять свои предпочтения каждый год, поэтому тот ритейлер (и его устройство), с которым они начнут свою «дружбу», скорее всего, останется с ними на долгие годы. И если вы хотите закрепиться на рынке — через средства массовой информации, книжные магазины, или, что еще важнее, через рынок образовательных услуг (очень влиятельный фактор в Бразилии), вам действительно лучше быть «первым», даже если, как в случае рождения двойни или тройни, разница составляет всего несколько минут».
Но преимущество Kobo в его бразильском «первенстве» является очень сомнительным. Учитывая, что их устройство на 33% дороже, чем Kindle, можно сделать вывод, что Amazon поторопился запускать свой сервис в Бразилии, чтобы максимально быстро проинформировать потенциальных клиентов: «не покупайте Kobо, ведь через несколько дней вы можете купить Kindle по гораздо более низкой цене».
В то же время специалисты отмечают, что Barnes & Noble, не принявшие участие в этой гонке, скорее всего, выбрали тактику выжидания: они смогут на успехах и ошибках конкурентов оценить возможности рынка, и предложить пользователям свой товар на оптимальных для всех условиях.
Тем временем, бразильские издатели очень оптимистично настроены по поводу прибытия на местный рынок сразу трех международных ритейлеров и счастливы, что длительный процесс переговоров закончился.
«Мы прошли через обсуждение множества деталей, потому что в цифровом бизнесе вы должны предусмотреть все возможные спорные ситуации, и согласование всех нюансов заняло очень много времени, поэтому мы счастливы, что все, наконец, заработало» — сказал Фабио Уехара (Fabio Uehara), управляющий цифровым сегментом издательского дома Companhia Das Letras.
По словам Фернандо Барачини (Fernando Baracchini), президента издательства Novo Conceito, появление на рынке Amazon является переломным: « Я думаю, что весь книжный ритейл Бразилии сейчас разделен на периоды до и после Amazon, и эра «после», разумеется, поскольку Amazon это серьезная и компетентная компания. Я в полном восторге от этого».