The Village узнал, как быть тем сотрудникам, кто справляется со своей работой и готов расти дальше.
Начать учиться
Александра, менеджер по продажам:
Я десять лет работала менеджером по продажам в одной типографии. В начале 2014 года решила прощупать свой финансовый потолок в зарплате. В апреле выложилась по максимуму и сделала 2,6 миллиона рублей оборота, смогла добиться новых условий начисления процентной части зарплаты, но ряд договорённостей не был выполнен. В феврале 2015 года решила, оставаясь на основном месте, учиться и зарабатывать дополнительно как консультант в сфере контента и интернет-маркетинга. Осваиваю пиар, SMM, блогинг. Итог: в конце 2015 года доходы от подработки превысили основную зарплату. Я выхожу на крупных и интересных клиентов сама, просто предлагая что-то сделать бесплатно (ищу их "незакрытую боль"). Позже договариваемся о фиксированной оплате в месяц или за проект.
В этом году решила остаться на прежнем месте и просто увеличивать средний гонорар за подработки. Сейчас у меня цель выйти на 200 тысяч рублей в месяц при 8-часовом рабочем дне. Фактически сейчас учусь на своих клиентах, получаю за это деньги и имею тыл в виде основной работы. Возможно, позже, когда найду команду, открою своё агентство. В общем, перспектив зарабатывать — масса, было бы желание (и интернет).
Заработать на хобби
Олеся Кашицына, основатель и руководитель студии "ТвоёКино":
В детстве, как и многие девочки, я мечтала быть актрисой, выступать на сцене. Чем я и занималась с 10 до 20 лет. Когда же пришла пора поступать в институт, я без сомнения выбрала актёрский факультет ВГИКа. Это была моя детская мечта, но уже на третьем курсе я поняла, что мне тесно в рамках актёрской профессии и после окончания вуза поступила в МГУ на журфак, а сразу после него — в Высшую национальную школу телевидения на режиссёра монтажа.
Так как после ВГИКа я сразу родила ребёнка, мне пришлось искать стабильную работу не по профессии и отодвинуть любимое актёрство, чтобы содержать себя, снимать квартиру. Я много где работала, и в основном моими руководителями были успешные предприниматели. Когда работаешь с разными людьми, невольно набираешься опыта в сфере бизнеса. Я как губка впитывала в себя информацию и, кажется, даже научилась для себя понимать, что такое бизнес, с чего начинать и как им управлять.
Мне хватало года на той или иной должности, дальше мне становилось скучно и неинтересно. В какой-то момент я поняла, что моё хобби — монтаж — стало приносить мне больше денег и, что самое главное, драйвит меня. Так появилась моя студия семейных и поздравительных фильмов "ТвоёКино". Сегодня основной заработок моей студии — это семейные фильмы, но чем дальше, тем интереснее. Мы с моей командой стали обрастать очень интересными заказами, поработали и со звёздами эстрады, и с актёрами. Этому развитию я очень радуюсь, это придаёт уверенности мне, подсказывает, что я иду верными шагами. А посему я нисколько не жалею, что с актёрской профессией у меня сложилось не так успешно, как с нынешней.
Открыть свой бизнес
Борис Зак, директор хендмейд-салона "Плюшкин-Вилль":
Я по основному образованию и сфере деятельности маркетолог. Несколько лет назад решил, что как специалист уже знаю и умею много, потому надо двигаться дальше. В компании, в которой тогда работал, возможности для карьерного роста не было. Тогда решил уйти в другую. В итоге так сменил три компании, всюду приходил на более высокую зарплату, но на ту же должность (менеджер по маркетингу). В последней компании (IT-сфера) проработал два года, получил дополнительный опыт в области интернет-маркетинга, параллельно получил допобразование в области управления интернет-проектами (окончил одногодичный курс по управлению интернет-проектами в ВШЭ). На работе я столкнулся с тем, что интересных задач стало гораздо меньше, а рутины — больше. Возможности для повышения по карьерной лестнице не было (сказался кризис, дело было в 2015 году).
Тут ещё и жена стала постоянно жаловаться на свою работу (она специалист по тендерам в крупной торгово-розничной компании). И тогда мы решили уйти в своё дело. До этого были попытки запуска своего бизнеса и опыт работы на себя, так что к делу подошли с полной готовностью и пониманием, что нас ждёт.
В итоге в ноябре 2015 года открыли свой магазин хендмейд-подарков "Плюшкин-Вилль" в Сокольниках. Опыт работы в маркетинге очень пригодился. Причём у нас основной бизнес — это офлайн-магазин (сайт только-только запустили), но для его продвижения используем в основном онлайн-инструменты. Так что получается, что, с одной стороны, есть своё дело, есть куда расти и развиваться, а с другой — несмотря на то что бизнес относится к офлайн-ретейлу, в работе успешно применяются те знания и опыт, которые были получены в других компаниях, а особенно в последней.
Перейти в другой отдел
Юнна Хамзина, senior account manager в коммуникационном агентстве Comunica:
Я завидую людям, у которых получается по пять лет работать на одной должности и делать одну и ту же работу. У меня так не получается. Через полтора годам становится скучно от шаблонности задач, от невозможности предложить что-то действительно новое, интересное, эффективное. В аккаунтской работе я давно, и её рутинность успела мне наскучить уже не один раз. Я была всегда обычным средним менеджером, не делала глупых ошибок и знала свои пробелы — навыки презентации, продажи, создание стратегий с нуля. И так получилось, что мои пробелы меня интересовали больше всего. Я захотела попробовать себя в сфере развития бизнеса, рассказала о своём желании руководителю, и он меня поддержал. Хочешь — иди и делай, пробуй.
Я всегда хотела готовить предложения для тендеров: собирать аналитику и делать выводы, писать стратегию, докручивать концепцию, описывать инструментарий работы, составлять смету, готовить документацию. Я думала, что вот теперь-то я буду заниматься только тем, что мне интересно! Но, конечно, это оказалось не так. В новой работе оказалось большое количество рутины, просто она была другая. Но новый опыт — это всегда достижение. Потому что он даёт новые контакты, понимание процессов, в которых до этого ты не был задействован. Я рада, что попробовала, но предпочла вернуться на свою старую позицию. Это как выйти из зоны комфорта и вернуться в неё обратно. Если у тебя формируется потребность расширения контекста, то возможности находятся уже сами собой.
О чём стоит помнить
Артём Назаров, директор корпоративного университета ретейлера "Связной":
В первую очередь необходимо задать себе вопрос: мне правда некуда расти или это только кажется? Вдруг "потолок" — это только моя субъективная оценка? Попробуйте взглянуть на ситуацию со стороны, оцените себя по следующим критериям:
— Все рабочие задачи выполнены качественно и в срок, у вас есть достаточно свободного времени.
— Вы — квалифицированный специалист, востребованный на рынке труда, за вами идёт настоящая охота, различные компании предлагают вам более высокую должность и более широкий функционал, чем на вашем текущем месте.
— Вы постоянно получаете обратную связь от руководителя и коллег, этот фидбек всегда положительный, вы отлично справляетесь со своей работой.
Если в этом описании вы узнали себя, значит, ваша оценка и в самом деле объективна. В таком случае необходимо заняться стратегией: понять, чего вы хотите от работы, чем желаете заниматься, каких результатов достичь. Не нужно размышлять над тем, чего вы не хотите: эта позиция в корне неправильная. Чем чётче будет видение, что именно вы хотите делать и каких результатов вы желаете добиться, тем проще будет достижение цели.
Следующий этап — это разговор с руководителем. Узнайте, есть ли возможности дальнейшего роста в компании, обозначьте вашу точку зрения и ваши пожелания по карьерному росту или новому функционалу, покажите вашу состоятельность и профессионализм, возьмите на себя какой-нибудь дополнительный проект и докажите, что можете с ним успешно справиться. Приходите к начальнику с уже готовыми предложениями и проектами, иначе разговор получится неконструктивным. Так же ищите возможности в других подразделениях компании.
Интересуйтесь у коллег возможностями, которые открываются. Стремитесь быть на виду, заявляйте о себе своими результатами, и вас непременно будут рассматривать в качестве кадрового резерва не только ваш непосредственный руководитель, но и начальники других департаментов. Маленький нюанс: если вы хотите провести беседу с руководителем другого отдела, разумнее будет сначала предупредить своего непосредственного начальника. Если же никакие разговоры с начальством о карьерном росте и поиски внутри компании не выявили для вас новых перспектив, имеет смысл искать место в другой компании, где вы сможете полностью реализовать свой потенциал. При условии, что у вас чёткое представление о своём желаемом будущем, адекватные ожидания от новой компании, а также репутация результативного специалиста, вы наверняка сможете найти подходящий вариант трудоустройства.
Надежда Коколия, управляющий консультант рекрутинговой компании Hays в России:
Карьерный потолок — это в первую очередь возможность, как для вас, так и для работодателя. Не надо его бояться, рефлексировать и говорить себе "потерплю". Ваши действия зависят от того, как вы до этого потолка добрались. Я знаю три распространённых варианта. Первый: вы выросли в компании с позиции ассистента, прошли все этапы внутри своей должности и стали руководителем направления. Вы знаете каждый процесс от и до, у вас хорошая команда. В принципе, вас всё устраивает, но вы больше не горите. Нет амбициозных сложных задач, и вам становится откровенно скучно. В этом случае я рекомендую поговорить с непосредственным руководителем. Возможно, в компании планируется проект, в котором вы сможете стать лидером. Или у вас подросла замена, и вы совершенно спокойно можете переместиться внутри компании. Такая схема удобна и работодателю, и вам. Вы знаете все процессы изнутри и уже зарекомендовали себя. При этом вы никуда не уходите, и любой проект с вами можно обсудить. У работодателя в руках оказывается главный козырь: вам дали шанс, а значит, заслужили вашу лояльность. В моей практике был случай, когда известный люкс-ретейл перевёл директора с восьмилетним стажем внутри компании на стартующий e-commerce проект. Безусловно, сначала кандидату было странно отвечать за 1 % бизнеса компании, но вскоре его знания в баинге и визуализации бренда привели к колоссальному трафику на сайт, успешному сотрудничеству с глянцем с точки зрения позиционирования и, как следствие, к росту продаж. Компания не только не потеряла сотрудника, но и приобрела ещё одного сильного топ-менеджера на более чем актуальное направление.
Второй распространённый вариант "потолка": вам уже очень хочется на место руководителя, но он не собирается никуда уходить. Здесь надо быть максимально осторожным. Спросите у непосредственного руководителя, как он видит продолжение вашей карьеры внутри компании, какие перспективы у вас могут быть. Если понимаете, что всё призрачно и вашим желаниям не соответствует, не стоит ждать ещё несколько лет. Имеет смысл посмотреть, какие предложения есть на рынке труда. Главное — делать это без резких движений, особенно если вы работаете в узком сегменте.
И наконец третья, знакомая многим ситуация, — вы хотите повышения, а вам его не дают. Перед тем как выходить на разговор с руководством, важно оценить себя и свои возможности. Представления каждого из нас о самих себе очень субъективны. Да и оценки руководителей не всегда отличаются объективностью. В таких случаях я советую обратиться к профессиональному карьерному консультанту из хорошего агентства, чтобы тот смог адекватно оценить ваши возможности и уровень компетенций. Не стесняйтесь задавать рекрутерам вопросы: "Сколько я могу стоить на рынке?", "Насколько я могу претендовать на следующую ступень в своей карьере?", "Чего, на ваш взгляд, мне не хватает?" Рекрутер видит рынок и встречается с вашими коллегами постоянно, поэтому как минимум у него есть срез рынка.