Духи являются традиционным подарком, причем эта традиция — одна из древних: как только человечество вышло из пещер, оно захотело хорошо пахнуть. Наверняка, инициатива исходила от женщин — однако точного подтверждения этому нет. В 3-2 тысячелетиях до н. э., в эпоху фараонов, душистыми маслами и жидкостями пользовались и мужчины, и женщины. В египетских гробницах археологи находили примечательные емкости из камня и алебастра: дебютные флаконы помещались в деревянные шкатулки со многими отделениями — свое для каждого запаха. Так что форма хранения духов была найдена тысячелетия назад и с тех пор не менялась. Все последующие века лишь варьировали ее — меняя материал, приспосабливая к новым вкусам и стилям.

Так, к XVI веку до н. э. относится первый флакончик из стекла, найденный в Древнем Египте. С тех пор стекло стало самым распространенным материалом для хранения благовоний — оно не впитывало масла и не изменяло запаха жидкостей и смол и, кроме того, своей ценностью и красотой соответствовало тому, что хранилось внутри.

Древние греки использовали благовония очень обильно — и для хранения мирры, ладана, шафрана приспособили керамические красно- и чернофигурные сосуды. Крошечные флакончики-алабастры можно было подвешивать к поясу. Кроме того, греки делали небольшие стеклянные бутылочки в форме фигурок животных, гроздьев винограда, фруктов, ракушек и рыбок. Такие флаконы, необходимые для хронологически исчерпывающей коллекции флаконов для духов, можно встретить на аукционах. Как ни странно, стоят они иногда даже дешевле флаконов эпохи модерна и ар-деко — например, на Christie`s такой (Рим; III в н. э.) продавался недавно за €4 тыс. Впрочем, флакончик побольше — да еще и из цветного стекла — может стоить до $20 тыс.

Корица, стиракс, сандал, мятное и розовое масло, мускус из-под хвоста циветты и амбра из желудка кашалота — древние римляне были еще более падки на душистые вещества, которые привозили со всех концов света. Иногда для их хранения использовали выдолбленные драгоценные камни — настолько были ценны сами духи.

После периода варварства, к X веку, европейцы вновь заинтересовались душистыми веществами. Родилась парфюмерия, и она была царицей химических наук до XV-XVII веков. Для хранения духов, которые к тому времени стали делать на основе спирта, европейцы использовали миниатюрные контейнеры из золота и серебра, стекла, фарфора, полудрагоценных камней и раковин. Нередко такие флаконы предназначались для того, чтобы носить их с собой,— пропитанная духами ткань могла помещаться внутри серег или перстня, крошечные бутылочки носили на шее. Все подобные изделия являются произведениями ювелирного искусства, и найти такие на современных аукционах очень непросто. В эти флакончики духи переливали уже дома — парфюмеры продавали их обычно в разлив, в простых стеклянных или фаянсовых аптечных бутылках. Иногда на аукционах попадаются целые наборы из флакончиков и крошечной воронки, чтобы наливать в них жидкости.

Сразу же после изобретения фарфора в Европе начали делать из него флаконы. Они могли быть простыми, в виде разной формы бутылочек, а могли быть затейливыми, становясь самоценными произведениями искусства. Например, в Париже были созданы емкости для духов в виде фигурок султана и султанши, чьи тюрбаны служили пробками. Такие были проданы на Sotheby`s в прошлом году за £9 тыс. Для того чтобы носить духи (или нюхательные соли) с собой, ювелиры XVIII-XIX веков создавали миниатюрные, богато декорированные бутылочки. Такой флакончик может стоить от $10 тыс. до $30 тыс.— в зависимости от того, сколько мастерства, золота и бриллиантов в него вложено (например, флакончик с голубой эмалью гильоше и золотыми веточками фирмы Карла Фаберже на Christie`s был продан за $27 тыс.). Зато флакончики цветного богемского стекла в те времена были доступны каждой дочке купца-нувориша, они и сейчас стоят иногда до €1 тыс. Российские фабрики — Императорский завод или частный завод Попова — тоже выпускали недорогую продукцию такого рода. Например, расписанные цветочками или пейзажами фарфоровые бутылочки. Но из-за их редкости (почти все побились в войнах и пожарищах) стоимость их выше.

Стиль и значение флакона для духов принципиально изменились на рубеже XIX и XX века. В эпоху стиля модерн и поточного производства духи стали продавать уже разлитыми в красивые бутылочки. Эскизы флаконов делали знаменитые художники своего времени, ведь теперь флаконы несли и рекламную нагрузку — а производили их тиражным способом.

Среди самых первых были духи Bouquet Nouveau, выпущенные французской компанией Roger & Gallet. Они продавались в квадратной бутылочке зеленого стекла с декором из золоченой латуни. В том же 1900 году в Париже появились духи Royal Vaissier, которые продавались во флаконе в форме цветка лилии дизайна Baccarat.

Спустя десятилетие флаконы и названия духов невероятно усложнились. Дом Guerlain представил духи Voila pourquoi j`aimais Rosine ("Вот почему я любил Розину"). Их бутылочка напоминает вазу, а пробка была скрыта под шелковыми цветами. Самым знаменитым дизайнером флаконов этого периода был, конечно, Рене Лалик. С 1906 года он сотрудничал с парфюмером Франсуа Коти и сделал для дома Coty немало эскизов. Самым знаменитым их творением были Au Coeur des Calices 1913 года во флаконе синего матового стекла с пчелой на пробке. L`Elegance для D`Orsay с танцующими нимфами на флаконе; Leur Ames для того же дома с огромной подковообразной фигурной пробкой; L`Eglantine de la Reine для Hector Legrand 1911 года — эти флаконы сейчас являются серьезным предметом коллекционирования, хотя и не стоят так много, как, например, дизайнерская мебель.

1920-е годы и период ар-деко сделали дизайн флакона еще более разнообразным и более важным — ведь он помогал правильно позиционировать продукт на рынке. Chanel N5, выпущенные в 1921 году, имели принципиально скромную бутылочку — они рекламировали созданный ею новый тренд, дорогую простоту.

Производители духов и дизайнеры работали сразу в нескольких направлениях: духи Bakanir, представленные домом Honore Payan в Париже в 1927 году, налиты в кубистически граненый флакон. В том же году Baccarat сделала для Delettrez флакон "Серебряная бабочка" в абстрактном стиле — из розового стекла с геометрическими мотивами.

В коллекции знаменитого модельера Ива Сен-Лорана, которую в позапрошлом году распродавал аукционный дом Christie`s, были десятки флаконов для духов. Стеклянные дизайнерские бутылочки, созданные Морисом Марино в конце 1920-х, были проданы за десятки тысяч евро (самая дорогая — за €51 тыс.). В той же коллекции хранилась бутылочка с фиалковой водой Belle haleine, дизайн которой разработал великий Марсель Дюшан — причем победив в конкурсе проект Мана Рея (1921; продана за €8,9 млн).

После Второй мировой войны романтика вновь завладела миром. Каким художникам только не заказывали дизайн флаконов (самые известные созданы, по-видимому, Сальвадором Дали), какие материалы только не использовали. Такие флаконы, часто наполненные духами, можно встретить на маленьких аукционах и блошиных рынках всего мира. В российском рейтинге винтажных духов, кажется, главенствует набор "Малахитовая шкатулка" (три граненых флакона — "Алмаз", "Сапфир" и "Аметист" — в коробке; их делали на фабрике "Новая заря" в 1970-е годы). Эти флаконы тоже можно коллекционировать — для разминки, так сказать, чтобы позже перейти к более серьезным приобретениям.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar