Дата: 5 декабря 2012 г., длительность – 22,15 минута, размер – 489 Мб
Сессия «Ритейлеры + девелоперы: итоги развития 2012, планы на 2013 год». Первая серия.

Анастасия Козлова, руководитель проектов по комплексному развитию KR Properties: Огромное количество спикеров. И все, наверное, захотели поделиться своими рекордами, тенденциями, результатами и планами на будущее.

Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer: Я как от организатора скажу идею этой сессии. Традиционная сессия, на самом деле, «Планы и отчеты ритейлеров и девелоперов». И раньше мы собирали небольшое количество в эту сессию самых активных ритейлеров, самых активно развивающихся девелоперов. А сейчас, во-первых, мы решили объединить, а во-вторых, получить некий такой максимальный срез по различным отраслям. И поэтому, получился такой…Может быть, немножко обидное слово конвейер. Но я прошу отнестись к этому с пониманием. С точки зрения мероприятия важно именно показать некое такое массовое настроение.

Анастасия Козлова: Это ценно. Давайте так построим дискуссию. Наверное, хотелось тогда сузить выступления до максимально информативных блоков. Что планировали, что сделали в этом году и какие планы на 2013 г. Я так понимаю, что много у кого уже заявлено объектов, наверное. Тогда нужно сказать насколько продвинулись в реализации планов на будущее освоения. И какие-то такие максимально короткие инвестиции, объемы ввода и прочие цифры. Может быть, для начала начнем с тех, у кого были достаточно большие планы и большие вводы. В частности, «Ташир» у нас отличился. Расскажите, как у вас удалось все, что на 2012 г. планировали?

Ольга Паршикова, руководитель департамента коммерческой недвижимости ГК «Ташир»: В прошлом году мы заявляли порядка семи объектов торговой недвижимости общей площадью 300 000 кв.м. Как вот собственно было сказано. Все планы выполнили. Из них порядка есть объекты, которые вводили, это не только торговые центры. Из них это гостиницы, гостиничные комплексы, два бизнес-центра и два жилых комплекса. Прирост в общем составил порядка 700 000 кв.м к нашему общему портфелю. Инвестиции за год составили порядка 2 млрд. 47 городов покрытия на данный момент. И к 2015 г. планируем увеличить портфель до 4,5 млн кв.м, из которых недвижимость торговая будет занимать порядка 2,5 млн. Из планов на 2013 г. очень кратко. Из новых регионов для нас…Мы продолжаем экспансию по Центральной России. Это все новые города для нас. Это Кострома, Архангельск, Смоленск. Из новых это Сочи, такой достаточно стратегический объект, который будет располагаться в порту. И это Архангельск. Немного удаленная такая локация.

Анастасия Козлова: По-моему, порядка девяти новых объектов вы обещали в 2013 г.?

Ольга Паршикова: В 2013 г. торговая недвижимость у нас девять объектов. В общем мы планируем ввести в эксплуатацию порядка 13 объектов, из которых это две гостиницы, это «Сити Поинт» в «Москва-Сити», это жилые комплексы на Земляном Валу и «Сосновый Бор». Но это, скорее всего, более долгий период. Мы только приступили к строительству. Мы продолжаем активно развиваться в регионах. Но, тем не менее, увеличиваем долю по Московским объектам. Так что планы такие же агрессивные, как и были в прошлом году, и мы стремимся к их выполнению.

Анастасия Козлова: И пока они удаются?

Ольга Паршикова: Пока они удаются даже с небольшим превышением.

Анастасия Козлова: По поводу регионов было интересное замечание. Я тут смотрела интервью участников сегодняшних. И вот, по-моему, представитель компании «Посуда Центр» в одном из интервью сказал замечательное слово, замечательную фразу о том, что большие города закончились, поэтому придется работать во всех остальных. Вы поэтому также делаете акцент на регионах?

Ольга Паршикова: На самом деле, мы придерживаемся стратегии. У нас в основном объекты в городах с населением меньше 400 000. В принципе миллионники так, как мы это видим, они уже перенасыщены качественным ритейлом. А в городах с населением меньше 400 000 есть еще возможности. И такие объекты как мы открыли в городе Саранск, например. Это один из первых качественных объектов, который показывает хороший результат. И Орел то же самое. Несмотря на то, что есть конкуренция в виде ТЦ «Гринн». Они правильно расположены друг к другу в разных концах города. Поэтому мы остаемся в том же формате. Это формат GLA 25 000-35 000 кв.м считаем это некой такой правильно занятой нишей.

Анастасия Козлова: Давайте спросим, может быть, тогда у Александра Москвитина. Большие города закончились? Планируете выходить в другие? Или большие города дают еще потенциал роста? Совместные проекты с метрополитеном или другие новые формы найдете?

Александр Москвитин, коммерческий директор Управляющей компании «Адамант»: Добрый день. Действительно, мы плотно сотрудничаем с Ленинградским метрополитеном. Это интересное бодрящее занятие.

Анастасия Козлова: Бодрящее вас или метрополитен?

Александр Москвитин: Нас, конечно. В этом году мы открыли, как и планировали в августе месяце под открытие станции метро «Международная» одноименный комплекс. Метро, правда, до сих пор не открылось, но комплекс работает. Это действительно интересный такой опыт. Мы считаем, что метро должно дать нам серьезный поток. Но комплекс сейчас функционирует.

Анастасия Козлова: Как без него справляетесь без потока?

Александр Москвитин: Он сам создает. У нас здесь в зале есть некоторые партнеры, которые работают. Им тоже большое спасибо, потому что это профессионалы. Они своими магазинами создают поток. Хотя, конечно, его сейчас не хватает. Понятно ставки рассчитаны на метрополитен. Но 27 числа открываются обе станции «Бухарестская» и «Международная» в Петербурге. Будет большой праздник очередной очевидно. У нас редко такое случается. На «Бухарестской» мы, как и планировали уже открыли «Континент» на Бухарестской. Четвертый «Континент» в городе. Третий работает на «Звездной», который тоже сейчас будет вводиться. В результате наши запланированные объекты в феврале. Это еще раз «Континент» на «Звездной», «Континент» на Бухарестской и «Балкания Нова» вторая очередь будут введены в феврале с праздничным открытием в марте.

Анастасия Козлова: Какой вообще прирост вы планируете на 2013 г.?

Александр Москвитин: Знаете, мы уже немножко сбились в подсчетах. Prisma открылась, комплекс не открылся. Ну, где-то примерно 300 000 у нас откроется. В конце года мы открываем «Заневский Каскад» третью очередь. Тоже проект интересный. Хотя метро там тоже давно построено рядом с ним, и мы ничего не можем сделать. Зато мы там построим второй кинотеатр. Кстати, в «Балкания Нова» тоже второй кинотеатр строится, гипермаркет открывается, супермаркет X5 работает «Перекресток», еще открывается Prisma в декабре.

Анастасия Козлова: Емкость рынка в Петербурге видите планы развития на 2013 г. в основном…

Александр Москвитин: Эти планы были давно озвучены. Собственно, мы по ним и следуем.

Анастасия Козлова: То есть пока никаких коррекций у вас не наблюдается?

Александр Москвитин: Мы компания небольшая, поэтому нам сложно много сразу открывать. Мы в следующем году уже запланировали два реконцепта. Причем один с закрытием. Комплексы небольшие, но тоже должно получиться интересно.

Анастасия Козлова: Реконцепция существующих площадей? Будете увеличивать?

Александр Москвитин: Увеличивать некуда. Будем изменять состав арендаторов и концепцию.

Анастасия Козлова: Спасибо.

Даниил Сомов: А за пределы Санкт-Петербурга не собираетесь?

Александр Москвитин: У нас есть один комплекс…

Даниил Сомов: Нет, а еще сюрприз?

Александр Москвитин: Пока нет.

Анастасия Козлова: Видимо, у вас большие города еще не закончились. Отлично. Может быть, тогда продолжим по девелоперам и попросим тогда Андрея Трубачева рассказать по поводу «ТПС» и интересных планов, которые были связаны с тем, что открывается, то есть планируется к открытию. Москва, в том числе появилась в активе у девелопера. Какие у вас ощущения новых рынков?

Андрей Трубачев, заместитель директора по развитию «ТПС-Недвижимость»: Добрый день. Планы мы свои выполнили на 2012 г. В конце октября открыли ТЦ «Море Молл» в Сочи. 155 000 и около 80 000 сдаваемой. Если говорить о планах по 2013 г. То это вторая очередь «Галереи» Краснодар. Около 52 000 общей и 25 000 сдаваемой. Если о планах совсем ближайших. То послезавтра открывается ТЦ в операционном управлении в городе Киев. Больше 160 000 Ocean Plaza. Компания «ТПС» выступает там управляющей компанией.

Анастасия Козлова: У вас был, по-моему, заявлен ТЦ в Москве?

Андрей Трубачев: В Москве мы готовим участок, выходим на строительную площадку на Кутузовском проспекте. Мы прошли ГЗК, получили ГПЗУ на строительство 140 000.

Анастасия Козлова: Это вы планируете уже на 2014 г.?

Андрей Трубачев: Это, я думаю, даже 2015 г. По 2013 г. только «Галерея». И 2014 г. это Новосибирск в центре города. Опять-таки там 130 000.

Анастасия Козлова: Новые какие-то для вас регионы?

Андрей Трубачев: Я думаю, что несколько объектов в Москве. Ближайшие там к 2015 г. будет достаточно серьезный портфель

Анастасия Козлова: То есть будете наращивать здесь? Региональную экспансию пока не планируете?

Андрей Трубачев: Все возможно, но пока приоритетное развитие Москва.

Анастасия Козлова: Приоритет на Москву. Почему? Чувствуете здесь особый потенциал?

Андрей Трубачев: Качественных объектов не так много. В абсолютном выражении качественных торговых центров, но Москва не до конца оцененный город.

Анастасия Козлова: Но качественных объектов и в регионах пока не так много. Это может быть и поменьше.

Андрей Трубачев: Пока планы у нас по Москве.

Даниил Сомов: А нравится в Москве.

Анастасия Козлова: Нравится – это хороший аргумент. Николай Крайнов, инвестиционная компания «Покров». Что у вас планируется?

Николай Крайнов, президент инвестиционной группы «Покров»: Добрый день. У нас два главных города присутствия – это Москва и Сочи. При этом из восьми площадок, которые у нас в Сочи, после кризиса мы одобрили только строительство жилья эконом класса. Один жилой комплекс у нас…Мы уже зимой получим свидетельство на право собственности на дома. Уже завершен второй. У нас в начальной строительной стадии. В Москве же мы развернули программу по приобретению земельных участков под строительство торговых объектов малого формата. Мы здесь идем как бы немножко в разрез с большинством здесь присутствующих. Концентрируемся на объектах шаговой доступности, стрит-ритейла, малых ТЦ. Мы считаем, что экономика там значимо лучше. Коэффициент сдаваемых площадей там стремится к 100%. Доходность раза в два выше складывается с квадратного метра, чем у крупных ТК. Поэтому нам нравится этот сегмент, и мы в нем в 2012 г. активно работали. Несмотря на достаточно большие сложности, конкуренцию крупных сетей типа «Магнита» и прочих, которые готовы выкупать и строить под себя сами. Мы получили целый ряд объектов в Москве. Что-то взяли у Москвы, что-то на вторичном рынке. Надеемся, что это, наверное, будет конец 2013 г. 2014 г. это у нас будет ввод в эксплуатацию.

Анастасия Козлова: Как-то все опять концентрируются на Москве.

Николай Крайнов: В Москве открылся следующий шанс. Нельзя сказать второй там или третий.

Анастасия Козлова: Это уже даже не второй. Это уже третье дыхание.

Николай Крайнов: Может быть, не третье, а четвертое. Какой-то следующий шанс для развития. Я думаю, что 2013 г. нам преподнесет в Москве еще…С конца 2013 г. попадут на рынок старые новые площади. Земельные участки, я имею в виду, под строительство, которые будут изъяты у нерадивых инвесторов, которые получили это до кризиса. Сейчас Москва их активно изымает. Я думаю, что в конце 2013 г. этот процесс завершится. И вот тогда начнется самое интересное – борьба за эти земельные участки. Вот посмотрим, что будет.

Анастасия Козлова: То есть это ваши планы? Вы надеетесь к концу 2013 г. встать в очередь и отвоевывать кусок старых новых территорий?

Николай Крайнов: Мы сейчас пылесосим рынок в поисках хороших площадей и их берем активно.

Анастасия Козлова: Отлично. У девелоперов все достаточно бодро и активно.

Даниил Сомов: У них и в первой сессии все было прекрасно.

Анастасия Козлова: Вводятся…

Николай Крайнов: У нас всегда все хорошо.

Анастасия Козлова: Спросим у ритейлеров. Как же у них обстоят дела? По поводу старых новых площадей, если я не ошибаюсь, Екатерина Пригода, вы продавали часть объектов как раз в этом году? Новые вывели на рынок…С чем это было связано решение? Почему не стали конвертировать под другие свои бренды? Как вы видите развитие?

Екатерина Пригода, директор по развитию «Мэлон Фэшн Груп»: Прошу прощения за голос. Видимо, очень плотный график переговоров. Ну, по крайне мере я так говорю своему руководству. Мы с удовольствием сконвертировали бы магазины, которые продали в этом году, но они не подходят нам по формату. Потому что продано было местоположение локаций бренда Co&Beauty метраж от 25 кв.м. до 50 кв.м. Нам не очень это интересно для других брендов. Что касается планов по развитию 2012 г. Все, что мы планировали, мы абсолютно выполнили. Несмотря на продажу…Мы планировали открыть около 50 магазинов. И в связи с продажей бренда Co&Beauty и потерей 50 локаций мы открыли 100, то есть вернули свои позиции. По планам на 2013 г. У нас около 130-150 магазинов. Поэтому мы сейчас плотно занимаемся тем, чтобы воплотить эти планы в жизнь. Так что пока все так, как мы планировали.

Анастасия Козлова: И на 2013 г. как планируете?

Екатерина Пригода: 130-150 магазинов.

Анастасия Козлова: 130-150 вы как раз себе ставите?

Екатерина Пригода: Если, конечно, девелоперы наши любимые позволят нам это воплотить в жизнь.

Анастасия Козлова: У девелоперов как раз все прекрасно! Они перевыполняют планы, у кого ни спроси.

Екатерина Пригода: Я надеюсь, это будет также и в реале. На следующем конгрессе я скажу, что мы открыли 150 запланированных магазинов.

Анастасия Козлова: Отлично. По поводу интенсивного развития достаточно хорошие результаты, если не сказать больше, у компании «Теремок». Так неожиданно на фуд переключимся. Даже где-то прозвучали в интервью, что вы выйдете на глобальный рынок и будете конкурировать с глобальными брендами. У вас девелоперы позволяют выполнять планы?

Антон Комаров, начальник отдела развития «Теремок»: Добрый день всем. В частности я представляю компанию «Теремок» и буду говорить о Московском регионе, потому что представляю Московский регион.

Анастасия Козлова: То есть от вас мы про глобальную конкуренцию мы не услышим?

Антон Комаров: Да, но я могу сказать про открытия, которые были в этом году. Это порядка 14 новых объектов, два из которых сейчас еще находятся в стадии открытия и к новому году, надеюсь, будут открыты. Компания «Теремок» планирует также не снижать темпы, а только увеличивать темпы развития. Соответственно, мы будем акцентировать свое внимание на торговых центрах и зонах фудкорта. Тем не менее, не забывать про стрит-ритейл, который для нас сейчас является одним из важных направлений развития. Что касается основной политики компании, то это качество. Мы будем оставаться на позициях качества, качества и качества. То есть…

Анастасия Козлова: Сколько точек планируете еще для мировой экспансии в 2013 г.?

Антон Комаров: Пока нет такой информации.

Анастасия Козлова: То есть у вас планы такие: сколько получится?

Антон Комаров: Нет. Планы у нас не терять темпы развития, развиваться вместе с общим рынком и делать акцент на качество.

 Анастасия Козлова: Какой формат? У вас сейчас есть три формата? Какой…

Антон Комаров: Да. Мы развиваем формат на фудкортах в ТЦ. Мы развиваем форматы павильонные на улицах Москвы. И форматы кафе во встроенных пристроенных помещениях. То есть стрит-ритейл…

Анастасия Козлова: Это больше стрит-ритейл?

Антон Комаров: Да, совершенно верно.

Анастасия Козлова: В каком сегменте вы чувствуете наибольшую уверенность?

Антон Комаров: Во-первых, идя в ногу с нашими партнерами по ТЦ. Для нас это понятная история. По стрит-ритейлу мы тоже сейчас выстраиваем отношения со многими партнерами, чтобы открывать как можно больше объектов на стрите.

Анастасия Козлова: Все-таки стрит?

Антон Комаров: Стрит.

Анастасия Козлова: Спасибо. Очень большие обещания и успехи по развитию были у сети Kari. По-моему, летом вы обещали 180 новых точек открыть и поразить широтой размаха. Удалось?

Валентин Дмитриев, генеральный директор обувной сети Kari: Первый магазин Kari был открыт в Польше в мае месяце. На сегодня нас 242. Мы работаем в четырех странах: Россия, Польша, Украина и Казахстан. На конец года будет 280. Клиентам нравится. Стартом мы довольны. План на следующий год – 600 точек.

Анастасия Козлова: А какой план на Россию? Я так понимаю в четырех странах…

Валентин Дмитриев: Из 600 точек 450 будет в России.

Анастасия Козлова: 450. В каких регионах планируете?

Валентин Дмитриев: Во всех.

Анастасия Козлова: Ну, всех…Это сейчас прям к вам выстроятся все. Хорошо. Тогда города какого объема? То есть у вас 150 000 населения не пугает?

Валентин Дмитриев: От 30 000.

Анастасия Козлова: От 30 000. С чем связана такая широкая стратегия развития? Максимального покрытия хотите достичь?

Валентин Дмитриев: Я уже сказал, что клиентам нравится, результаты нас обнадеживают. Мы идем в массы.

Анастасия Козлова: Клиентам нравится. И сие есть стратегия развития сети.

Валентин Дмитриев: Если нравится людям…

Даниил Сомов: Что делать? Придется открываться. Вы во Владивостоке откроетесь?

Валентин Дмитриев: Уже открылись.

Даниил Сомов: А…Уже открылись…Понятно.

Валентин Дмитриев: И в Хабаровске открылись.

Анастасия Козлова: Кого ни спроси, у всех уже все сделано. Просто удивительно. Давайте тогда поинтересуемся у «Посуда Центра». Все-таки были заявления, что большие города закончились, надо идти в маленькие. Вот тут у коллег уже широкая экспансия. Вы как с развитием сибирским?

Игорь Васюков, исполнительный директор «Посуда-Центр»: Города, на самом деле, это шутка. Надо же шутить, чтобы другим неповадно было куда заходить. Я, на самом деле, молю бога…Россию он построил таким образом, что есть Уральский горы, и это прикрытие…Хорошо, что для Москвы все заканчивается рамками Садового кольца. И это позволяет таким компаниям как наша как-то встать на ноги, развиться и потом прийти сюда и надеюсь победить. Это скромное заявление. Мы планировали открыть, я не помню, восемь или десять магазинов. Мы открыли десять. Это 25 000 кв.м примерно. В следующем году мы планируем арендовать также порядка 25 000 кв.м. Насколько это сильно или не сильно сложно сказать, но мы так планируем. Есть города…Мне, к сожалению, к 40 годам уже нужно пользоваться бумажкой. Астрахань, Ростов, Улан-Удэ, Саранск, Краснодар, Ярославль, Комсомольск-на-Амуре, Рязань, Благовещенск…Это там, где мы открылись.

Даниил Сомов: А Краснодар это же с другой стороны Урала?

Анастасия Козлова: За пределами Садового кольца…

Игорь Васюков: Нет, я мысль то, если закончу про Урал. Мы там выросли и пошли дальше.

Даниил Сомов: То есть вы уже пришли нас побеждать?

Игорь Васюков: Я сейчас говорю в рамках одной только концепции. «Посуда Центр» у нас еще есть другая, но лучше я сейчас про нее промолчу. Потому что коршуны московские налетят и заклюют. Это будет где-то отдельно все-таки…

Анастасия Козлова: С какой стороны ждать сюрприза московским коршунам хотя бы пообещайте?

Игорь Васюков: Ну, мы открылись в Ярославле. Я не знаю, это близко к Москве уже считается? Следующий будет Рязань.

Анастасия Козлова: К Москве все близко.

Игорь Васюков: В Ярославле порядка 14 000 человек было на открытии. Где-то так…

Анастасия Козлова: То есть тоже все достаточно позитивно, и амбициозно планируете развиваться.

Игорь Васюков: Меня попросили сухо сказать. Я не знаю, как это слово сказать…Просто открыли десять магазинов. Все хорошо.

Анастасия Козлова: Подвели такой суровый итог. Десять магазинов открыли.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments