Часто владельцам — менеджерам компаний свойствен характер «героев» или «назойливых мух», — говорит Герард Бюрк, директор программы Крэнфильдской школы менеджмента. — Оба типа опасны для бизнеса«. «Героями» Бюрк называет руководителей, которые уверены, что выполняют большую часть работы лучше других. Они по-прежнему отвечают за отношения с ключевыми клиентами, тратят много времени на управление рутинными операциями. Почти две трети высшего руководства маленьких компаний уходят в течение двух лет после назначения: разочаровываются в отношениях с владельцем-менеджером с «героическим» характером, поясняет Бюрк: «Из эгоизма или чистого энтузиазма такие владельцы регулярно препятствуют прогрессу компании».
Гай Чатберн, исполнительный директор компании Send Marketing, занимающейся прямыми почтовыми рассылками, расположенной в Уэст-Мидлендс, по собственному признанию, был таким «героем». Навязчивое желание вникать в каждое решение означало, что он первым приходил в офис и последним уходил. Из-за этой одержимости Чатберн три года не был в отпуске. Дела шли с каждым днем все хуже. К счастью, он вовремя одумался: нашел человека на должность операционного директора, который раньше работал в более крупной компании, занимающейся почтовыми рассылками. Качество работы и удовлетворенность клиентов сразу выросли, утверждает Чатберн. У него появилось время заниматься продажами и маркетингом. В результате Send Marketing утроила клиентскую базу. «Нанять операционного директора стоило больших денег, но я компенсировал расходы, а заодно излечился от “геройских” привычек», — улыбается Чатберн.
Алекс Смит 34 года назад основал в центральном Лондоне компанию «Алара» — производителя органических мюсли. Сейчас его компания занимается массовым производством и розничной торговлей, имеет оборот в размере 5 млн фунтов стерлингов и растет на 20% в год.
Смит говорит, что вполне доволен ростом бизнеса, особенно когда не сравнивает его с компанией Innocent Drinks, еще одной лондонской фирмой, производящей органические продукты питания, которая выросла намного быстрее за меньшее время. «Я все еще в пути», — признает Смит.
Его последнее крупное достижение — отказ от одобрения всех счетов. Он перестал заниматься этим всего две недели назад. Как и многим «героям», сделать это ему было очень трудно. «Я детально знаю свой бизнес, у меня было инстинктивное понимание того, что надо делать», — объясняет он. В итоге Смит создал отдельное подразделение, взявшее на себя некоторые его функции. Основное преимущество избавления от «геройских» черт, по словам Смита, состоит в том, что появляется время подумать о новых бизнес-проектах.
FT, 15.06.2009, Ирина Окунькова