Чтобы повысить скорость и качество обслуживания покупателей без увеличения штата, аптечный ритейлер «Ригла» «нанял на работу» робота-фармацевта

Кейс: запуск роботизированной аптеки «Живика» (95 объектов, входит в состав сети «Ригла»)

Спикер: Василий Карякин, директор по финансовому, стратегическому и проектному управлению сети «Живика»

Сроки внедрения: апрель 2012 г. – сентябрь 2012 г.

Инвестиции: 200 000 евро на оборудование тестовой аптеки в Екатеринбурге

Без роботов не обойтись

По мере роста ассортимента и товарооборота в аптеках «Ригла» доля ошибок сотрудников при работе с товаром сильно возросла. Из-за часто возникающей неспособности работников аптек оперативно принять и разложить товар, а также собрать заказ у покупателя, ритейлер не всегда мог поддерживать должный уровень сервиса.

При этом увеличение количества персонала в аптеке не давало значительного снижения ошибок, но зато влияло на увеличение  расходов на фонд оплаты труда (ФОТ). «Впрочем, при любом раскладе, этот подход был бы труднореализуемым из-за острой нехватки фармацевтов», — отмечает Василий Карякин.

В связи с этим ритейлер начал поиски решения, которое помогло бы уменьшить количество ошибок при работе с товаром, не прибегая к расширению штата и увеличению затрат.

Не как у всех

Для решения аналогичных задач российские аптечные сети (например, «Эвалар») применяют так называемые диспенсеры – автоматизированные стеллажи с ячейками, в которые товар закладывается вручную, а выдается автоматически.

Изучив опыт коллег, специалисты «Риглы» пришли к выводу, что такая концепция накладывает серьезные ограничения на ассортимент.

«В диспенсере есть строго заданные ячейки-каналы, причем в одну ячейку положить два разных товара нельзя, — комментирует Василий Карякин. — Весь ассортимент аптеки в аппарат не помещается, а если увеличить его длину, то пополнение диспенсера вручную становится очень сложной задачей».

Кроме того, имеющиеся ячейки не всегда могут использоваться рационально: в аптеках ассортимент товаров, которые нужны в наличии в количестве более двух упаковок, составляет не более 1000-1200 наименований, в то время как весь ассортимент не менее 5000-6000 наименований.

Узнав о роботизированной системе обработки товара испанской компании 3aR, специалисты «Ригла» поняли, что данное решение в максимальной степени отвечает задачам сети, а потому связались с российским представителем 3aR — компанией RePharma.

Робот вместо человека

Ритейлер решил протестировать роботизированный склад на одной из своих аптек под брендом «Живика» (всего в сеть входит 95 точек в Екатеринбурге и Севердловской области), которая в начале 2012 г. переехала в локацию с более высокой проходимостью, и с ростом оборота должна была неминуемо столкнуться с нехваткой рабочих рук и снижением качества сервиса.

Объем инвестиций в пилотный проект составил 200 000 евро. Срок окупаемости рассчитывался исходя из экономии на оплате труда. Плановый оборот роботизированной аптеки ритейлер оценил примерно в 20 млн руб. в месяц. Для обслуживания такого товаропотока ритейлеру потребовалось бы не менее 15 сотрудников, таким образом расходы на оплату их труда составили бы около 500 000 руб. в месяц (при средней зарплате 22 000 руб. плюс 10 900 налогов). Благодаря роботизированному складу тот же товаропоток могут обслуживать 7-8 сотрудников.

Таким образом, плановый срок окупаемости составил около 2-3 лет.

Национальная специфика

Разработка проекта и сборка оборудования в Испании заняла 2-3 месяца, из которых один месяц потребовался на то, чтобы доставить аппарат в Екатеринбург и смонтировать его в аптеке. За это время специалисты «Риглы» успели написать программное обеспечение (ПО)  для интеграции решения со своей учетной системой, а специалисты 3aR доработали свое ПО, чтобы оно могло учитывать партии товаров согласно требованиям российского законодательства. «Это чисто российская специфика, — говорит Василий Карякин, — в Испании таких сложностей с госрегулированием нет, и нет разницы товар какой партии отпускать, поэтому для России им пришлось усложнить свою систему».

Еще месяц ушел на начальный прием и загрузку товара и тестовую эксплуатацию. В ходе тестирования в частности обнаружилось, что российские упаковки отличаются от испанских, и для достаточно тяжелых товаров (например, сиропов) необходимо дополнительно настраивать силу сжатия, чтобы они не выезжали за пределы манипуляторов.

Робосклад, прием!

В отличие от диспенсеров, в робоскладе «Риглы» процесс приемки автоматизирован: фармацевт выкладывает на ленту товар и уходит, а робот тем временем измеряет физические параметры упаковки, считывает штрих-код и размещает ее на подходящее по высоте и ширине место.

Робот запоминает, где хранится каждая упаковка, что крайне важно для учета. «Одного и того же наименования может быть несколько поступлений одновременно еще и от разных поставщиков, — говорит Василий Карякин, — причем на каждый своя цена продажи – путать нельзя, так как цены регулируются государством, и нарушение грозит лишением лицензии».

Благодаря тому, что робот знает местоположение каждой упаковки, в него можно складывать практически все товары в любом количестве — хоть одну, хоть 100 упаковок, главное, чтобы он был в твердой упаковке прямоугольной формы — к примеру, памперсы и бутылки в него положить нельзя.

Так, сейчас на робоскладе аптеки «Ригла» в Екатеринбурге размещается 3600 разных наименований, а общее количество упаковок достигает 16000. Таким образом, робот обслуживает до 80% ассортимента аптеки.

Товар в робоскладе хранится с очень высокой плотностью. Система знает местоположение каждой упаковки и способна определять свободные места на полках. Это позволяет максимально эффективно использовать пространство: например, место, занятое несколькими упаковками узких коробок, при освобождении может быть сразу занято одной широкой упаковкой.

Заказ формируется также просто: сотрудник аптеки набирает чек в программе и нажимает кнопку «собрать» — через несколько секунд ему остается лишь забрать заказ в одном из шести окон выдачи. Одновременно робот может собирать до шести заказов.

Такие же, но поменьше

Благодаря использованию робота в аптеке «Ригла» на ул. Гагарина в Екатеринбурге ритейлеру удалось снизить практически до нуля количество ошибок при работе с товаром. При обороте в 10 млн руб. аптека обходится силами пяти сотрудников, тогда как без использования робота для обслуживания такого потока потребовалось бы не менее 10 человек.

Сейчас ритейлер рассматривает возможность установки роботизированных складов в 3-5 аптеках в Екатеринбурге и Свердловской области. Однако, скорее всего новые аппараты будут меньшего размера (ширина робота примерно 1,7 м, длина от 6 м ). Также в компании обсуждаются варианты установки диспенсеров от того же испанского разработчика. Окончательное решение будет принято летом 2013 г., когда будут подведены итоги пилотного проекта.

* Кейс из книги "Инновации в ритейле", которая выйдет в феврале 2013 г.

Перейти к оглавлению обзора

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments