1 декабря состоялся «Retailer conrgress 2010. Отраслевая экономика». Это первое мероприятие, посвященное теме финансов в ритейле, и четвертое за 2010 г. в серии Retailer congress. Около 70 владельцев и топ-менеджеров розничных сетей, финансовых аналитиков и представителей инвестиционных фондов и банков собрались в Lotte Hotel Moscow.
Конгресс начался с приветственных слов со стороны организаторов. Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer, озвучил главные темы дискуссий — какие форматы розничной торговли показывают лучшую динамику продаж, на какие способы финансирования стоит обратить внимание и какие макроэкономические прогнозы дают аналитики.
Участники первого круглого стола «Тренды розничных продаж в 2010г. Прогнозы на 2011г.» поделились своими трендами и прогнозами. В дискуссии приняли участие Инна Афанасенко, заместитель руководителя департамента панельных исследований «Ромир»; Евгений Цивин, генеральный директор сети аксессуаров Edmins; Олег Болычев, председатель совета директоров ГК «Вестер»; Денис Котов, генеральный директор сети «Буквоед»; Анна Сироткина, коммерческий директор компании Finn Flare; Андрей Гусев, генеральный директор сети аптек «Ригла»; Дмитрий Смирнов, исполнительный директор ЗАО «РегионМарт»; Ольга Мещерина,председатель совета директоров сети «Улыбка радуги»; Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.
Заместитель руководителя департамента панельных исследований «Ромир» Инна Афанасенко рассказала об изменениях в настроении потребителей. Согласно результатам социологических опросов, городская Россия возвращается в 2008 год: товарное потребление растет в целом и растет количество магазинов в портфеле покупателей. СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ СПИКЕРА
По словам Инны Афанасенко, уменьшение среднего чека в гипермаркете говорит о том, что люди перестают делать покупки впрок.
Своими наблюдениями поделился модератор дискуссии Евгений Цивин, генеральный директор сети аксессуаров Edmins. Он констатировал, что из-за кризиса люди отказались от импульсных покупок, что вызвало падение среднего чека. «Чтобы сохранить трафик и объем продаж и выдержать обязательства перед поставщиками, каждая сеть шла своим путем. В частности Edmins пришлось пересматривать ассортиментную матрицу», — сказал Евгений Цивин. По его мнению, в 2011г. покупатель может вести себя еще более осторожно и взвешенно, поэтому рискованны проекты должны занимать в портфеле ритейлеров незначительную долю.
Председатель совета директоров ГК «Вестер» Олег Болычев выразил уверенность, что в следующем году крупные игроки FMCG будут продолжать расти, а конкуренция будет увеличиваться. «Это будет основополагающим фактором при принятии управленческих решений», — отметил он. Сама сеть «Вестер» в 2011г. Достигнет докризисных показателей, добавил генеральный директор.
О тенденциях на книжном рынке рассказал генеральный директор сети «Буквоед» Денис Котов. Тренд на снижения количества клиентов замедлится в основном за счет интернет-продаж и продаж электронных книг, однако издательский бизнес просто так не отпустит бумажную книгу, подчеркнул он. «Мы стараемся двигаться против рынка, создавая новые модели потребления книжной продукции», — заявил Денис Котов. Сеть «Буквоед» в 2011г. будет расти за счет открытия новых объектов, отметил он.
Одежная сеть Finn Flare в 2010г. достигнет показателей 2008г., поделилась планами коммерческий директор компании Анна Сироткина. В кризис компания была вынуждена закрыть большое количество франчайзинговых объектов и выходить в регионы уже собственной розницей. Во втором полугодии 2010г. франчайзинг начал оживать и к ноябрю Finn Flare выполнил годовой план по франчайзингу. В 2011г. компания ожидает рост рынка на 15 %.
Генеральный директор компании «Ригла» Андрей Гусев назвал основные тренды развития свей сети, в том числе развитие мультиформатности, замены собственной программы лояльности на участие в «Связной клуб», развитие частных торговых марок, запуск магазины детских товаров и т.д. СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ СПИКЕРА
Исполнительный директор ЗАО «РегионМарт» Дмитрий Смирнов отметил по своей сети позитивную динамику среднего чека в 2010г. по сравнению с 2009г. «Этот год мы закроем с положительным like-for-like», — сказал он. Дмитрий Смирнов также отметил увеличение требовательности покупателей к категории «фреш».
Председатель совета директоров сети «Улыбка радуги» Ольга Мещерина заметила, что в 2010 г. возобновился рост рынка косметики, что увеличило общие продажи сети на 40%, а сопоставимые на 15%. «В московских магазинах пришлось менять ассортимент в сторону более дорогих брендов», — сообщила председатель совета директоров.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков подвел итог дискуссии и отметил, что в целом за девять месяцев 2010г. сети показали прирост, как в абсолютных, так и сопоставимых цифрах. Однако многие из них не научились работать в условиях конкуренции. Еще одна распространенная ошибка — программы лояльности. Эксперт подчеркнул, что в продуктовой рознице отказ от скидочной системы в пользу каких-то других бонусов не всегда понятен потребителю. СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ СПИКЕРА
О чем еще говорили участники конференции, читайте в понедельник