Оператор сети гастрономических бутиков «Глобус Гурмэ» — «Столичная торговая компания» (СТК, основной владелец — Лев Хасис) — запускает новый розничный проект-клубные супермаркеты. Право покупать продукты в магазинах нового для российского рынка формата нужно будет оплачивать отдельно.
Идея новой сети — предложить ограниченный ассортимент, отобрав на рынке товары-лидеры продаж, что позволит оптимизировать издержки и экономить на аренде. По формальным признакам эта концепция очень напоминает классический дискаунтер. За счет сокращения расходов новая сеть планирует предложить покупателям «комфортные цены», которые будут сопоставимы с ценами в гипермаркетах или ниже, рассказал генеральный директор СТК Андрей Яковлев.
Ассортимент магазина «Смартори» составит 4 тыс. товарных наименований (в несколько раз меньше, чем в обычном супермаркете), торговая площадь — 1-1,5 тыс. кв.м. Средний чек в магазине «Смартори» запланирован на уровне 2 тыс. руб., средний оборот одного магазина — 60-70 млн руб. в месяц. «Комфортный» темп расширения сети — пять-семь новых магазинов в год, оценивает Андрей Яковлев. Срок окупаемости одного магазина — три-четыре года, инвестиции в один объект — 60 млн руб. Первые два "Смартори" в Москве откроются через месяц на Ленинградском и Калужском шоссе. До конца года ожидается запуск 30 магазинов. Компания не исключает в дальнейшем возможность запуска "Смартори" в других городах-миллионниках. Одновременно с двумя первыми точками "Смартори" откроет интернет-магазин. Инвестиции компании на первом этапе составляют 150 млн руб.
Обычные скучные подробности о еще одной продуктовой сети на этом заканчиваются и начинается креативный подход к делу от ветеранов российского ретейла. Дело в том, что для совершения покупок в магазинах «Смартори» надо будет стать членом одноименного клуба, оплачивая членство на 30, 90, 180 дней или 1 год. Для знакомства с магазином всем покупателям предлагается совершить пробную покупку и бесплатно оформить клубную карту на 30 дней. Целевая цена годового членства составит 6 тыс. руб.
Среди необычных дополнительных преимуществ владельцев — возможность быстро сравнить цены на товары в магазине с ценами в других сетях. Для этого надо будет сканировать ценник мобильным телефоном со специальным приложением.
Стоит отметить, что сейчас отрасль продуктового ретейла пребывает в глубоком кризисе — после многих лет роста в июне 2015 года продажи в сегменте food упали на 8,1% к уровню прошлого года. И участники рынка, разумеется, ищут необычные ответы на вызовы сегодняшнего дня. Правда, главный исполнительный директор сети магазинов "Верный" Олег Высоцкий считает что для того чтобы понять, заработает ли новый проект Льва Хасиса, необходимо понимать каким будет ассортимент магазина и цены, привлекут ли они покупателей. С ходу он не взялся оценить жизнеспособность дерзкой концепции "Смартори".
Формальные ограничения на покупки только для членов своеобразного клуба впервые в России использовала немецкая сеть Metro Cash&Carry. У нее карта покупателя по сути бесплатна, но оформляется только для юридических лиц. Из-за того, что за время работы строгость в выдаче карточек сильно снизилась, они появились уже у всех, кто этого действительно хотел. Но платить за право покупать в супермаркетах – это что-то новое для России.
"Если смотреть на примере торговой сети "Метро", мы видим что компания отказалась в России от клубных карт, сейчас они достаточно свободно их распространяют. Я не думаю что они делают это от хорошей жизни. Но если в данном формате, покупая клубную карту, вы будете иметь какие то особые преференции, этот проект может успешно работать на рынке, считает Олег Рыбаков, бывший руководитель ООО ТД "Интерторг".
Представители "Смартори" считают неуместным сравнение своей будущей сети с Merto Cash&Carry. Наиболее близким по формату называют американскую сеть складов самообслуживания клубного типа Costco. В этой сети действительно надо платить за клубную карту, однако ни масштабы этих гигантских складов, ни число продаваемых товаров несовоставимы с более компактными супермакетами, планируемыми к открытию в рамках проекта "Смартори".
"Совершать покупки через интернет можно будет на сайте smartory.club и через приложение для смартфона. Вы сможете получить подробную информацию о продукте, сравнить цены «Смартори» с другими предложениями сетевых ретейлеров, мы предусмотрели возможность создания собственного списка покупок и обратной связи с комментариями и рекомендациями, — объясняют преимущества членства в своем клубе представители "Смартори". — Вы сможете использовать мобильное приложение и вместо пластиковой карты члена клуба. Кроме того, привязав к нему свою банковскую карту, вы сможете расплачиваться за покупки не доставая кошелек. При покупке товаров через интернет будет осуществляться бесплатная доставка по Москве в пределах МКАД на следующий день после оформления заказа".
Лев Хасис — сейчас работает первым заместителем предправления Сбербанка — стоял у истоков российского ретейла. Участвовал в создании торговых сетей "Альфа Банка" (сейчас объединены в X5 Retail Group), занимался развитием ГУМа и ЦУМа в Москве, принимал участие в проекте выхода на российский рынок мирового гиганта отрасли Wal-Mart. Сейчас является совладельцем сети гастрономов премиум-класса "Глобус Гурмэ".