Открытая дискуссия «Обзор практик применения закона о торговле». Четвертая серия
Дата записи: 2 июля 2010 г. Размер: 72,9 МБ Время: 15 минут 9 секунд
Андрей Пеховский, руководитель корпоративной практики юридической компании «Пепеляев Групп»: — Хотел бы подключиться к дискуссии, продолжив юридическую тему. У меня есть одна ремарка и вопрос. Ремарка в отношении высказывания Александра Кузьмина. Вы сказали, что сейчас сети ругают закон “О торговле”, надо было что-то делать раньше и, по крайней мере, весной прошлого года выходить с предложениями. Действительно, сети несколько опоздали в том, что они пришли к нам осенью 2009 г. Понимая, что закон в той редакции, в которой он есть сейчас, принимается, и желая избежать того, чтобы он был принят, они пришли к экспертам нашей компании и попросили, чтобы мы разработали для них кодекс лучших практик, который они могли бы согласовать с регулирующими органами и в дальнейшем пользоваться им, тем самым предотвращая принятие закона и вмешательство государства в регулирование отношений между поставщиками и ритейлерами. Введение, например, первой редакции, которая согласовывалась, была драконовская, и было ощущение, что мы вернулись в плановую экономику. Этот закон был убийцей рынка. Понятно, что рынок здесь должен быть саморегулируемый, и принятие таких кодексов помогло бы сделать рынок более цивилизованным.
В связи с этим, у меня вопрос такой. Новый закон позволяет ассоциациям поставщиков и розничных торговцев заключать между собой соглашения, которых бы члены ассоциации придерживались, и тем самым регулировали отношения между поставщиками и сетями. Есть ли желание, интерес попробовать заключить такие соглашения, по крайней мере, обсудить их? Думал ли кто-то об этом?
Александр Кузьмин, генеральный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров: — Вопрос понятен. Речь идет о двенадцатой статье. Да, такое есть в проекте. Говорить пока ничего не буду, потому что сейчас скажу, а потом на журналистском языке это будет называться “баяном”. То, что касается первой редакции закона, то, что было после первого чтения, там было много жестких вещей. Например, по отношению к поставщикам, отсрочка в 75 рабочих дней для категории, которую назвали словом консервы. Но хорошо, что это убрали, так как у консервщиков волосы «дыбом вставали». Получалось порядка 110 календарных, с учетом годичного цикла заготовки, это привело бы к тому, что продукт дорожал, а на него падал бы спрос.
Сергей Спасеннов, партнер, руководитель Санкт-Петербургской практики юридической компании «Пепеляев Групп»: — Еще один небольшой юридический комментарий. Такое ощущение, что закон приняли только для того, чтобы, наконец, все собрались и начали обсуждать, и в итоге получилось бы что-то более или менее вменяемое. Если его сделали дырявым настолько, что и ФАС соглашается с этим, и Минфин, и налоговая служба – все говорят, что закон очень странный, будто его писали не юристы. А он был сделан только для того, чтобы было много вопросов, и эти вопросы начали обсуждать две стороны, которые все время дерутся друг с другом, но также и не могут друг без друга жить. Это поставщики и ритейлеры. И, по-моему, это повод усадить всех за один стол, чтобы все о чем-то договорились, а еще лучше, и даже есть рекомендация ФАС, чтобы ассоциации договаривались о правилах и нормах, тогда это будет от жизни, а не написано кем-то в Думе, и будет жестко регулировать правила.
Иван Федяков, генеральный директор исследовательской компании INFOLine: — Закон уже принят и скоро заработает в полную силу. Но несмотря на работающий закон, у нас нет стратегии развития розничной торговли. Вопрос, который сейчас возникает: почему закон такой дырявый? Нет понимания того, какую торговлю мы хотим видеть через 5-15 лет. Стратегию разрабатывает правительство, Министерство промышленности и торговли. Это их задача. Другой вопрос – мы здесь собрались, чтобы повлиять и показать, какой игроки, участники рынка хотят ее видеть. Я хотел бы задать вопрос Марите и Александру Мальчевскому. Мы сейчас много говорили о взаимоотношениях поставщиков и ритейлеров, но есть момент, связанный с конкуренцией на рынке ритейла, конкуренцией торговых компаний. Марита представляет уникальный случай – зарубежная компания вышла на высоко-конкурентный рынок, где есть такие монстры, как X5, держат весь рынок, но при этом открыли 6 магазинов – это крупные магазины с хорошим ассортиментом. Как вы думаете, с принятием закона, он позволит вам дальше развиваться?
Марита Коскинен, генеральный директор сети супермаркетов Prisma: — Нам с самого начала казалось, что место есть. Кто-то сказал, что ритейла много, но цивилизованного мало. По моим финским понятиям, места в Петербурге много, и мы это доказываем своим развитием. О 25 % мы даже не мечтаем, дайте нам 10 %, и я уйду на пенсию. У меня нет таких проблем, как у X5.
Александр Мальчевский, генеральный директор Союза Независимых Сетей России: — Союз Незавимисых Сетей – это такая уникальная формация, которая широко представлена в Европе. Это фактически кооператив независимых торговых предприятий и сетей. По поводу дальнейшего развития я хочу сказать, что мы оцениваем на основании тех пропорций, которые мы имеем в Европе и США. Мы оцениваем рост в десятки раз в течение следующих десяти лет. Это будет как горизонтальное развитие, так и вертикальное. То есть если сейчас посмотреть на те технологии, которые есть в российской независимой рознице, то там явно выделяются сети, обладающие новейшими технологиями и основная масса, не обладающая этими технологиями. Здесь есть огромный потенциал для роста. Торговые кооперативы на розничном рынке – это определенный класс средних ритейлеров. Для нас этот закон полезен, при всех его дырах, рисках, минных полях, потому что сейчас происходит выравнивание условий между крупными, средними и мелкими ритейлерами, закладываются основы прозрачности, которые давно есть на европейских рынках, когда каждый шаг в цепочке поставок прозрачен и маржа, которая соответствует этим шагам, известна, и понятно, откуда она берется. Поэтому нам закон полезен, производителям будет тяжелее, и что нам делать дальше – я бы сказал, что надо садиться за стол переговоров и договариваться. Куда мы выплывем, будет зависеть исключительно от того, насколько профессиональные переговорщики со стороны производителей и ритейлеров.
Даниил Сомов, управляющий партнер Издательского дома Retailer: — Я хорошо знаю некоторых членов Союза Независимых Сетей России. Правильно ли я понимаю, что основная проблема для независимых сетей – это все, что связано с ограничением развития, а урегулирование проблем с поставщиками – это не проблема?
Александр Мальчевский: — Вспомните начало 2000-х гг. Те, кто тогда работал на розничном рынке, тогда не слышали такие понятия, как листинг, ретро-бонус и т.д. Иными словами, это продукт не российский. Этот продукт пришел к нам из Европы. Поэтому мы идем в ногу, но отстаем на шаг от современных крупных форматов. Это не проблема. В большинстве наших договоров мы не успели превратить это в систему. Если сейчас есть договоры с большим количеством бонусов, они единичны, и перевести их в иной вид, что будет соответствовать новому закону, для нас не является проблемой, поэтому поставщики и договорные отношения с ними – не проблема. Развитие также не является проблемой. Нас этот закон не ограничивает, нужны только практика, использование и внятные методики и измерения. На прошлой неделе указывалось, что этих методик нет, хотят подсчитать, но Росстат говорит: “Даже не рассчитывайте получить настолько детальную информацию по муниципальным округам”. Поэтому посмотрим, какие будут цифры, и для нас как в развитии, так и в отношениях с поставщиками проблем нет.
Александр Кузьмин: — Вроде бы, подсчитали. Даже у вас, в Петербурге, 25 % не нашли.
Александр Павлов, генеральный директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group N.V. (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»): — 7 июля мы ждем официальную публикацию. Уверен, что у нас 24,99 %, и мы имеем право в этом году открыть еще около 300 магазинов.
Александр Кузьмин: — Могу сказать позицию ритейлеров и поставщиков. Сетей мало, их должно быть больше, и не только в Петербурге и Москве, но и в городах-миллионниках, потому что современные форматы лучше, чем магазины непонятного формата, которые стало модно называть магазинами “у дома”.
Артем Смоленский, генеральный директор сети магазинов «РайЦентр»: — К сожалению, закон как раз обзывает сетью все что угодно, включая два ларька на остановках, объединенных общим цветом покраски. Развитие сетей закон никак не стимулирует.
Александр Кузьмин: — С другой стороны, что мешает сетям развиваться кроме 25%, которых ни у кого нет?
Артем Смоленский: — Эти условные 25 % удобно писать на флаге, чтобы им размахивать. Думаю, коллеги из X5 и “Тандера” не очень озабочены этой проблемой, потому что на самом деле считать это можно долго и по-разному, в конце концов, даже границы субъектов в нашей федерации не являются неизменяемыми. В этом проблемы нет, она в другом. Давайте честно скажем друг другу, что отношения с поставщиками сегодня дикие, не потому что сети ведут себя не очень порядочно, не потому что поставщики ведут себя не очень порядочно. Они дикие потому, что у нас рынок дикий. Регулировать рынок хорошо, когда он цивилизованный. Дикий рынок по-хорошему бы сначала надо было цивилизовать, а потом регулировать. Тем не менее, все равно закон нужный, потому что идти надо вперед.