)
Сессия "Вопросы — ответы". Часть II
Юлия Лазарева, директор по развитию аптечной сети "Ригла":
Добрый день, коллеги, меня зовут Лазарева Юлия, я директор по развитию аптечной сети "Ригла". На текущий момент в аптечной сети "Ригла" порядка 960 точек, до конца года мы планирует еще некоторые открытия. Что касается следующего года, то темпы открытий мы снижать не будем (в этом году мы открыли 200 точек). При этом мы не оставляем без внимания рентабельность по EBITDA и остальные показатели по прибыльности. На текущий момент компания является прибыльной.
В вопросе о том, какие ставки платить, хотела бы поддержать Максима — это зависит от локации. В России наши аптеки присутствуют от Калининграда до Улан-Удэ. Из стран СНГ "Ригла" присутствует на Украине.
Что касается прироста выручки, компания по итогам девяти месяцев показала плюс 23%, мы выходим в некоторые новые регионы. Ограничений по логистике мы, к счастью, не испытываем, входя в холдинг с дистрибьютором "Протек", и рассматриваем рынки исходя из их емкости и увеличения покупательской способности, а также стараемся придерживаться стратегии кустового развития, то есть выходить в смежные регионы. В этом году мы освоили несколько новых для нас регионов и в следующем году планируем увеличивать сеть в Томской, Белгородской, Иркутской областях, Красноярском крае.
Илья Шуравин, партнер S.A.Ricci:
Расскажите в двух словах о подходе к ассортименту, увеличиваете ли вы сегмент именно нелекарственных товаров, то есть в потребительский сегмент идете? И к чему тяготеет "Ригла" – открытая или закрытая выкладка? Потому что, я помню, было много споров по поводу большого объема хищений, именно с этим связывали минимизацию открытой выкладки. И что на рынке происходит, как влияет государство на фиксирование цен?
Юлия Лазарева:
К счастью, мы проблемы с кражами как-то решили, внедряя некоторые инструменты.
На текущий момент у нас есть несколько форматов аптек. Это аптека "Ригла" в открытом формате с достаточно широким ассортиментом; мягкие дискаунтеры "Будь здоров!" и у нас сейчас внедрен новый формат более жесткого дискаунтера "Живика". Мы работаем в этих трех форматах и планируем развивать их в следующем году. Локация рассматривается конкретно под каждый формат. Что касается ограничений государства, то у нас есть списки препаратов, цены на которые жестко регулируются, и в связи с этим есть ограничения по маржинальности аптечного сегмента.
Об этом не всегда осведомлены арендодатели, которые транслируют нам предложения по ставкам, процентам с оборота. Поэтому мы в этом плане открыты и всегда готовы показать, каким ассортиментом мы торгуем, какие это имеет ограничения, почему мы не можем сразу открываться всем ассортиментом в ТЦ, не имеющем свидетельства права собственности. Но мы пытаемся договариваться с арендодателями. Я надеюсь, информация об аптечном рынке и его ограничениях станет не такой скрытой.
Илья Шуравин:
Каково соотношение между торговым центром и стрит-ритейлом в процентах?
Юлия Лазарева:
Конкретно цифры я сейчас не назову. У нас нет такого, что мы больше тяготеем к стрит-ритейлу или торговым центрам, это все определяет экономика, мы намеренно не идем к тем торговым центрам, где для нас непрозрачен cash flow. Мы не подписываем любые ставки, так как, подписав ставку, гораздо сложнее объяснить, почему их надо снизить. Поэтому к каждому объекту мы подходим с точки зрения его экономической целесообразности. У нас много объектов в этом году в торговых центрах, я не скрою, с большим количеством девелоперов мы работаем, и порядка 90% подписанных нами договоров в ТЦ достаточно успешны.
Илья Шуравин:
А к франшизе вы пришли?
Юлия Лазарева:
Да.
Илья Шуравин:
Какие условия входные? Вот хочет человек открыть аптеку, понимает, что в штате должны быть профессиональные фармацевты, в любом случае с образованием – есть еще какие-то детали? И какой входной порог для франшизного оператора?
Юлия Лазарева:
В этом году мы начали проект по франчайзингу. Есть несколько пакетов: есть брендовые, есть технологические. Поясню, что я имею в виду. В большинстве случаев франчайзинг понимается как сбытовой франчайзинг. Что касается аптечного рынка, то на текущий момент полного пакета франчайзинга, который предлагает компания "Ригла", нет ни у кого. Здесь не сбытовой франчайзинг, а технологический. Начиная от ПО и заканчивая организацией бизнес-процессов в аптеке. В этом году мы только стартовали, на следующий год мы планируем развивать этот проект, но очень аккуратно.
Илья Шуравин:
Вы развиваете франчайзинг за пределами ЦФО?
Юлия Лазарева:
На текущий момент у нас есть партнеры и в тех регионах, где есть мы. Почему мы начинаем с этих регионов, объясню: для того чтобы аккуратно посмотреть, как работает партнер, чтобы не было размывания понятия о бренде.
Алексей Храбров, заместитель генерального директора сети "Метрика":
Здравствуйте, меня зовут Алексей Храбров, сеть строительных магазинов "Метрика". Задачей нашей компании в этом году было не снижать темпы развития, и нам это удалось. За этот год мы увеличили базовый формат до 2-2,5 тыс. кв. м, также открыли первый гипермаркет, чего не делали достаточно давно: это магазин площадью 8 тыс. кв. м в Великом Новгороде. Вышли в новые регионы: Татарстан, Башкортостан, Удмуртию. В частности, в Татарстане достаточно крупную сделку провели сразу по уступке семи объектов и буквально за два месяца создали целый торговый кластер. Также усилили базовый регион, где мы присутствуем, – СЗФО – путем релокации, то есть переездов в более крупные объекты.
У нас сейчас все идет так же, как и в предыдущие годы. Мы развитие начали в 2009 г., ну, вы помните, что было в 2009-м. Поэтому сейчас я не могу сказать, что нас что-то пугает.
Илья Шуравин:
Флагманский формат у вас – это больше, чем 8 тыс.?
Алексей Храбров:
Самый крупный у нас магазин – это более 10 тыс. кв. м в Санкт-Петербуге на Пулковском шоссе. Это один из первых магазинов. Базовый формат у нас 2-2,5 тыс. кв. м, сейчас мы в базовых регионах, где давно присутствуем и чувствуем, что потребитель хочет большего, открываем пятитысячники, но если говорить про Великий Новгород, где у нас два магазина, то мы там открыли восьмитысячник. Это самый большой магазин, который мы открыли за последнее время.
Илья Шуравин:
Вы будете подобно крупнейшим западным конкурентам торговать не только стройтоварами, но именно растениями и другими "зелеными" товарами. Или пока это вообще неинтересно?
Алексей Храбров:
Мы этим занимались одно время, приглашая на эту роль арендаторов. Это "Зеленая страна", "Белая дача" и еще одна компания, которую вы вряд ли знаете. Все три арендатора "умерли", причем "умерли" глобально. Для нас это загадка, что с этим форматом не так. Пока не планируем, нет таких планов.
Илья Шуравин:
Да, спасибо за первую часть. Предлагаю дальше двигаться в более сжатом формате и начать опять же с Дениса. Как вы работаете с соседними странами – напрямую или с партнерами? Очень интересно мне было услышать комментарии о Белоруссии. Да, я периодически там бываю и вижу, что там довольно неплохая ситуация у местных ритейлеров и очень сильно развиваются гипермаркеты. Минск, вот Брест сейчас вижу… Вот вообще, как вы видите дальнейшее развитие, не обязательно следующий год – может быть, следующие два-три года?
Денис Стенько, директор по развитию Inventive Retail Group:
Может быть, следующие два-три года, но точно не сейчас. На данный момент мы не рассматриваем смежные страны. У нас только Россия, неограниченная география, конечно. Нас нет в Калининграде, например. И в Калининград мы не идем целенаправленно.
Владислав Головкин, директор по развитию "Глория Джинс":
Для "Глории Джинс" мы вертикально интегрированный ритейл: имеем собственное производство, свои фабрики. У нас сейчас только розничная сеть, оптовое направление мы закрыли еще четыре года назад.
Что касается смежных рынков, то мы успешно развиваемся на Украине, сейчас там 36 магазинов, до конца года откроем четыре. Там большая фабрика. Думаем о международной экспансии. Привлекаем McKinsey и других дорогостоящих консультантов. Восточная Европа, Казахстан, Белоруссия – здесь мы будет прилагать усилия для дальнейшего развития брендов.
Илья Смирнов, вице-президент по недвижимости ГК "Связной":
Мы уже несколько лет присутствуем в Белоруссии. Скажем так, опыт не самый позитивный. Другие страны пока не смотрим – по этой причине, наверное. Россия и Белоруссия пока для нас две страны, в которых мы пытаемся развиваться, у нас порядка 80 объектов. Присутствуем практически во всех крупных белорусских городах – во всех регионах, по крайней мере, точно.
Николай Юськив, директор департамента недвижимости ГК "Спортмастер":
Самый сложный регион – это, наверное, Украина. Глядя на экономические показатели, вроде Белоруссия должна быть аутсайдером, но, к сожалению из этих трех стран аутсайдером является Украина, потому что нестабильность и политическая, и экономическая сказывается на потреблении очень ярко. Могу сказать точки, что мы запустили в Белоруссии, дают показатели даже выше, чем на Украине. Потому что, какая бы ситуация в Белоруссии ни была, она стабильная. Сложности на Украине связаны с Майданом и событиями, которые там происходят и отражаются на экономической ситуации и на потреблении в целом. Относительно Казахстана уже говорил. Это, действительно, всеми недооцененный регион. Даже не регион, а государство. Мы начали работать там с брендом Ostin, когда еще не было единого таможенного пространства. В общем, вполне оправдывались затраты на растаможку и прочее. Сейчас, когда все эти препоны сняты, не понимаю, почему ритейл там не развивается.
К сожалению, крупных городов в Казахстане не так уж много и это ограничивает развитие. Мы присутствуем в городах небольших по численности, но их результаты в большинстве случаев, если их сравнивать с сопоставимыми городами в России, лучше по показателю выручки на квадратный метр.
Все эти государства будем развивать, относительно Восточной Европы – сомневаюсь.
Вопрос из зала:
Что такое "малый город"?
Николай Юськив:
Малый город – это 50 тыс. жителей. Есть там исключение – города 30-40 тыс. на Севере России, где зарплаты по 60-70 тыс. Но важна еще изолированность города. Может быть город с 70 тыс. жителей, но в 10 км от города-миллионника и смысла открываться нет. Может быть 40 тыс., но при этом нет ничего вокруг. Но все индивидуально, в некоторых регионах такие дороги, что уже и 50 км – недоступность, а в некоторых и 200 км до соседнего города преодолеть легко.
Юлия Лазарева:
Я, наверное, по поводу присутствия "Риглы" сказала. Исторически "Ригла" присутствует на Украине. Пока в смежные страны СНГ мы выходить не планируем: нам есть где развиваться в РФ.