Круглый стол «Рынок стрит-ритейла. Тренды развития». Первая серия
Дата записи: 14 апреля 2011 г., длительность: 21 мин. 05 сек., размер — 153 Мб.
Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC:
— Уважаемые коллеги, друзья, товарищи! Рад вас всех приветствовать на первой конференции, посвященной проблемам стрит-ритейла. Мы много лет обсуждали разные красивые, хорошие, правильные торговые комплексы, и вот, наконец, дошли до одного, по размерам куда большего сегмента недвижимости, а именно встроено–пристроенных помещений, или, как мы его красиво называем, «cтрит-ритейл».
Меня зовут Дмитрий Золин, я управляющий партнер LCMC и сегодня буду модерировать конференцию. Предлагаю построить нашу работу, нашу дискуссию следующим образом: я буду задавать вопросы нашим уважаемым спикерам, вы будете мне помогать, не стесняться задавать вопросы, спрашивать. Я вижу у нас есть два микрофона, можно к ним подходить и адресовать вопросы конкретным людям, либо спрашивать всех спикеров. Мы сегодня не будем смотреть презентации, разве что только очень важные, ключевые, с какими-то небольшими слайдами, будем стараться общаться и обсуждать те проблемы и те сложности, которые есть на рынке стрит-ритейла. Также мы попытаемся понять, куда он движется, и как мы можем скорректировать и сделать работу на рынке стрит-ритейла максимально удобной, полезной и выгодной для всех.
Давайте я сейчас каждому из присутствующих здесь экспертов и спикеров задам по одному вопросу и попытаюсь получить от них хотя бы общее понимание, общее видение ситуации — что сегодня такое стрит-ритейл, что он непосредственно для них, их компаний, зачем он им нужен, с чем его едят? Попытаемся вступить в бой относительно понимания, зачем каждой из компаний нужен стрит-ритейл, что она чувствует, какие видит тренды и прогнозы на этомм рынке, и что интересного и полезного из этих вещей мы можем для себя извлечь.
Я предоставлю слово сначала Клайву, он, к сожалению, будет вынужден нас покинуть через час, у него еще другие важные встречи, мероприятия, поэтому начнем с него и дальше продолжим в режиме диалога.
Клайв Вуджер, директор SCG London:
— Я немного нарушу правила и покажу два слайда с комментариями и выскажу свое мнение по поводу стрит-ритейла с точки зрения британца. В Великобритании у стрит-ритейла существуют те же проблемы, что и во многих других странах: это давление со стороны торговых центров и со стороны интернета. Для ритейлеров, которые работают в сегменте стрит-ритейла, очень важно партнерство, объединение, чтобы создавать улицы, которые являются брендами сами по себе, центрами притяжения покупателей, поэтому важно сотрудничество ритейлеров и арендодателей. Для улиц, аналогичных Оксфорд-стрит в Лондоне, существует проблема большого количество машин на улицах, которые портят общий покупательский опыт. И важно, когда приоритет – это покупатели, а не машины на улицах, важно создать приятный покупательский опыт, чтобы заманить людей в уличные магазины.
И еще один момент, на который нужно обратить внимание: в Великобритании бывают ситуации, когда несколько ритейлеров объединяются в несколько улиц и получается несколько бренд-улиц, которые предлагают качественный шопинг.
Но одно дело – это мечта, идея, а другое дело – реальность. Вверху изображение – идеальная ситуация, создание благоприятного для шопинга пространства, а внизу –реальная ситуация, когда многие ритейлеры вынуждены съезжать со своих точек, и, в целом, идет тенденция к снижению площадей. Задача- из обычных улиц сделать места для приятного времяпрепровождения людей. Спасибо.
Дмитрий Золин:
— Спасибо, Клайв. Давайте начнем разговор о стрит-ритейле с наших ритейлеров, потому что проблематика стрит-ритейла родилась на двух предыдущих наших обсуждениях в рамках предыдущих Retailer congress’ов, где мы обсуждали торговые центры. Уже там очень серьезно мелькала информация о том, что в связи с кризисом количество вводимых квадратных метров и количество объектов, которые вводятся сегодня в России – недостаточно. И сети волей-неволей вынуждены идти в направлении стрит-ритейла. Давайте у рителеров спросим, так ли это, какая доля стрит-ритейла в их бизнесе, как они видят текущее положение стрит-ритейла, насколько он им интересен. Владислав, вы продуктовая сеть, наверно, это самый интересный вид ритейла, как у Вас со стрит-ритейлом складывается судьба?
Владислав Егоров, председатель совета директоров АБК:
— Здравствуйте. Стрит-ритейл немножко новое для меня понятие, я узнал о нем всего несколько месяцев назад, никогда не знал, что мы так интересно называемся. Продовольственный ритейл находится немного в другой ситуации, чем непродовольственный. У нас сеть так называемых «соседских универсамов» с торговыми площадями 300-350 кв. м., магазины не очень крупные. И мы на себе практически не ощущаем появление в городе и вокруг города «Ашанов», каких-то больших торговых центров, внутри которых работают гипермаркеты, большие супермаркеты. Мы ориентированы на другого покупателя, который пешком ходит за хлебом, молоком и другими продуктами первой необходимости, такой покупатель у нас сохраняется.
Дмитрий Золин:
— Сколько у Вас точек? У Вас тридцать магазинов? Что-то около того?
Владислав Егоров:
— Около сорока, тридцать восемь сейчас.
Дмитрий Золин:
— Сколько у Вас магазинов в стрит-ритейле, во встроенных помещениях, не в торговых комплексах?
Владислав Егоров:
— Они все у нас практически в стрит-ритейле.
Дмитрий Зорин:
— То есть Вы — чистый потребитель стрит-ритейла?
Владислав Егоров:
— Да. Мы неинтересны для торговых центров, там актуальнее магазины хотя бы от 1 000 кв. м.
Дмитрий Зорин:
— Насколько легко сейчас снять помещение в стрит-ритейле?
Владислав Егоров:
— Да, это проблема не стрит-ритейла, а взаимоотношений арендодателя и арендатора. Все мы знаем, что у нас завышены, на мой взгляд, цены на недвижимость, особенно в городе Москве это ярко выражено. И поэтому проблема открытия магазинов не в том, что торговых центров и супермаркетов много, а помещений, которые можно арендовать по разумной цене, мало. Они есть, но их не сдают за эти деньги. У нас, к сожалению, большое количество собственников недвижимости, которые ими стали в разное время при разных обстоятельствах. Они думают, что если у них есть 1 000 кв. м. в собственности, то они могут получать за это нормальные деньги, спокойно жить на Багамах, и ничего больше не делать. При этом он называет себя предпринимателем, говорит: «Мы бизнесмены. Ты-то что тут делаешь? Мы бизнесом занимаемся, я с Багамских островов два раза в год к тебе приезжаю за деньгами, это ж как я потею» .
Дмитрий Золин:
— Он купил помещение, сдает его в аренду. Это же не только картинка самого типичного собственника помещения, так многие поступают. Он лорд, рантье, получает удовольствие и курит сигары. Я еще конкретизирую вопрос — проблема помещений для Вашей сети в том, что нет подходящих помещений или цена завышена?
Владислав Егоров:
— Подходящих помещений хватает. Цена завышена. При чем это чувствуют, я думаю, все мои коллеги по цеху, мы же ходим и сталкиваемся на этом рынке между собой, и наши специалисты сталкиваются со специалистами других сетей, приходят в одни и те же помещения, разговаривают с одними и теми же людьми, убеждают в одном и том же, потом в результате тендера кто-то рискует снять помещение, а через полгода это помещение опять на тендере, потому что рискнул человек и понял, что зря так рискнул. Это проблема желания максимально выгодно сдать помещение. В некоторых случаях это оправдано. Есть хорошие проходные места, и мы можем отрабатывать высокую аренду, если это очень удачное место. Но, к сожалению, у нас нет принципов формирования цены, нет стройной системы, построенной на основе покупательского трафика, количества жителей в районе. Исходят из других соображений, причем они у каждого свои: «Я слышал, что где-то есть за такую цену, значит, я тоже хочу по этой цене сдать». Вот это основная проблема. Если бы не было проблемы высокой стоимости помещений, мы бы развивались значительно быстрее.
Дмитрий Золин:
— А куда движется рынок стрит-ритейла сейчас? В какую сторону? Цена все больше растет или из-за кризиса падает?
Владислав Егоров:
— Когда ударил кризис, мы приняли стратегическое решение, что мы не ставим своей основной целью увеличивать количество магазинов, экстенсивно расти, мы решили интенсифицировать свою работу: стали работать больше над ассортиментом, маркетингом, над другими вещами. В прошлом году поработали очень успешно по сравнению с кризисным годом, нам удалось процентов на пятьдесят увеличить количество покупателей, несмотря на то, что мы открыли, по-моему, один магазин. Мы открываем магазины сейчас по принципу: если есть нормальное помещение — мы откроем магазин. У нас постоянно сотрудники занимаются поиском, но цели такой мы для себя не ставим.
Дмитрий Зорин:
-Я понял, Владислав. Спасибо. Давайте перейдем дальше. Алексей, хочу Вам, как представителю непродуктового ритейла, задать те же вопросы. Есть ли у Вас бизнес в стрит-ритейле? Как Вы его оцениваете? Насколько хорош он, плох? Куда катится стрит-ритейл?
Алексей Баулин, генеральный директор сети «Улыбка Радуги»:
— Здравствуйте, коллеги. Вы, правда, меня хотели обидеть, сказав, что продуктовый ритейл самый интересный, но, конечно же, наш ритейл самый интересный. Мы в сети «Улыбка Радуги» занимается косметикой, парфюмерией, бытовой химией, товарами для дома и т.д. Мы расположены на всем Северо-Западе и являемся лидерами на рынке Северо-Запада. У нас порядка двухсот магазинов. Правда есть несколько магазинов в Москве и Московской области, где ставка на 25 % выше, чем питерская. А в Мурманске, где мы тоже представлены, ставка на 50% ниже, а продажи такие же, как в Питере, поэтому мы там очень хорошо зарабатываем. Никто сейчас этого не слышал, не записал, я надеюсь, а то сейчас арендодатели из Мурманска приедут…
Если говорить о стрит-ритейле, то это наше все, 100 % нашего бизнеса – это стрит-ритейл. Наверно, 3% наших магазинов расположены в торговых центрах местного уровня, это не «Мега», не «Ашан»… Есть торговые центры, так называемые «торговые коридоры», в которых формируются торговые точки – аптеки, мясо-колбаса, обувь, сумки и т.д. Сейчас в Питере есть очень хорошая тенденция, когда умные арендодатели, которых, к сожалению, не так много, а точнее опытные, профессиональные в бизнесе, формируют эти коридоры, мы выигрываем, растим свои продажи, на 30%, 40%, 50%.
Есть места, которые деградируют в значительной степени из-за открытия гипермаркетов, еще из-за каких-то причин, поэтому там ничего не происходит. Мы в течение трех лет исходя из европейского опыта пытаемся выстроить систему, при которой арендодатель был бы заинтересован в наших продажах, платить процент от оборота. Хотим фиксировать арендную ставку, а вторую часть варьировать в зависимости от сезона. Это нужно для того, чтобы арендодатель был заинтересован в ликвидности нашего помещения, в нашем бизнесе. Ничего не получается. Ни одного помещения в такой системе нет. Действительно, половина арендодателей на Багамах, им глубоко наплевать на наши проблемы, приезжают за деньгами и очень довольны. Половина арендодателей идет нам навстречу в каких-то вещах. В кризисный год нам удалось снизить арендные ставки до 7-8 %. Сейчас все возвращается. Вакханалия с игровыми автоматами в середине 2010 г. все вернула на круги своя, мы около семи помещений в Петербурге потеряли из-за них. Правда сейчас мы их возвращаем обратно.
Стрит-ритейл, повторюсь, — для нас это все, а помещений толковых немного. Может быть, в продовольственном ритейле чуть проще, для нашего бизнеса либо конфигурация крайне неподходящая, например, выкупленные квартиры с вынесенными стенами (непонятно даже, как там расставлять оборудование), либо арендная ставка завышена. Однако, я не совсем согласен, что нет структуры ценообразования, — ведь это же рынок. Действительно, арендодатель с Багамских островов спустился, посмотрел, сколько я плачу за это помещение, много/мало. Ему кажется всегда, конечно, что мало, поэтому он хочет всегда больше. Но это в любом случае рынок, рядом расположенные объекты так или иначе диктуют цены. Поэтому деваться некуда. Мы много вкладываем в маркетинг, мы работаем с ассортиментом, работаем с покупателем, у нас есть объекты выдающиеся в Петербурге, которые делают бизнес такой же, как, например, наши пятнадцать магазинов в Псковской области. Все пятнадцать магазинов в Псковской области торгуют ровно столько же, сколько один магазин в Питере. Есть один такой ключевой магазин. Поэтому как только мы выходим на определенные показатели, они как будто знают, стучатся и говорят: «С сегодняшнего дня плюс 10%». И каждый год мы переподписываем договор, пытаясь наращивать продажи. Все это дисциплинирует, мы тоже растем. Но никогда этим выдающимся арендодателям не рассказываем об этом. Вот такая история. Главная наша проблема – отсутствие заинтересованности у арендодателей в развитии нашего бизнеса.
Дмитрий Золин:
— То есть, в отличие от торговой недвижимости, это бессистемный подход? Это отсутствие правил, отсутствие у собственников понимания этого бизнеса? Как бизнес в ранней стадии развития?
Алексей Баулин:
— Наш бизнес, конечно, находится в ранней стадии, он развивающийся. Места на рынке еще достаточно много. Но при этом мы взяли на себя странную миссию — мы пытаемся наших арендодателей учить, как было бы выгодно нам обоим вести бизнес в этих помещениях. Реальной системы как таковой нет. Особенно это наблюдается в наших региональных филиалах, где мы пытаемся договариваться с арендодателями, но по-человечески. Там кроме человеческих отношений, никаких других нет. Нельзя говорить о бизнес-отношениях, это человеческие отношения.
Дмитрий Золин:
— То есть договор ничего не значит?
Алексей Баулин:
— Да нет, что вы! Договор значит все. Его в любой момент можно расторгнуть.
Дмитрий Золин:
— Я понял. Спасибо, Алексей.