Как и многие ее коллеги, Ивлис Ривера, врач Общественного центра здоровья города Мидл­тауна, штат Коннектикут, переживала из-за постоянно растущих объемов работы. Она не ждала ничего особенного от ежегодной встречи сотрудников центра. Так, обычные разговоры на разные медицинские темы. Однако в этот раз она столкнулась с чем-то совершенно новым. «Коучинг радости» — такой тренинг проводил бывший исследователь из Гарвардского университета, один из преподавателей популярного у студентов курса позитивной психологии Шон Экор. Цель коучинга — научить сотрудников избавляться от мрачного настроения на работе путем медитаций. Или, к примеру, высказывая благодарность окружающим коллегам. К удивлению Риверы, домой в тот день она шла в приподнятом настроении.

Виды коучинга, вдохновляющие подчиненных если не на позитивное, то хотя бы на нейтральное отношение к работе, постепенно привлекают все больше работодателей, включая UBS, American Express, KPMG и юридическую фирму Goodwin Procter. Этой теме посвящен целый ряд недавно вышедших книг о бизнесе, а также растущее число курсов MBA.

Однако критики этого подхода говорят, что за ним всего лишь стоит желание компаний улучшить моральную ситуацию в коллективе, а не снять с сотрудников бремя угрозы увольнения и перегруженности работой. В своей недавней книге «На светлой стороне» Барбара Эренрайх осуждает «позитивный подход» за то, что он позволяет людям закрывать глаза на огромное количество серьезных проблем в экономике и на рабочих местах.

Сейчас акцент делается на умении контролировать свое настроение и состояние перед лицом возможных неудач и злоключений
Разумеется, тренеры давно пытаются прививать умения, помогающие подопечным успешно выходить из сложных ситуаций. Разница в том, что сейчас акцент делается на внутренних ощущениях, умении контролировать свое настроение и состояние перед лицом возможных неудач и злоключений. Это могут быть ежедневные мейлы сотрудника своим коллегам с благодарностью за то полезное, что они сделали. Или медитация. Или привычка как можно чаще делать коллегам комплименты. Еще одно правило: не пытаться мгновенно оценивать события, причисляя их к «хорошим» или «плохим», а оставаться готовыми как к потенциально позитивным, так и негативным последствиям. И стараться сфокусироваться на самой работе, вместо того чтобы думать о результатах и последствиях. Первое сотрудник контролирует полностью, второе же от него может не зависеть.

Тренинги на рабочих местах и в бизнес-школах, разработанные почетным профессором Университета Лонг-Айленда Шрикумаром Рао, дали ему прозвище «гуру счастья». Он обращается к принципам, близким практикам индуизма, суфизма, буддизма, христианства и иудаизма. Люди, использующие их, считают, что они помогают. Грэг Джонсон, исполнительный директор компании, работающей в сфере недвижимости, говорит, что отучил себя от негативных оценок тех или иных явлений, которые связаны с его работой. По его признанию, тренинг Рао дает возможность оставаться спокойным к негативным событиям, которые, может оказаться, будут иметь положительные последствия в долгосрочной перспективе.

В своей новой книге «Заклинание» известный тренер Маршалл Голдсмит акцентирует внимание на «позитивном отношении к тому, что мы делаем, которое рождается в нас самих». «Сам сотрудник должен спросить себя: «Что я могу сделать, чтобы моя работа стала более содержательной? Что я сам могу сделать, чтобы стать счастливее?» — поясняет Голдсмит.

(WSJ, 27.01.10, перевод Валерия Золотухина) 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments