Для одних российских предпринимателей резкое падение рубля стало ударом, а для других — благом. В основном, конечно, выиграли компании, у которых расходы в рублях, а доходы в долларах. Но не только.

​Резкое обесценивание рубля в конце прошлого — начале 2015 года стало ударом для многих предпринимателей. Но есть и те сферы бизнеса, которые выиграли от резкого скачка валют. Это производители программного обеспечения и игр, чьи клиенты находятся за рубежом, а команды разработчиков — в России, а также те, кто вовремя увидел освобождающуюся нишу из‑за резкого падения импорта и быстро ее занял.

Продать за доллары: игра

Создатели мобильной игры Cashsquare Александр Кукулиев, Борис Абаев и Александр Юнаев от девальвации точно выиграли. Их игра завязана на социальную сеть Foursquare, позволяющую пользователям сообщать друзьям о своем местонахождении (эту информацию можно также транслировать в Twitter и Facebook). Пользователь, который чаще других "чекинится" в данном месте, может быть объявлен мэром этого места; ​за разные категории "чекинов" даются бейджи (например, бейдж I"m on a Boat).

Мобильное приложение Cashsquare позволяет игрокам покупать и продавать места из Foursquare за виртуальную валюту — подобно тому, как это делается в Monopoly. Чем популярнее объект недвижимости у пользователей Foursquare, тем он дороже и тем больше виртуальное состояние игрока (за каждый "чекин" в "своем" заведении он получает виртуальную валюту), который сумел стать там "монополистом". Зарабатывает Cashsquare на продаже "золотой валюты", которая позволяет купить места в том или ином здании. Средний чек игроков Cashsquare — $4,99. Сейчас у приложения более 200 тыс. пользователей по всему миру, около 2,5% из них покупают виртуальную валюту.

Cashsquare работает только для устройств на iOS, так что вся выручка российской компании приходит от Apple в долларах, объясняет выгоду девальвации для стартапа Абаев. По его словам, среднемесячная выручка Cashsquare — более $20 тыс., операционно рентабельным стартап стал около полугода назад.

Абаев говорит, что резкое падение рубля открывает перспективы перед многими российскими стартапами: по подсчетам предпринимателя, если раньше средняя годовая зарплата программиста в России составляла около $53 тыс., то теперь она упала примерно до $37 тыс. Крупные офисы международных и российских компаний сокращают персонал — и у стартапов появляется куда больше шансов получить талантливых разработчиков, причем за меньшие деньги.

Впрочем, к стремительному росту бизнеса Cashsquare резкий взлет доллара тоже не привел, признает Абаев: разработка и основной офис стартапа находятся в России, но около 30% расходов номинировано в валюте. В основе работы Cashsquare — интеграция с Foursquare, а по договору с американской компанией стартап платит ей за возможность работы с сервисом в долларах.

Продать за доллары: рекламный аукцион

"В ноябре 2014 года около 50% выручки нам обеспечили долларовые платежи, а четвертый квартал мы закрыли уже с 80% долларовой выручки в общей структуре, — рассказывает РБК сооснователь сервиса GetIntent Георгий Левин. — Нам взлет доллара дал огромный "пуш". В какой‑то момент мы просто перевели определенную сумму со счета материнской компании в США на счет в одном из российских банков и заработали фактически без каких‑либо усилий несколько миллионов рублей. То, что мы зарабатываем не рубли, а доллары, позволило нам привлечь внимание российских инвесторов, которые ищут стартапы, чьи доходы минимально зависимы от колебаний валют".

Стартап GetIntent, основанный в 2013 году Левиным и Владимиром Климонтовичем, продает систему для размещения рекламы по аукционной модели RTB (real-time bidding) и предлагает заказчикам самостоятельно управлять такими рекламными кампаниями. Свой продукт компания продает в двух формах: клиент может использовать систему по принципу SaaS и отчислять 20% от стоимости рекламы в качестве комиссии или купить лицензию за несколько сотен тысяч долларов, а со второго года использования платить небольшую абонентскую плату. Сейчас у GetIntent около 80 клиентов. Несколько крупных американских и российских клиентов работают с GetIntent по второй, более доходной для стартапа модели, но большинство клиентов оплачивают пользование GetIntent по первой модели. Сегодня около 80% выручки стартапа приходится на США, стартап планирует и дальше расширять свое присутствие на Западе, где рынок RTB-технологий более развит. А 90% расходов GetIntent приходится на Россию, где разместились разработчики стартапа. В США у компании тоже есть офис, но в нем работают лишь несколько сейлз-менеджеров. Выручка стартапа в прошлом году превысила $0,5 млн.

Продать за доллары: система контроля

Девальвация рубля помогла компании Omnicomm, специализирующейся на про­из­водстве систем мониторинга транспорта и контроля расхода топлива, увеличить продажи. "С сентября 2014 года продажи внутри страны шли неважно, — рассказывает РБК заместитель гендиректора Omnicomm Станислав Емельянов. — Но в декабре резко выросли (на 27,5% к декабрю 2013 года), что позволило нам по итогам года увеличить выручку на 5%, до 1,1 млрд руб.".

По словам Емельянова, 25% продаж Omnicomm приходится на зарубежных клиентов, среди которых есть даже Пентагон (Omnicomm установил датчики контроля топлива на технику НАТО в Афганистане). "Зарубежные продажи при непростой ситуации на внутреннем рынке помогают компенсировать потери, — отмечает Емельянов. — Как ни странно, нестабильная экономическая ситуация играет нам на руку — за счет относительно низкой стоимости рабочей силы в нашей стране и отпускных цен на продукцию, которая производится в России, а реализуется за иностранную валюту на международных рынках".

Продать за тенге: оборудование для детских комнат

Пермская группа компаний "Авира", занимающаяся производством различного оборудования для детских комнат, благодаря девальвации рубля смогла увеличить долю экспорта в продажах до 15%. "В первом квартале 2015 года количество сделок с клиентами из Казахстана — это основной наш экспортный рынок — выросло на 60% по сравнению с четвертым кварталом 2014 года", — рассказал РБК Алексей Загуменнов, гендиректор ГК "Авира". По его словам, рост продаж в Казахстан стал возможен благодаря снижению курса рубля с 5,5 до 3 тенге за рубль. "Мы обратили внимание на этот факт и стали активно искать клиентов в Казахстане, — рассказывает Загуменнов. — Выяснилось, что рынок детского игрового оборудования там сейчас в стадии активного роста и спрос на наши товары есть". Продажи в Казахстан помогли частично компенсировать спад продаж в России.

Продать за рубли: защитное средство и учетная система

Благодаря девальвации владельцы бренда сухих автомоек Fast and Shine Олег Герасимов и Аркадий Хохлов смогли увеличить продажи своих защитных средств для автомобиля. "Существуют специальные химические составы, которые используются для создания прозрачного защитного покрытия, препятствующего образованию сколов и мелких царапин на поверхности автомобиля, — рассказывает РБК гендиректор и сооснователь Fast and Shine Олег Герасимов. — Лидером российского рынка считалась продукция немецкой компании Ceramic Pro, но после резкого ослабления рубля стоимость работ с использованием их продукции выросла почти вдвое".

В Fast and Shine в сотрудничестве с химическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова с весны 2014 года разрабатывали аналогичное средство. "Первые продажи мы начали в сентябре, а в ноябре продали уже одну тонну состава, что достаточно для обработки 20 тыс. автомобилей", — рассказывает Герасимов. Резкому росту продаж способствовало подорожание продукции Ceramic Pro. "За два с половиной месяца 2015 года продажи составили уже пять тонн, причем 70% продукции мы поставили на экспорт в Германию, Израиль и другие страны, — говорит Герасимов. — Наше средство теперь используется и в некоторых автоцентрах столицы для предпродажной подготовки автомобилей".

Основатель и разработчик системы для отделов продаж amoCRM Михаил Токовинин говорит, что девальвация рубля почти не отразилась на прибыльности продаж на зарубежных рынках: затраты на продвижение amoCRM в США тоже номинированы в долларах. А вот в России из‑за роста стоимости конкурирующих иностранных продуктов продажи значительно выросли: "В первом квартале этого года мы растем на 300%", — говорит Токовинин.

Сдать за рубли: платье и детские весы

"Наш бизнес в январе — марте 2015 года удвоил выручку по сравнению с аналогичным периодом 2014 года", — рассказала РБК Людмила Булавкина, основатель сервиса аренды платьев для особого случая Look100. Все дело в том, что платья сильно подорожали и желающих покупать их поубавилось — аренда стала гораздо привлекательнее. По словам Булавкиной, вечерние платья в магазинах начали дорожать еще в ноябре, а в декабре происходит традиционный сезонный пик спроса из‑за корпоративных праздников. "Если раньше девушка, выбирая между покупкой нарядного платья за 25 тыс. руб. или его арендой на три дня за 5 тыс. руб., нередко выбирала покупку, то теперь, когда цены на платья поднялись до 40‑45 тыс. руб., а цена аренды осталась прежней, подход многих клиенток изменился", — рассказывает предприниматель. Раньше в Look100 приходили два-три клиента в день, а теперь четыре; дорогие модели стали арендовать чаще; клиенты охотнее делятся с друзьями тем фактом, что платье не покупное, а арендованное — своего рода лайфхак на фоне кризиса, перечисляет она. Средний чек на аренду вечернего платья в Look100 вырос с 2,5 тыс. до 3 тыс. руб. За вычетом расходов на химчистку и проч. разовая прибыль с одного платья достигает 900 руб.

Основатель сервиса Rent­mania Аркадий Мешковский также отмечает рост спроса на аренду вещей. "Мы стартовали только в июне 2014 года, поэтому не можем дать сопоставимые данные, но, например, в феврале 2015 года по сравнению с ноябрем 2014‑го спрос на аренду детских весов вырос в полтора раза, приблизительно настолько, насколько они подорожали в продаже", — рассказал он РБК.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar