Онлайн-ретейлер Tmall Global ("дочка" Alibaba Group) ищет российских партнеров, которые смогут продавать в Китай продукты и косметику. Предложение уже рассматривают производитель воды "Нарзан" и продавец круп "Мистраль".
Что такое Tmall Global
Площадка Tmall Global, которая входит в крупнейший китайский холдинг Alibaba Group, открылась в феврале 2014 года. Она сотрудничает с иностранными брендами, продавая в Китае их одежду, продукты питания, бытовую технику, электронику, товары для детей и др.
Сейчас на площадке представлены 5,4 тыс брендов из 25 стран и регионов, рассказал РБК руководитель европейского подразделения Tmall Global Шаоминг Янг. Он приехал в Россию, чтобы провести переговоры с потенциальными партнерами. По словам Янга, с каждым годом в Китае увеличивается спрос на "различные экзотические товары". "Если бы китайцы попали в магазин "Перекресток", они бы скупили весь ассортимент", – считает Янг, добавляя, что товары там разнообразнее и стоят дешевле, чем в китайских магазинах (представитель X5, в которую входить сеть "Перекресток", говорит, что компания не ведет переговоров с Tmall).
"Мы встречались в России с несколькими владельцами брендов и крупными ретейлерами", – рассказал Янг, но отказался назвать их до подписания соглашений.
Но директор по развитию AliExpress в России Марк Завадский рассказал, что Tmall Global ведет переговоры с производителем минеральной воды "Нарзан" и дистрибутором продуктов питания "Мистраль". По словам Завадского, китайцев также могут заинтересовать российские косметические средства, пастеризованное молоко, сгущенка, орехи, варенье, пряники, сушки, сухофрукты и другие продукты питания со сроком хранения от трех месяцев. Через полгода в Китае откроются "холодные" склады, которые позволят экспортировать в страну, например, российскую колбасу, добавил Завадский.
Представитель "Мистраль" подтвердил, что она ведет переговоры с китайской компанией, но переговоры находятся в начальной стадии, и об объемах поставок говорить рано. Компания сейчас составляет список продуктов, которые были бы интересны китайским партнерам. "Мистраль" продает фасованные крупы (в том числе рис и гречку), сахар, консервы (рыбные, овощные и фруктовые), оливковое масло, соусы и варенье.
Источник в компании "Нарзан" подтвердил РБК факт переговоров, также сообщив, что они находятся в начальной стадии.
Как работает Tmall Global
Компании, которые сотрудничают с Tmall Global, поставляют свои товары на склады временного хранения, объясняет Завадский схему работы Tmall Global. Сейчас таких складов четыре, они расположены в Ханчжоу, Гуанчжоу, Нинбо и Шанхае. Согласно китайскому законодательству товар может храниться на этом складе в течение месяца, там товар распределяется по посылкам, которые проходят все таможенные процедуры и в течение пяти дней могут быть доставлены потребителю, говорит он.
Чтобы упростить доставку в Китай для своих партнеров, собственная логистическая компания Alibaba Group — China Smart Logistics заключила соглашения с грузоперевозчиками, отметил Завадский. Многие из них, например, Fesco и Maersk, работают в России и им не составит труда доставить контейнер в Китай, уверен Завадский.
Партнером Tmall Global в России может стать служба доставки "СПСР-Экспресс", утверждает Завадский. По его словам, если переговоры с ретейлерами пройдут успешно, они смогут доставлять контейнеры не на склад временного хранения в Китай, а на склад "СПСР-Экспресс" в Москве. Второй вариант предпочтительнее, особенно на начальном этапе, сказал Завадский. В этом случае ретейлер сможет легко поменять ассортимент товара, если какие-то позиции не будут пользоваться спросом в Китае, отметил он.
Гендиректор по развитию службы доставки "СПСР-Экспресс" Александр Васильев подтвердил факт переговоров с Tmall Global. У СПСР несколько складов, площадь основного — 15 тыс. кв. метров, добавил Васильев. По его словам для компании не важно, в каком направлении будет работать склад — на импорт или на экспорт. Доставка до Китая занимает 6-8 дней, отметил Васильев.
Кто финансирует проект
По словам Завадского вопрос финасирования проектов Tmall Global обсуждает с "ЛайтБанком". Банк находится в шестой сотне по активам, но выпускает карты в юанях национальной платежной системы Китая China Union Pay.
"ЛайтБанк" может финансировать оборотные капиталы компаний, которые выходят в Китай через Tmall Global, подтвердил РБК зампред банка Денис Фонов. По его словам, условия финансирования будут обсуждаться с каждой компанией отдельно. "Если компании нужно 100 млн рублей, то мы их предоставим в качестве кредита. Но если речь идет о контракте на несколько миллиардов рублей, мы становимся финансовым партнером компании, заходим в совет директоров и становимся одними из собственников, обеспечивая финансирование", – говорит он. Активный интерес к китайскому рынку российские компании, по словам Фонова, стали проявлять уже год.
По данным исследовательской компании CNNIC, количество онлайн-пользователей в Китае выросло в 2013 году на 45,8% до 618 млн человек, из них 300 млн совершали покупки в интернете. Рынок онлайн-торговли в 2014 году в Китае достигнет $387 млрд, посчитала китайская исследовательская компания iResearch.
Общий уровень продаж ретейлеров, представленных на Tmall Global, за неполный 2014 год (данные с февраля, когда площадка только запустилась, по ноябрь) вырос 11 раз, раскрывала сама компания, не приводя абсолютных цифр. Каждый из 30 ретейлеров, представленных там, смог продать товаров более, чем на $1,6 млн. Среди партнеров Tmall Global — крупнейший производитель товаров потребления Unilever, одна из крупнейших торговых сетей США Costco и другие. Площадка зарабатывает на комиссии от оборота партнеров, которая составляет от 2% до 5% в зависимости от категории товара.