Интерес петербуржцев к китайским интернет-магазинам серьезно вырос. Если с июня по август прошлого года на одного клиента в среднем приходилось три онлайн-заказа, то в этом году — уже пять. Такие данные приводят "Яндекс.Деньги", которые провели исследование о том, как изменились траты жителей Петербурга в интернете. Публикация исследования неслучайно — накануне "Яндекс" вместе с китайскими инвесторами запустил новый проект на рынке интернет-торговли.
Сервис проанализировал десятки миллионов платежей, которые пользователи совершили на более чем 75 тыс. отечественных и зарубежных сайтах, принимающих оплату из кошельков в "Яндекс.Деньгах" или сразу несколькими способами через "Яндекс.Кассу".
Оказалось, что за год количество пользователей, совершающих покупки в китайских интернет-магазинах, выросло более чем в четыре раза, а средние траты одного человека увеличились на 25% — до 2897 рублей.
Число покупателей в российских интернет-магазинах выросло почти в два раза этим летом по сравнению с прошлым, средние расходы петербуржца также удвоились и составили 6738 рублей.
При этом жители Санкт-Петербурга стали меньше тратить на путешествия: с июня по август количество плательщиков снизилось на 1% по сравнению с летом 2014 г., а средний чек уменьшился с 9049 до 8593 рублей.
В целом по России, несмотря на рост курса валют, большинство пользователей не отказались от путешествий — за летний сезон число тех, кто оплатил билет на самолет или поезд через "Яндекс.Деньги", выросло в полтора раза, а количество купленных билетов — в два раза.
Публикация исследования о растущем интересе петербуржцев к китайской интернет-торговле совпала со стартом совместного проекта "Яндекса" и торговой онлайн-платформы TradeEase, с помощью которой можно приобретать различные товары в нескольких сотнях магазинов из Китая. Уже в первые месяцы работы TradeEase планирует привлечь около 100 тыс. покупателей из России, а к концу года — 1 млн (компания создавалась специально для продажи китайских товаров на российском рынке.
Генеральный директор PayEase (один из инвесторов проекта) Кино Квок в марте объяснял, что Trade Ease поможет россиянам покупать китайские товары без необходимости ездить в Китай. Из-за падения курса рубля в конце 2014 года существенно снизился турпоток из России в Суйфэньхэ, отмечал он, соответственно упали и продажи китайских продавцов. Яндекс приводил данные правительства провинции Хэйлунцзян по объему торговли с Россией: в 2014 году он превысил $23 млрд, что составляет четвертую часть от общего товарооборота между двумя странами.
Для китайских ретейлеров определяющим фактором стал успех AliExpress в России, говорит президент Национальной Ассоциации Дистанционной торговли Александр Иванов. Входящая в группу Alibaba русифицировала свою торговую онлайн-площадку AliExpress в 2012 году, а в июне этого года объявила об открытии российского представительства. "Речь идет даже не столько о том, сколько они продают в России, а как быстро растут с точки зрения аудитории", замечает Иванов. По данным TNS Web Index, аудитория AliExpress в России в июле превысила 22 млн пользователей.
Не случайно крупнейший китайский онлайн-магазин JD.com выбрал Россию своим первым рынком за пределами Китая, говорит Иванов. JD.com пришел в Россию в июне этого года. А в начале сентябре о выходе на российский рынок объявил еще один ретейлер — DHgate.com.
По данным экспертов, в 2014 году россияне потратили на покупки в зарубежных онлайн-магазинах $5 млрд, из которых 70% пришлось на покупки в Китае. Всего за прошлый год в китайских интернет-магазинах россияне сделали 50 млн заказов. Общий объем рынка электронной коммерции в 2014 году составил 713 млрд руб., приводил ранее Роспотребнадзор экспертные оценки.