Дата: 5 декабря 2012 г., длительность – 25,29 минута, размер – 245 Мб
Сессия «Ритейлеры + девелоперы: итоги развития 2012, планы на 2013 год». Третья серия.
Анастасия Козлова, руководитель проектов по комплексному развитию KR Properties: Максим Щёголев, вам не хватает ритейл-парков в регионах? Расскажите, пожалуйста.
Максим Щёголев, директор формата городской гипермаркет «Лента»: Ритейл-парков никогда не хватает. Вы помните мое высказывание в прошлом году? Дайте площадки! Ничего не изменилось. Несмотря на то, что «Лента» основной…Все вы знаете «Ленту» как девелопера, который сам строит свои магазины. Одним из направлений, сейчас активно развивающихся, стало вхождение в ТЦ в качестве якорного арендатора. И сейчас эта стратегия активно реализуется. Открыты комплексы в Сыктывкаре, Ярославле. Там мы присутствуем в ТЦ. Плюс ко всему, что касается географии… «Лента» развивается не только в Москве. В Москве, конечно, очень хочется, но…
Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer: Не только в Москве. Это в смысле, что в Москве нет «Ленты»?
Максим Щёголев: Будет, будет. «Лента» развивается, например…Кто из ритейлеров такого формата пришел в Бийск?
Даниил Сомов: Не все знают, где это.
Максим Щёголев: Карта есть, можно посмотреть. Поэтому, например, до конца года откроем еще Прокопьевск.
Анастасия Козлова: Все начали смотреть карту. А с чем связаны такие решения? Вы как-то по карте их разыскиваете, или все-таки это часть какой-то другой стратегии?
Максим Щёголев: На самом деле, это все вопрос к качественному ритейлу. В этих городах его нет. Он есть, но не в совсем том формате, в котором хотелось бы жителям. И поэтому воспринимается открытие наших ТК как городской праздник. Мы сразу завоевываем доверие и уважение жителей этого города и, соответственно, лояльность. Поэтому не ходите туда, мы сами пока там поработаем нормально. А что касается торговых площадок, несмотря на то, что девелоперы говорят о том, что у них все замечательно, все здорово, все классно, отлично. Тем не менее, проектов, мы с вами обсуждали это год назад, больше не стало ни в Москве, ни в регионах. Они слава богу оживают сейчас. Но в ближайший год нового ничего нет. На 2014 г. есть несколько заявленных проектов. Поэтому развиваться ритейлеру на собственных площадях замечательно, но нужно делать некую комбинацию. И для того, чтобы развитие шло еще более активными темпами, нам, естественно, этих площадок не хватает. Поэтому мы рассматриваем предложения от девелоперов, но на сегодняшний день их не так уж и много.
Анастасия Козлова: А вы формат никаким образом не планируете адаптировать и применять?
Максим Щёголев: Ну, это формат «городской гипермаркет», собственно, он у нас есть стандарт, компакт. То есть это формат…Его использует не только «Лента», его используют и другие операторы. Он себя прекрасно зарекомендовал в небольших городах. Он себя прекрасно зарекомендовал в ТЦ регионного масштаба. Поэтому он востребован покупателем, и его, несомненно, мы будем развивать. Опять же торговых площадей для этого формата достаточно мало. И, помните, мы обсуждали о том, что пробки, не доехать. Этот формат в этом плане тоже достаточно востребован. Это гипермаркет, который находится не очень далеко от дома. Люди, которые живут в Санкт-Петербурге, они избалованы. У них гипермаркетов вокруг много, они ходят только в гипермаркеты. А другие города, к сожалению, страдают от этого. Вот мы им будем помогать.
Анастасия Козлова: Понятно. Сколько в итоге точек вы планируете прирастить в 2013 г.?
Максим Щёголев: Ну, чем больше, тем лучше. У нас планов громадье, поэтому мы будем стараться развиваться во всех направлениях. Кстати, в том числе направление, связанное с заменой операторов. В том же Ярославле и Сыктывкаре это замена оператора. И еще до конца года еще один откроем в Ярославле на месте другого оператора. Точное количество вы от меня хотите? Я вам его сейчас точно не скажу. Это будет достаточное количество, адекватное.
Даниил Сомов: Порядок можешь сказать? 10? 20?
Максим Щёголев: Ноль или два ноля?
Даниил Сомов: Да, ноль или два ноля.
Максим Щёголев: Больше ноля, но, наверное, больше двух нолей не дойдем. Поэтому еще раз подчеркиваю, развитие активное, развитие во всех направлениях, готовы к сотрудничеству. Те, кто знает оператора, оператор федеральный. На сегодняшний день 49 ТК. Все знают, что «Лента» — это очень хороший партнер.
Анастасия Козлова: Ну, до 50 дорастем.
Максим Щёголев: Что значит до 50? До 50 больше будет в этом году. Еще от четырех до восьми открытий. Больше четырех открытий будет в этом году. Вот год еще не закончился. Вот вы рейтинг сделали. Я так думаю, что на конец года «Лента» переместится еще на пару ступней выше.
Даниил Сомов: Да маловероятно.
Анастасия Козлова: Да нет. Придется обновлять. Выпустите еще один. Special еdition. Самый-самый-самый последний рейтинг за 2012 г. Николай Юськив, какие у вас планы по поводу и форматов, и их развития? Я тоже читала где-то, что вы хотите объединять все свои марки. И как-то, может быть, концентрировать.
Николай Юськив, директор департамента недвижимости ГК «Спортмастер»: Мы с Катей хотим узнать, что за источники вы читаете, потому что мы узнаем много нового. Мы ничего не собираемся объединять. Мы как развивали «Спортмастер» и O’stin, так и будем их развивать. Развиваем, улучшаем, совершенствуем, но ничего какого-то сверхнового мы не выдумываем. Как и планировали открыли столько магазинов, сколько и хотели. А именно около 80 «Спортмастеров» и порядка 160 O’stin в этом году. Мы сохраним темпы такого же развития в следующем году. И это не просто там наше желание, ажиотаж или еще что-то. Это те факторы, которые существуют на рынке.
И, наверное, стоит отметить два основных фактора. Это потребительское поведение. Первое, это усталость потребителей от рынков и переход от привычки покупать на рынках, потому что там дешевле, а качество неважно, к привычке покупать в магазинах. То есть в ТЦ, которых становится все больше и больше. И второй фактор, позволяющий развиваться активно, в том числе, и в малых городах, это наличие, вернее, появление, нового сегмента покупателей. Это бывшие бюджетники. Благодаря тому, что за последние два года как бы мы с улыбкой не смотрели, но прибавка довольно существенная. И этот сегмент перешел от пассивной в активную фазу. То есть, безусловно, бюджетники начали покупать. То есть учителя, врачи и военные и прочие. Соответственно, как правило, все эти люди живут в малых городах. Большая их часть нежели в Москве и в Петербурге. Поэтому эти города еще больше открылись к торговле. И мы видим будущее именно за малыми городами, потому что цивилизованной торговли там никогда не было, привычки покупать в магазинах там не было. Сейчас это все дошло, и люди это делают с большим удовольствием.
Конечно, изначально выходили в эти города по принципу «кончились большие и надо идти в малые». Пошли в малые, сказали: «Ух ты!». И теперь не хотим никуда, только туда. Потому что по поводу московских торговых центров, никого не хочу обидеть, но, к сожалению, последнее время наблюдается действительно большое количество проектов, которые заявляются. Это связано с понятно с тем, что идет переформирование рынка, умирает стрит-ритейл, вернее умирает в классическом виде. То есть стрит-ритейл больше становится в сторону фаст-фуда, в сторону импульсивных покупок, в сторону сувенирки и прочее прочее. И классический вид середины 90-х начала 2000-х он теряет. И, конечно же, крупные операторы из стрита уходят в ТЦ. Поэтому место для ТЦ в Москве и Санкт- Петербурге еще есть, но, к сожалению, нужно отметить, что при этом нет, вернее часто отсутствует здравый смысл у людей, которые строят эти ТЦ. К сожалению, люди иногда забывают о том, что ритейлер может себе позволить только то, что может себе позволить. И блестящие хрустальные люстры, и очень фешемебельный декор ТЦ, и правильное место, и 300 000 кв.м не значит, что он заплатит в два раза больше, чем он может. К сожалению, проекты в Москве и Петербурге они нас не радуют. Они очень замечательные, хорошие, в правильном месте, но они похоже не для арендаторов. Ну, это мое личное мнение.
Анастасия Козлова: То есть коммерческие условия для вас являются препятствием для экспансии в основном? Большей частью, да?
Николай Юськив: Большей частью — да.
Анастасия Козлова: А в регионах вы проблемы не чувствуете, судя по всему.
Николай Юськив: Ну, в регионах здравого смысла больше пока.
Анастасия Козлова: То есть ваши основные планы развития на 2013 г. все-таки связаны с регионами?
Николай Юськив: Исключительно да. Я думаю, что это будут разовые открытия в Москве.
Анастасия Козлова: А какие регионы, можете назвать?
Николай Юськив: Как и прежде, Север, Дальний Восток — самые востребованные.
Анастасия Козлова: И сколько вы хотите прирастить?
Николай Юськив: Именно там?
Анастасия Козлова: Всего.
Николай Юськив: Также как и в этом году — 80-90 «Спортмастеров» и может быть 200 O’stin. Рынок позволяет, собственные силы тоже позволяют. Почему бы это не сделать?
Анастасия Козлова: А «Спортмастеры» все-таки в формате гипермаркетов?
Николай Юськив: И в формате супермаркетов, и в формате гипермаркетов.
Анастасия Козлова: По поводу стрит-ритейла все-таки интересная мысль о том, что он умирает, прозвучала уже несколько раз сегодня. Может быть, давайте спросим у аптек, например. Вы же сидите и в стрите достаточно часто, и в ТЦ. И опять же к вопросу о моих источниках. Где-то проскакивало, что вы и в бизнес-центрах готовы сидеть.
Даниил Сомов: В твоих тайных источниках.
Анастасия Козлова: Готовы сидеть в бизнес-центрах?
Юлия Лазарева, начальник департамента развития аптечной сети «Ригла»: По крайне мере, в наших источниках это не значится по поводу бизнес-центров. Аптечная сеть «Ригла». Здравствуйте. Я должна сказать, что наше вот такое открытие, которое мы продемонстрировали в этом году, позволило нам по итогам уже девяти месяцев занять номер один строчку в аптечном сегменте. И по представленности, и по географии, наверное, не наверное, а точно, наша география тоже номер один. От Калининграда до Улан-Уде.
Даниил Сомов: Простите, номер один по какому показателю?
Юлия Лазарева: Номер один по обороту на коммерческом рынке аптечного сегмента. Номер один по итогам девяти месяцев.
Даниил Сомов: То есть вы обогнали «36,6»?
Юлия Лазарева: Они номер четыре по этому рейтингу по итогам девяти месяцев. Это открытая информация, которая за три квартала. Что касается открытия и стратегии. В 2012 г. мы планировали открыть 100 аптек. Что касается стратегии развития, как правильно было замечено, и стрит-ритейл, и ТЦ в том числе, в которых мы присутствуем очень интересным форматом качественным со студиями лечебной косметики, что также является трафик-билдером и для ТЦ.
Что касается планов, то эти планы были перевыполнены. На текущий момент уже открыто более 100 точек. 125, и я думаю, по поводу планов на следующий год темпы не планируем снижать. Но в любом случае у любого ритейлера, у кого ни спросите, это баланс, это взвешенность в принятии решения по поводу того, где стоит открываться. Мы продолжаем открываться и в стрит-ритейле, и в ТЦ. Мы продолжаем открывать и в Москве, и в регионах. Поддержу прошлых ораторов по поводу того, что в регионах сейчас более адекватные предложения с точки зрения коммерческой составляющей. Это финансовые предложения и качество. Там есть и потенциал для роста, и потенциал для развития, и в этом направлении мы и планируем двигаться.
Анастасия Козлова: Ваше основное развитие связано все-таки с ТЦ или со стритом? Или вы оцениваете отдельно каждую локацию, и у вас стрит не умер?
Юлия Лазарева: И в том, и в другом направлении планируем развиваться. Каждую локацию рассматриваем отдельно, потому что есть и неудачные проекты, больше, безусловно, удачных проектов. Это подтверждает там качество открываемых аптек на текущий момент и количество закрываемых объектов. Это минимальный процент, который достигли не только мы, но и этот показатель минимальный на аптечном рынке. Поэтому мы еще раз за качество, за качество открытия, за долгосрочное сотрудничество, потому что мы понимаем, что привнеся качественный продукт, буть то стрит-ритейл, буть то ТЦ, это взаимовыгодное сотрудничество, которое позволит и дальше потом в других проектах ровно таким же образом качественно и эффективно продолжать свою работу.
Анастасия Козлова: В какие регионы пойдете качественно и эффективно?
Юлия Лазарева: Что касается открытия, то наша стратегия в том, чтобы увеличивать эффект масштаба в тех регионах, в которых мы уже присутствуем. Ну, это логично. И сопряженные регионы с теми городами и областными центрами. Мы достаточно оценили как и предыдущие ораторы, Урал. Мы активно будем развиваться в Ханты-Мансийском автономном округе, Янаул, Тюменская область. Мы уходим дальше за Урал. Это Читинская область. Мы выходим в новый для себя регион – Иркутск. И, безусловно, те регионы ЦФО, где мы уже присутствуем. Вот это вот кустовое, что называется локация, мы ее будем придерживаться. Это позволит качественно открываться и эффективно и долго работать на этих рынках.
Анастасия Козлова: Большое спасибо. Ginza Project, как ваши сетевые проекты? У вас много франчайзинговых, вы, по-моему, стали заниматься пекарнями. Где планируете их развивать?
Яна Песоцкая, директор сетевых проектов Ginza Project: Здравствуйте. Я представляю компанию Ginza Project. Это уже известный на сегодняшний день холдинг. На самом деле, открывая первый ресторан в Петербурге, основатели Ginza не могли себе представить, что через какое-то время это уже будет более 100 ресторанов. Причем большая половина из них была открыта в течение последних нескольких лет. В этом году открыто около 20 авторских концепций. Это основа бизнеса компании Ginza Project. Хотя относительно новый для компании бизнес – это сетевые проекты. Это немного более демократичные концепции, которые можно экстраполировать и развивать. На сегодняшний день это Москва и Санкт-Петербург основные точки развития. В общем-то исторически, в связи с тем, что мы профессионалы в еде, для нас самое главное – это качество и возможность контролировать операционное развитие на месте, скажем так. Москва и Петербург, на самом деле, это пока основы бизнеса для Ginza.
Анастасия Козлова: Но по сегменту вы тоже нашли бывших бюджетников? Как у вас Николай…Или на кого вы теперь ориентируетесь?
Яна Песоцкая: Сетевые направления – это направления «Оки Доки», «Песто кафе» более демократичные концепции ресторанные. И в этом году для нас была такая проба пера. Мы попробовали себя в роли франчайзи и в рознице. Для нас пекарни «Поль» — это первый проект, как проба пера в рознице. Мы начали продавать через прилавок. У нас это замечательно получилось. Мы вошли во вкус. И планируем активно развиваться в следующем году. В этом году мы открыли около 15 точек сетевых совместных. И в следующем году мы планируем как минимум открыть 20 сетевых концепций. Хотя Ginza — это компания, которая привыкла всех удивлять. К тем ресторанам, которые мы планируем открыть, мы еще планируем открыть кулинарную академию Алана Дюкасса, которая будет учить.
Анастасия Козлова: Это точно не для бюджетников.
Яна Песоцкая: Это не бюджетно, но очень интересно. На самом деле, рынок труда, мы растем, нам нужно растить персонал, который будет работать на наших торговых точках, и проект очень интересный. И, я думаю, вы о нем очень скоро узнаете. Относительно бюджетных. Paul — это всемирно известная пекарня. Сейчас у нас открыто две точки. На следующий год мы планируем как минимум еще семь точек открыть. Уникальный хлеб, семейная концепция, которая до сих пор. Это семейный бизнес французский. Потрясающий совершенно хлеб, тортики, десерты..
Анастасия Козлова: Это новое, поэтому вам очень сильно нравится. А что-то еще вы планируете кроме пекарен развивать?
Яна Песоцкая: Ginza сначала любит сделать, а потом уже рассказать.
Анастасия Козлова: Ну, придется как-то о планах…
Яна Песоцкая: Планы у нас сетевые направления. Это как свои, так и франчайзинговые. Мы сейчас ведем переговоры по несколькихм интересным франшизам. До конца года мы откроем одну известную марку. До тех пор пока мы не открыли, еще не могу ничего сказать. И, конечно, одно из стратегических направлений у нас – это развитие сетевых демократичных концепций кафе и магазинов.
Анастасия Козлова: То есть в количественное это никак не переводится?
Яна Песоцкая: Не менее 20 авторских концепций и не мене 20 сетевых.
Анастасия Козлова: 20 плюс 20. Отлично. Спасибо. Валерий, какие у вас планы по развитию «М.Видео»? Регионы или Москва?
Валерий Симанов, операционный директор по развитию «М.Видео»: Здравствуйте. Компания «М.Видео» в этом году стала безусловным лидером в своем сегменте. В планах по открытию у нас всегда было 35 магазинов. Мы открываем порядка 40. К концу года у нас будет порядка 300 магазинов. Мы на сегодняшний день видим потенциал развития во всей нашей России и знаем, сколько магазинов «М.Видео» должно быть в каждом городе. Суммарно мы оцениваем рынок России в существующем формате «М.Видео» порядка 450 магазинов. И, соответственно, мы задаемся вопросом, куда идти завра. Завтра это не значит в 2013 г. Завтра мы думаем на 3-5 лет вперед. Мы изучаем тенденции рынка. Куда идет мир сегодня, куда идет развитие в этом направлении, и прекрасно понимаем, что через какое-то время интернет займет существенную долю в потреблении в нашей стране. И, соответственно, на сегодняшний день мы видим не только свое развитие в открытии магазинов обычного формата, что мы и делаем, но мы видим дальнейшее развитие в открытии интернет-магазинов и интегрировании их в единый канал вместе с оффлайновыми магазинами. Да, задача поставлено очень сложная. На сегодняшний день мы хотим объединить преимущество интернет-торговли и преимущество оффлайновых магазинов, которые…Мы к этому очень давно пришли — к такому анализу. Мы поняли, что оффлайн в любом случае останется, он будет востребован, но в то же время и тенденции рынка мирового идут в сторону интернет-торговли.
Анастасия Козлова: То есть у вас грядет небольшое изменение формата?
Валерий Симанов: Будет некий универсальный формат, который будет объединять оба канала торговли. В этом году мы открыли порядка 16 интернет-магазинов. В следующем году аналогичные планы. Более того мы не просто открываем магазины в существующем концепте, который у нас был два года назад. У нас есть новый концепт, который мы внедряем во вновь открывающиеся магазины и также делаем реконцепт существующих магазинов. С точки зрения географии развития оффлайновых магазинов. То у нас существуют магазины от Петрозаводска до Якутска. И на сегодняшний день мы не делаем приоритета в городах. Мы не говорим, что нам нужно обязательно открывать в городах-миллионниках, а потом спускаемся ниже и так далее. Мы открываем в интересных проектах. Очень много сложных кейсов, и на сегодняшний день мы не нащупали дно с точки зрения количества населения, где мы можем открывать наши магазины существующего формата. То есть от мегаполисов типа Москвы до городов с населением порядка 40 000 населения. Вот Максим Щёголев щегольнул городами — Бийск…
Анастасия Козлова: И вы их тоже знаете?
Валерий Симанов: Безусловно, знаем. Я щегольнул городами типа Нягань с населением 40 000 – 50 000 населения, которые работают успешно на сегодняшний день. Почему для нас такое комфортное количество магазинов? Мы считаем, что на сегодняшний день предложение качественных торговых площадей не только в ТЦ, но и в стрит-ритейле для нас, для нашего формата приблизительно такое. Мы могли бы открывать и большее количество, но считаем для себя это оптимальным вариантом.
И, может быть, сейчас точки развития формата. Россия не уникальная страна в плане развития бизнеса. То есть она с каким-то опозданием повторяет тенденции мирового бизнеса. Смотрим на США, Европу, куда двигаются ведущие ритейлеры, например, Best Buy. На сегодняшний день Best Buy практически закрыл все свои крупные форматы. То есть оптимальным форматом на сегодняшний день розничных магазинов порядка 2000 кв.м. И мы для себя видим, что это абсолютно правильный формат. И вот казалось бы Россия немного отстает на сегодняшний день, может быть востребован крупный формат, но люди грамотные видят, что тенденции рынка идут…
Анастасия Козлова: Ну, в Бийске, наверное, не очень?
Валерий Симанов: В Бийске нормальный формат.
Анастасия Козлова: То есть ваше развитие связано с регионами и со средним форматом?
Валерий Симанов: Порядка 35 магазинов. Мы всегда ставим бюджет. Порядка 40 мы открываем как в этом году.
Анастасия Козлова: То есть вы берете бюджетных еще пять. Бездонный бюджет.