В разгар кризиса один из лидеров в области массового подбора персонала — портал «Работа@Mail.Ru», ориентированный на молодую активную аудиторию, еженедельно размещал в среднем 50-60 вакансий промоутеров. Однако в середине лета ситуация резко изменилась. Количество вакансий возросло в несколько раз. Массовым подбором персонала заинтересовались, например, телекоммуникационные компании.
«Сейчас уже однозначно можно говорить о тенденции, — говорит Алена Владимирская, руководитель проекта “Работа@Mail.Ru”. — В отдельные недели мы размещаем до 500 новых вакансий. Привлечение промоутеров к продажам крупных сотовых операторов привело к росту стоимости их услуг». По словам Владимирской, теперь промоутеру готовы платить 200-250 руб. за час работы вместо прежних 100-150 руб.
Промоутер или продавец
«Вознаграждение, которое мы платим нашим партнерам за работу промоутеров, не изменилось ни в августе, ни в сентябре», — возражают в пресс-службе МТС.
Всего по России МТС ежедневно задействует до 5000 промоутеров. Не только в крупных городах, но и в небольших — везде, где открыты филиалы компании. Выездные сессии продаж с участием промоутеров бывают даже в городах с населением 20 000-30 000 человек. По данным «Ведомостей», на собственные каналы у МТС приходится три четверти продаж, а в прошлом году до 80% абонентов подключали розничные сети.
«Вымпелком» не видит необходимости в интенсивном использовании промоутеров, так как считает свою систему продаж сбалансированной. «Промоутеры привлекаются только для продвижения некоторых локальных предложений в регионах. Это разовые акции», — настаивают в компании.
В «Мегафоне» проект по продаже контрактов через стойки продаж развивали в течение года и всплеска активности летом или осенью не наблюдают. Этот канал продаж в «Мегафоне» считают достаточно эффективным. Точное число задействованных стоек продаж в компании не называют. Правда, Лариса Ткачук, заместитель гендиректора по коммерции, заявила, что в ближайшие полтора года компания намерена открыть 500 собственных салонов продаж, в которые действительно набирают новый персонал.
Стали разборчивее
Возрос спрос на персонал со стороны ритейлеров. «Спортмастер», «Адидас», «Пятерочка» и другие сети увеличили количество размещаемых вакансий, хотя пока он ниже докризисного уровня в среднем на 40%. Активизировали набор и сети фастфуда. Однако заработные платы в этом сегменте, напротив, снизились. Теперь, по данным «Работа@Mail.Ru», работникам фастфуда в среднем по России готовы платить 12 000-13 000 руб., тогда как до кризиса они зарабатывали до 18 000 руб.
«Зарплаты не снизились, — готова поспорить Зухра Бакиева, HR-директор сети “Ростик’с KFC”. — В конце августа мы провели мониторинг зарплат по своим конкурентам, чтобы понять, как действовать нам самим. Мы, наоборот, стали нанимать сотрудников чуть меньше, чем до кризиса, так как снизилась текучесть кадров». Бакиева отмечает, что теперь появилась возможность более тщательно отбирать сотрудников, нанимая тех, кто мотивирован на работу с людьми. Существенно снизилось и число иностранных граждан, принимаемых на работу в сеть. «Прежде это была вынужденная мера. Сейчас достаточно кандидатов, которые проживают в регионах, где есть наши рестораны», — уточняет Бакиева.
«Требования к массовому персоналу действительно возросли. Работодатели отказывают лицам старше 35-40 лет. Не нанимают жителей союзных республик — теперь и местные готовы работать за те же деньги. Стали более жесткими требования для агентов по недвижимости и страхованию», — резюмирует Владимирская.
Неявный симптом
Эльнур Сулейманов, директор по продажам «Росно», говорит, что его компания весь 2009 год нанимала новых продавцов. На расширение компания направила все ресурсы, высвободившиеся от сокращения операционных и административных расходов. За последние два месяца компания наняла более 150 новых продавцов. «Но мы набираем агентов не массово, а избирательно, — подчеркивает Сулейманов. — Сейчас мы ориентируемся на сотрудников, которые уже имеют успешный опыт в продажах финансовых продуктов, преимущественно в страховании».
«Требования к новым сотрудникам стали жестче, — подтверждает Михаил Куликов, директор управления вторичного рынка компании “Инком-недвижимость”. — Гораздо больше внимания наши специалисты по персоналу уделяют психологическим качествам соискателя, а уже потом оценивают его профессиональные навыки». По словам Куликова, компания нанимала новых агентов в течение всего кризиса, а не только осенью 2009 г. «Условия оплаты по сравнению с благополучным периодом не изменились, но доход риэлторов, несомненно, стал ниже, поскольку число сделок сократилось».
«Объем заказов со стороны крупных компаний, ведущих активный розничный бизнес, подрос примерно на 20%, — говорит Анна Александрова, руководитель финансово-банковского подразделения Manpower. — Существенных изменений в оплате массовых категорий по заявкам наших клиентов мы не видим. Но, действительно, работодатели стали больше оценивать мотивацию сотрудников, их готовность развиваться. Компании начали считать деньги, потраченные на подбор и обучение сотрудника, и заинтересованы в том, чтобы через 2-3 месяца он начал приносить доход».
«Часть инвестиционных проектов разморозились. Повысилась потребительская активность. Оживился и кадровый рынок, — констатирует Ирина Кондратова, коммерческий директор Kelly Services по направлениям массового подбора персонала. — Но лето и осень — это всегда пик массовых проектов. Оживление может означать как выход из кризиса, так и сезонность».
Тенденция или всплеск
Ирина Кондратова, коммерческий директор Kelly Services по направлениям массового подбора персонала
«С середины июля число заявок на массовый подбор персонала выросло примерно на 70%. Но оживление может быть чисто сезонным»