На этой неделе компания DOMO рассказала «КС» о причинах закрытия двух своих магазинов в Сибири. Игрок рынка бытовой техники и электроники (БТЭ) объясняет это реализацией программы переформатирования, однако конкуренты считают это антикризисными мерами — по их мнению, DOMO вынуждено отказаться от нерентабельных магазинов. Впрочем, не исключено, что предпринятые компанией действия оправданны, хотя и весьма рискованны.
Как пояснили в DOMO, прекращение работы сибирских магазинов в Ленинске-Кузнецком и Омске в конце 2008 года (общей площадью 900 кв. м) связано с программой переформатирования сети, которая реализуется с 2007 года. Эта программа предполагает закрытие небольших магазинов и открытие гипермаркетов в новом интерактивном формате, которые по размерам перекрывают совокупную площадь закрытых магазинов.
Первый такой магазин площадью 3600 кв. м был открыт в сентябре прошлого года в Новокузнецке. В феврале этого года заработал барнаульский гипермаркет площадью 3400 кв. м (также заменил два магазина общей площадью 1500 кв. м). Речь идет об интерактивных магазинах, где любой товар можно опробовать в действии. В числе новшеств — специальное торговое оборудование, адаптированное для презентации каждой единицы товара, инсталляционные уголки, демонстрирующие образцы домашней кухни со встроенной техникой, гейм-зона, кофе-бар и другое.
Директор Сибирского дивизиона ГК DOMO Виталий Панкрушкин уточнил, что закрытие магазинов в Cибирском регионе, в частности, в Ленинске-Кузнецком и Омске, также идет в рамках программы переформатирования. «Сейчас мы внимательно изучаем возможности размещения магазина в соответствии с нынешними стандартами», — отметил Панкрушкин. Один из магазинов компании занял другой игрок рынка БТЭ — местная компания «Сибвез». Заместитель директора по рекламе и PR компании «Сибвез» Андрей Поздняков подтвердил, что компания открыла магазин на площади, которую раньше занимала компания DOMO в Омске. «Прежний наш магазин находился через дорогу, новое же помещение гораздо лучше по площади и больше подходит для нашего формата», — отметил Андрей Поздняков, добавив, что сейчас «открываются новые возможности для игроков в плане подобных рокировок».
Другие игроки рынка соглашаются с тем, что попытки конкурентов оптимизировать затраты подобным способом сейчас очевидны. Все компании внимательнее смотрят на убыточные магазины, и если оборот падает, то приходится идти на кардинальные меры.
Впрочем, переформатирование для любой компании связано с колоссальными затратами, и как правило, в кризис компании не идут на смену формата. Менеджер по связям с общественностью компании «Эльдорадо» Антон Пантелеев рассказал, что в конце прошлого года и в начале этого сеть «Эльдорадо» закрыла в Екатеринбурге два староформатных магазина (оба площадью до 100 кв. м), так как проводить их ребрендинг было экономически нецелесообразно.
А один из участников рынка сообщил на условиях анонимности: «Даже простая смена вывесок в сетевых магазинах требует немалых средств, которые в нынешней рыночной ситуации большинство компаний предпочитает тратить на более важные вещи. Сейчас большинство крупных сетей бытовой техники и электроники находится в непростой ситуации, и закрытие староформатных магазинов явно выглядит как антикризисные меры, когда закрываются убыточные магазины и идет оптимизация затрат на персонал, аренду и т. д.».
Открытие крупных гипермаркетов в период экономической нестабильности также является рискованным вложением, так как сроки окупаемости таких проектов сейчас весьма сложно прогнозировать. Это подтверждается и тем, что в прошлом году многие «федералы» и крупные участники рынка пошли на большие вложения в расширение собственной сети, которые, очевидно, не успели себя оправдать.
Справка:
Общая торговая площадь сети DOMO на январь 2009 года составила более 80 тыс. кв. м. Совокупный товарооборот группы компаний DOMO (входят федеральные сети DOMO и «Белый ветер ЦИФРОВОЙ», а также «Сателлит» [магазины расположены в Приволжском федеральном округе] и «Техно» [16 магазинов в Башкирии]) в 2008 году — более 23,5 млрд рублей.