У большинства магазинов и заведений, оказывающих услуги, имеются скидочные программы, позволяющие постоянным покупателям сократить траты, а продавцам — увеличить поток клиентов. Благодаря интернету на скидках может заработать и третья сторона — сайт, помогающий покупателям объединяться в группы и экономить на покупках 50%, а то и больше.
Главный источник дохода для сервисов «социального шопинга» — комиссия с каждого проданного через сайт скидочного купона. Купон вступает в силу, только если на акцию подписалось определенное количество человек — скажем, 10. Каждый из них оплачивает, допустим, билет на киносеанс через интернет, затем распечатывает купон и уже с ним идет в кино. Если заплативших оказалось меньше, чем требуется, деньги либо возвращаются пользователям, либо зачисляются на их счета в системе и могут быть использованы в будущем. Если же требуемый порог преодолен, сервис перечисляет продавцу основную часть полученной суммы, оставляя себе комиссионные. По данным одной из таких площадок, размер ее комиссии в ряде случаев достигает 50% от стоимости купона.
Продавцы охотно идут на взаимодействие с онлайн-площадками, ведь все расходы на маркетинг и привлечение клиентов те берут на себя. Да и разница невелика — предоставить скидку лояльному клиенту многократно или большому числу людей в разовом порядке.
Пионером социального шопинга в интернете принято считать открывшийся на рубеже веков сервис Mercato. Сейчас мировым лидером считается сайт Groupon (http://groupon.com). О его успешности свидетельствует не только наличие точных копий-клонов по всему миру (в России в том числе), но и недавнее привлечение инвестиций в $135 млн от российской DST и американской Battery Ventures. А его основной конкурент в Европе — CityDeal, появившаяся в Германии и за полтора месяца работы открывшая представительства в 144 городах (www.citydeal.de, www.citydeal.co.il, www.citydeal.es и др.).
В России нишу «коллективного шопинга» стремится занять проект «Дарберри» (http://darberry.ru). Он вырос из проекта с другой бизнес-моделью, предлагавшего «товар дня» по цене со скидкой. Когда контактов среди продавцов товаров и услуг стало много, сервис вышел на другой уровень. До размаха Groupon, в акциях которой иногда участвуют десятки тысяч человек, ему далеко, но все-таки 25 000 зарегистрированных пользователей уже есть. Сейчас, например, «Дарберри» проводит набор желающих спуститься в Зорбе (это такой шар из прозрачного полимера) в Царицыне по цене вдвое ниже официальной (450 руб. вместо 900 руб.). Подписалось уже 87 человек.