Каждую неделю The Village отвечает на вопросы о работе. На этот раз выясняем, как поддерживать отношения с друзьями, если они работают на конкурентов вашего работодателя.

Кирилл Жарков, account-директор Lotus Communications:

Несколько лет назад, когда я работал в маркетинге British American Tobacco, было вполне нормальным иметь пару хороших друзей из JTI или Phillip Morris. Твои прямые конкуренты — лучшие помощники. Если, конечно, ты сумел договориться с новым "другом".

Маркетинг табака делит территории продаж на зоны влияния. Цель каждого игрока — обеспечить наилучшую представленность своих марок в торговых точках каждой зоны. Задачи, мотивация и планка KPI для сотрудников всех конкурирующих фирм примерно одинакова. Так что будет, если вы договорились с конкурентами, поделили зоны влияния или чётко сформулировали правила игры на конкретной территории? Это идеальная ситуация, когда ты и твой конкурент, понимая общие интересы и бизнес-задачи, находите компромисс. Тогда твой начальник видит отличное исполнение задач, тебе вешают звезду и вручают премию, а в торговых точках царит порядок. В противном случае вы, как школьники, устраиваете войнушку или дружите против кого-то. Но ты всегда в курсе внутренней кухни конкурирующей компании: листинги новых позиций, повышение цен, промо, новое оборудование и прочее.

В моей работе пиарщика случалось и так, что хороший друг и коллега внезапно становился прямым конкурентом, получив работу от моего бывшего клиента. Тебе предпочли другого специалиста, и значит, он в чём-то лучше тебя. Особенно приятно об этом вспоминать, когда помогаешь другу решать его рабочие задачи. И это нормальная ситуация поддерживать тёплые приятельские отношения со своими конкурентами, обмениваться опытом, объединяя усилия вокруг решений общих для вашей сферы проблем. Ваши гениальные SMM-щики, маркетологи и продуктологи стенка на стенку могут биться в социальных сетях, выражая общую неприязнь друг другу. Пусть это тешит командный дух. Но если вы стратег, активно растёте или пытаетесь развиваться, вы пойдёте на всё, чтобы оказаться в одном месте с конкурентом. Не для того чтобы выкрасть сакральные знания. Как минимум в этих людях вы найдёте мотивацию, достаточную для того, чтобы совершенствовать свой бизнес и расти.

Анна Русинова, директор по торговым операциям компании "Связной":

Фактически с нашей компании и ещё с нескольких игроков начинался рынок персональной электроники, поэтому у каждого из нас есть приятели, знакомые и иногда даже родственники, которые трудятся в компаниях-конкурентах. Конечно, когда мы встречаемся, мы так или иначе обсуждаем работу, ведь она, любимая, занимает 75 % нашего времени. Кроме того, общаясь друг с другом, мы часто находим правильные и очень полезные решения — например, как общаться с подчинёнными или как организовать рабочее время, чтобы всё успеть.

Это не подразумевает, что я делюсь с коллегами из компаний-конкурентов регламентами, документами и коммерческой информацией. В то же время я с радостью могу рассказать о том, как прошли наши корпоративные мероприятия, или о том, что моё подразделение выиграло мотивационную программу. Одновременно нужно понимать, что наши с конкурентами магазины находятся дверь в дверь и какую-то информацию можно получить элементарно — стоит просто зайти в соседнюю торговую точку. И естественно, что продавцы соседних магазинов общаются, могут сходить вместе на обед и выкладывают совместные фотографии в соцсети.

Главный вопрос — где граница между тем, что обсуждать можно, и тем, что обсуждать не стоит. И если опытному менеджеру это достаточно очевидно, то молодому сотруднику не всегда. Поэтому со своими подчинёнными я всегда подробно оговариваю, какие сведения о компании являются коммерческой тайной, а какие нет, и как правильно вести себя с друзьями из компаний-конкурентов. При этом главное — объяснять, как обмен информацией может помогать, а как мешать. Например, если сотрудники обмениваются историями о сложных клиентах, это полезно, а вот если они начинают обсуждать, у кого в магазине какие товарные запасы — это уже информация из разряда коммерческой, такие разговоры лучше не вести.

Валентина Игнатьева, ведущий менеджер по персоналу коммуникационного агентства Comunica:

Я сталкивалась с примерами, когда сотрудник без умысла за бутылочкой горячительного слил информацию о своей компании приятелю, а тот использовал её в личных корыстных целях. В итоге компания понесла серьёзные денежные затраты, а сотрудника пришлось уволить по статье. В Трудовом кодексе есть статья, которая предусматривает увольнение за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, с использованием технических средств).

Скорее всего, культуре России пока не свойственно чёткое разделение дружбы и бизнеса. Но правильный подход, который должен быть присущ манере поведения любого современного образованного человека, — когда рабочее остаётся на работе и обсуждение рабочих процессов не выносится за стены офиса, так же как и семейные дела не муссируются в кулуарах компании. Такое чёткое разделение зон жизни поможет сотруднику быть продуктивнее на работе, а в период своего законного отдыха отключаться от рабочих проблем и быстрее восстанавливаться.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments