Сессия «К барьеру! Арендатор vs. Арендодатель». Восьмая серия
Дата: 5 декабря 2012 г., длительность – 18,19 минута, размер – 438,3 Мб
Ольга Збруева, руководитель департамента по работе с клиентами Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate: Я вернусь к претензиям, когда что-то не так с ТЦ. Вот это что-то не так, оно заложилось когда? На какой стадии? На стадии проектирования? Вот для вас важно, чтобы были учтены все ваши требования, или вы можете войти в проект, когда какие-то проектировщики, основываясь на предыдущем опыте? Я так понимаю, что успешность продовольственного супермаркета связана с внутренней организацией и физическими параметрами того объекта, в котором он работает. То есть, если он не создан для вашей работы, то вам будет тяжело, вы не будете эффективны. Вот как вы прокомментируете это? Правильно ли я понимаю всю эту историю?
Юрий Лосев, директор регионального развития торговой сети «Перекресток»: Вы знаете, на каком этапе кто ошибся… Все невесты прекрасны, откуда только жены такие берутся? Поэтому проблема может возникнуть через определенное количество времени, и она может быть не оценена ни якорным арендатором, ни девелопером. И она вскроется только впоследствии. Порой бывает устойчивость самого проекта сильно нарушается открытием конкурента. Открытие конкурента, особенно якоря, в соседнем ТЦ, у которого есть значительное преимущество по торговой площади, если рядом с супером открывается гипер. И это, действительно, серьезное преимущество по ассортименту, потому что это более 30 000-40 000 позиций. Это сильно влияет на ТЦ. Оно просто может убить его. Такие примеры тоже есть. И в Москве их тоже в общем-то немало на сегодняшний день. Вот здесь нужно садиться вместе, если мы хотим сохранить площадку, и думать о неком реконцепте. Что каждый из арендаторов может привнести для того, чтобы, я не говорю о реновации центра, а для того, чтобы его конкурентоспособность была соответствующей.
Ольга Збруева: Сергей, скажите, вы воспринимаете продовольственный якорь как арендатора, у которого ставка может быть небольшая? Но учитывая объем это солидные деньги получаются. Якорь, который участвует в генерации потока, который вносит свою лепту в маркетинг и так далее. Когда возникает какая-то проблемная ситуация, вот вы считаете каким разумным должно быть решение? Готовы ли вы разговаривать с ним, как с арендатором? Понятно, что смена вот мы берем крайний случай расторжение договора. Прокомментируйте, как вы считаете, каковы риски для вас? Юрий Викторович прокомментировал для себя, возможно. То есть как вы видите, когда ситуация разворачивается крайне, в крайней степени она обострена. Кризис может сложится как и внутри, так и извне. Мы все прошли через девятый год, восьмой год и так далее. То есть, если падают продажи у супермаркета по объективным причинам что делать?
Сергей Богданчиков, управляющий директор Origin Capital: Во-первых, выявлять эти причины. Еще раз говорю, что мы все уже участвуем в конференциях, посещаем всякие мероприятия лет семь или десять и всегда говорим про концепцию, расчеты и какие-то вещи. И мы, когда общаемся с продуктовыми супермаркетами, поскольку Юрий выступает оппонентом, спрашиваем: «А какой поток вы собираетесь генерить?». Вот любой якорный арендатор, когда готов платить какую-то арендную ставку, он еще из чего исходит? Он готов платить процент с оборота, соответственно, он прогнозирует свой оборот. Он прогнозирует его из количества посещений. Из этих посещений будет столько покупок, средний чек такой-то. И примерно высчитывает ту арендную ставку, которую он готов платить. Понятно мое личное мнение, что надо очень осторожно относиться, если вам какой-то якорный арендатор пообещал сумасшедший фикс. Чтобы захватить этот объект, чтобы попробовать здесь. Не получилось и ничего страшного!
Юрий представляет большую компанию и в такой большой компании, если они закроют один «Перекресток», ничего смертельного не произойдет. А если в ТЦ закроется «Перекресток», то побегут все остальные арендаторы, и имидж объекта на рынке локальном в зоне его действия испортится. Очень сложно будет. Будет физическая потеря в деньгах вплоть до того, что собственник может лишиться объекта, нечем будет расплачиваться с кредитором. Поэтому проблему нужно решать вместе. На самом деле, еще раз говорю, очень детально подходить ко всем вопросам, узнавать будущего арендатора, а каким образом он просчитал потоки, а почему он прогнозирует здесь таких-то покупателей. Если есть площадки, мы же понимаем, что ТЦ просто так рядом не появится. Он либо уже проектируется, либо строится, и вы можете получить документы и понять, кто чем занимается. Либо это произойдет через два или три года, и тогда уже будут на вас смотреть, как на конкурента. Хорошо вы работаете или плохо и принимать решение, а есть ли рядом ТЦ или нет.
В частности, один из проектов, которым мы управляем, находится в Северном Бутово. Мы с компанией «Перекресток» обсуждаем их размещение на цокольном этаже. Вот Юрий говорит, что мы хотим запихнуть якорного арендатора в цокольный этаж. Конечно, хотим мы туда их посадить, потому что этот цокольный этаж у нас есть. У нас есть площадка, из которой у девелопера и собственника задача выжать максимум. Чтобы выжать максимум, надо залезть вниз и построить побольше сверху, чтобы это все работало. Если бы мы строили в чистом поле, то было бы это условно в один уровень. И в то же время в 800 метрах находится продуктовый гипер «Карусель», который тоже принадлежит компании Х5. Абсолютно разные форматы, у каждого есть свой покупатель. Люди, которые посещают гиперы, и люди, которые посещают суперы, они пересекаются в реальной жизни, но гипер вы будете посещать реже, чем продуктовый супермаркет. Поэтому конкуренция тоже отстраивается. То есть надо понимать, чем вы будете отличаться не только по магазинам, но и по другим якорным арендаторам.
И еще раз говорю, чем больше вы говорите прописать, понятно мы не пропишем всю ассортиментную линейку, которую вы будете представлять, но количество работающих касс и такие проблемы, которые вообще на поверхности лежат, их бы хотелось прописать и хотелось бы… А чем, как не рублем заставлять вас уделять больше внимания именно нашему ТЦ? Собственника или представителя собственника не волнует 1204 условно ваших остальных магазинов, ему нужно, чтобы в конкретном месте, тем проектом, которым мы занимались, этот магазин «Перекресток» был самый лучший. Причем мы понимаем, что у любого сетевого оператора, абсолютно у любого якоря, у них все магазины работают по-разному. Где-то «Перекресток» хороший, где-то там «О’Кей» хороший, где-то «О’Кей плохой и «Перекресток» тоже плохой. Если мы перейдем к каким-нибудь одежным маркам или электронике, то надо следить за ассортиментной линейкой, обновляют они коллекции или нет. Это тоже прописывать в договорах аренды. Чтобы они тоже не устроили в вашем ТЦ, если у них плохо идут продажи, чтобы они не устроили сток. Потому что по концепции якорный арендатор, который торгует вещами, он мне здесь стоковый не нужен от того, что у арендатора пошли как-то не так дела, и он непонятно решил переформатироваться, или не обновляет коллекцию, или у него какие-то проблемы. То есть я других решений, кроме как прописать жесткие требования и штрафовать рублем, я их не вижу.
Понятно, что все люди здравые, мы все друг другу улыбаемся и шутим на переговорах, но перестаем улыбаться, когда начинаются какие-то проблемы уже в хозяйственной деятельности и в работе комплекса. Мы не враги друг другу. Мы все заинтересованы, чтобы комплекс был успешен и больше людей ходили к каждому конкретному арендатору и в целом в комплекс. И в то же время со стороны якорей могут последовать справедливые требование к собственнику или управляющей компании, чтобы они занимались объектом должным образом. Чтобы не только заполнили по самым высоким ставкам, отошли в сторонку, закурили и дружно смотрели, как они все там работать будут.
Ольга Збруева: Юрий Викторович, у меня знаете какой вопрос… Насколько управляющая компания или собственники принимают ту арендную ставку? Это первый вопрос. Про то, что потом, когда собственник перекладывает, это же вы сами считали. И второй вопрос по поводу договора. Сергей, я понимаю, сторонник подробного договора, по которому управляющая компания застраховала собственника от максимального количества каких-то нюансов: и кассы, и ассортимент, и чистота и так далее. Ваше понимание расчета ставки. И насколько вы предпочитаете подписывать свой договор, как я предполагаю, и по каким причинам?
Юрий Лосев: Начнем со ставок. Да, есть такая легенда, что продуктовый якорь платит мало. Но могу сказать, что в Москве на сегодняшний день запросы собственников по размещению гипермаркета площадью от 5000 кв.м до 7000 кв.м это до $500-600 в год. Что касается супера, то это более $1000 в год. За $600 в год, имея под собой 7000 кв.м, делать стоковый магазин, мягко говоря, не получится. Тут провалится экономика полностью. Поэтому мы не зарабатываем какие-то баснословные прибыли, и от колебаний в полтора или два десятка процентов от оборота верх вниз мы становимся уязвимыми. Это экономика всех продуктовых операторов.
Если говорить о том, насколько глубоко нужно прописывать влияние управляющей компании в нашей операционной деятельности, я думаю, безусловно, какие-то объективные вещи необходимо отражать. Но мое глубокое убеждение, что купец торгует, а чиновник служит. Каждый должен заниматься по большому счету своим делом. И говорить о том, что какой договор подписывать. Я всегда стою на позиции, что лучше всего подписывать наш договор. Почему? Объясню. По этому договору подписано в Москве, по-моему, где-то 170 супермаркетов, а в общей сложности где-то около 400. Наверное, они абсолютно живы, они апробированы временем, они обкатаны. Это не вызывает отторжения у 400 собственников.
Ольга Збруева: То есть экономит время?
Юрий Лосев: Безусловно. Я как-то в разговоре приводил пример, когда однажды девелоперы привезли свой собственный договор и сказали: «Вот этот договор подпишем и все». Было около 200 страниц. И когда после того, как мы все-таки потратили почти световой день на только читку этого договора и спросили: «А зачем? Все тоже самое есть у нас. Это в десятки раз меньше». Они больше сотни тысяч долларов заплатили за разработку консультанту. И что же теперь на помойку что ли выбрасывать? Мне кажется, что опыт наработанный временем – это такая бесценная штука. Мы готовы этот договор, безусловно. Это не не постамент какой-то гранитный. Мы готовы вносить туда изменения, дополнения, потому что мир меняется, и, безусловно, должны меняться и подходы к договору. Но у меня вот позиция такая. Подписывать все-таки то, что разрабатываем мы.
Ольга Збруева: Спасибо. У нас, к сожалению, заканчивается время. У нас был еще ряд вопросов, и вы, возможно, что-то тоже не услышали, мне кажется, что вы можете задать их в рабочем режиме нашим участникам, потому что тема наболевшая. Есть масса нюансов, всегда есть своя точка зрения у кого больше риски, кто и чем больше рискует. И у кого какие- перспективы, кто за что отвечает. Собственно, если мы приводили тут некие аналогии с браком счастливым или нет, с прекрасными невестами, надежными женихами, которые обещали о невестах заботиться всю их оставшуюся жизнь, жить долго и счастливо и умереть в один день. Но, к сожалению, не всегда так получается ни в семейной жизни, ни в работе ТЦ. Поэтому у меня единственный последний вопрос. Очень короткий. Я так понимаю, что в качестве решения, если вопросы или претензии возникают к управляющей компании, которую представляет Сергей Богданчиков. Они склонны к определенным компромиссам и партнерскому обсуждению. Я бы хотела, Юрий Викторович, услышать вас, потому что вы прошли уже и восьмой и девятый год со своими собственниками. Есть ли возможность договориться?
Юрий Лосев: Компания Х5, тогда еще «Перекресток», прошло кризис 98-го года, а потому уже кризис совсем недавно. Он, безусловно, ударил больно и по торговле, и по недвижимости. Могу сказать, что ситуация была, безусловно, тяжелой. Были договоры и рублевые, и бивалютные корзины, и процент с оборота, и с полом, и со всякими коридорами. Когда начали рушиться коридоры, и ритейл, и девелопмент нашли в себе волю, силы и взаимопонимание для того, чтобы изменить условия договора на определенный этап именно в это тяжелое время. И мы из «Перекрестков» и «Каруселей» в то время не закрыли ни один магазин. Я думаю, что договориться можно всегда.
Ольга Збруева: Сергей, у вас есть что-то в завершение? Вишенку положить во весь этот пирог?
Сергей Азаров, генеральный директор RRG: Судя по залу, мы вас совсем утомили. Но, тем не менее, действительно, супругам делать нечего, кроме как договариваться. И, может быть, такая аналогия супружеской жизни даже более жесткая. Поскольку ритейлеру и владельцу ТЦ уж точно делать нечего друг без друга. Они не могут сепаратно существовать. Счастье взаимное. Возможность менеджмента арендатора и арендодателя договориться, найти какое-то связующее звено, чтобы обе организации работали, зависит от массы факторов. Прежде всего, от профессионализма компаний, профессионализма людей, которые работают в этих компаниях. Что поделать, если профессионалы предпочитают мало говорить. Тем не менее, спасибо большое участникам. Люди все говорили достаточно искренне. И спасибо вам. Вы нас выслушали. И в самом конце хочу поблагодарить компанию Retailer, которая нас всех здесь сегодня собрала. И попросить управляющего партнера Даниила Сомова сказать пару слов окончательных. А участникам спасибо большое.
Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer: Сейчас уже рекордная сессия. Она, по-моему, три часа шла. И, наверное, уже все равно, что я сейчас скажу. В одно ухо влетит, в другое вылетит. Поэтому скажу спасибо. В подготовке этого конгресса приняли участие порядка 70 человек. Это и участники рынка, и команда ИД Retailer, и это многочисленные наши друзья. Всем большое спасибо. По-моему, получился отличный день! В течении дня мы отмечали плюсиками, какие обещания мы выполнили, какие обещания мы не выполнили. Будем очень рады обратной связи. Если мы вас просим, если есть желание, то можно к своим менеджерам. А так заходите на Retailer.RU, читайте Retailer Magazine, играйте в Retailer Cup и увидитесь на юбилейном пятом конгрессе «Торговая недвижимость» через год в декабре. Я думаю, что на этой же площадке. Спасибо!