Открытая дискуссия «Обзор практик применения закона о торговле». Первая серия
Дата записи: 2 июля 2010 г. Размер: 94,3 МБ. Время: 19 минут 32 секунды
Даниил Сомов, управляющий партнер Издательского дома Retailer: — Меня зовут Даниил Сомов. Я управляющий партнер ИД Retailer. Мы готовы начать, но прежде чем перейти к содержательной части, я бы хотел дать слово участникам программного комитета, которые работали вместе с ними над сегодняшним мероприятием. Наша оценка программному комитету этого конгресса – крепкая пятерка с плюсом.
Александр Павлов, генеральный директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group N.V. (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"): — Здравствуйте, дорогие товарищи. Что я должен сказать? О том, как здорово, что мы сегодня собрались. ИД Retailer умудряется собирать на свои встречи людей, находя тему, которая интересна всем. Самое большое желание прорваться на такую встречу у журналистов, но им это право не дано, и я считаю, что это здорово, потому что мы можем обсуждать свои вопросы в тесном кругу, понимая, что большая часть информации не будет выходить за наш тесный круг, а потому здесь можно быть открытыми и находить ответы на вопросы без политесов, находить важные и правильные решения.
Я считаю, что такая форма проведения форума может быть очень эффективна для нашей дальнейшей работы и взаимодействия. Поэтому рад всем, кто смог прийти, и надеюсь, они смогут дать интересные комментарии, честно ответить на вопросы. И главное, может быть, мы – ритейлеры и поставщики – уйдем отсюда немного ближе, будем лучше понимать друг друга, чем раньше. Спасибо.
Евгений Цивин, генеральный директор сети Edmins: — Разрешите добавить два слова. Если разговор будет открытый и предметный, он полезен, если нет – потраченное время. Приятно видеть полный зал, спасибо организаторам, потому что такого уровня мероприятия в Петербурге всегда собирать сложнее, чем в Москве. И то, что мы собрались, говорит о том, что нам это всем надо. Давайте попробуем это время не потерять и обменяться мнениями по вопросам, интересующим всех присутствующих. Спасибо за внимание.
Виктор Гордейчук, президент холдинговой компании «Симтекс» (сети «Техношок» и «Счастливый взгляд»): — Всем добрый день. Судя по тому, что место с прошлого раза изменилось в лучшую сторону, количество участников тоже выросло, ситуация меняется к лучшему. Желаю всем активно поработать сегодня, и гостям, и нам, петербуржцам, а также хорошо отдохнуть в выходные. Чтоб вчерашняя погода была вчера, а сегодня, завтра, послезавтра было ясно и жарко. Спасибо.
Даниил Сомов: — Спасибо. Вы в своих сумках найдете книгу “Закон о торговле в карикатурах и комментариях”. Вы первые люди, кто ее держит в руках. Зачем мы ее издали? Во-первых, мы решили заработать денег на благоприятной теме, а во-вторых, поскольку это самая первая редакция закона, то она уже историческая. Как он будет меняться, в лучшую сторону или в худшую, например, для поставщиков – это неважно, главное, что перед нами первая редакция. А если вас не интересует текст закона, то можно хотя бы посмеяться или поплакать над картинками, которые нарисовал наш художник.
Предлагаю перейти к содержательной части. Что изменилось в вашей текущей деятельности в связи с принятием закона о торговле?
Александр Павлов: — Короткий экскурс в историю. Я впервые начал смотреть, что пишут в СМИ о “Законе о торговле”, когда в СМИ процитировали слова Игоря Артемьева о том, что Закон направлен против X5 в Петербурге. Это вызвало у меня большой интерес, что же будут писать дальше. А дальше начались нормальные обсуждения, но когда я читал статьи о том, что законодательная ответственность должна быть введена за количество покупателей стоящих в очереди, и за это должен отвечать ритейлер, такие статьи вызывали умиление и интерес. Честь и хвала нашему правительству, что такие статьи в Закон не вошли.
Теперь есть тот Закон, который есть. Что изменилось? Самое главное, это то, что мы его соблюдаем и даже перестраховываемся, потому что именно наша компания находится под пристальным наблюдением. Возможно, некоторые статьи Закона мы трактуем в самом жестком их варианте. Не знаем, как их будет трактовать ФАС, может быть, мягче, но мы, страхуясь, трактуем их так. Поэтому поставщикам с нами стало сложнее работать.
Если раньше поставщик работал с одним сотрудником и заключал все договоры услуг, которые у нас действуют на протяжении последних двух лет, то теперь мы вводим сложную бюрократическую систему для того, чтобы не было возможности предъявить нам, что мы вынуждаем нашего поставщика к заключению договора на какие-то услуги или на дополнительные требования. Мы этого Закона не боимся, мы стараемся работать по букве закона. Мы очень рассчитываем, что будут введены дополнительные комментарии, и я обращаюсь ко всем ритейлерам: если мы так будем работать по этому Закону, то, скорее всего, выявятся его противоречия, выявятся его сложности, тем скорее могут появиться поправки, которые упростят работу как нашу, так и поставщиков. Это первый момент, который серьезно изменил нашу работу с поставщиками. Стало сложнее работать и им, и нам. В связи с этим пришлось даже увеличить штатную численность. Приходится обрабатывать гораздо больший объем информации.
Второй момент, который меняет нашу работу, это понимание того, что нас будет проверять ФАС. Я очень хорошо понимаю, насколько это если и не парализует, то усложняет работу. Потому что в короткие сроки нужно предоставить большой бумажной информации для проверки. Все понимаю, это ваша работа, но, тем не менее, наша работа – продавать, а здесь получается еще один бизнес по подготовке документации к проверке. Это второй момент, я понимаю, что и сейчас нам усложняет работу и усложнит еще больше.
Ну и корректировка договоров – это тоже очень непростой процесс. К 1 августа все договоры должны быть откорректированы и согласно букве закона переписаны. Это тоже вызывает определенные трудности, потому что есть поставщики, новая форма договора которых не устраивает. Здесь у нас, к сожалению, выбора нет. Мы с такими поставщиками работаем, и такая сложность возникает. То есть мы перестраховываемся и пишем такой договор, который с нашей точки зрения будет удовлетворять ФАС. Где-то это договоры не интересны поставщикам, поэтому это третий серьезный вопрос, который влияет на нашу работу.
Если говорить о штрафных санкциях, об этом сейчас тоже много говорится, думаю, мы придем к разумному решению о тех штрафах, которые будут накладываться за нарушение “Закона о торговле”. Потому что когда нет правоприменительной практики, когда нет работы этого Закона, то я считаю, никто не пойдет на то, чтобы вводить оборотные штрафы. Разум возобладает, будут стандартные фиксированные штрафы, которые будут предъявляться и поставщикам, и нам. Когда правоприменительная практика уже будет существовать, тогда можно будет пересматривать эти штрафы, ужесточать наказание. На начальном этапе разум возобладает, и со штрафами будет все в порядке.
Даниил Сомов: — Стало сложнее работать и ритейлерам, и поставщикам, будут больше проверять, это тоже усложняет работу. Это означает, что требуется больше ресурсов и затрат, чем раньше?
Александр Павлов: — Конечно. Однажды получаешь письмо, что в такой-то срок необходимо предоставить такое-то количество информации. Если ее измерять в коробках – это 10-15 коробок бумаги формата А-4. Информацию нужно подготовить и она должна быть правильной, мы заинтересованы в качественной проверке, поэтому привлекаются дополнительные ресурсы. Это влияет на наши расходы, а это не очень хорошо.
Даниил Сомов: — Спасибо.
Артем Смоленский, генеральный директор сети магазинов "РайЦентр": — Здравствуйте. Мы здесь в очень интересной ситуации. С одной стороны нас подпирают Законом, с другой мы хорошо стоим за спиной лидеров отрасли. В Законе есть хорошая практика, когда поставщик обязан раскрывать тайну своих взаимоотношений со всеми своими партнерами. Поэтому если раньше нам говорили, мы хотим обслуживаться так же как X5, то теперь говорят: станьте такими же, как X5 и будете так же обслуживаться. Теперь нам Закон помогает.
А если серьезно, Закон сырой. И я согласен с предыдущим оратором, что пока не будет практики применения, многие вещи можно толковать по-разному. Более того, последние проходящие форумы показывают, что Минфин, ФАС, налоговая имеют собственные мнения и толкования, которые, к сожалению, не являются законодательной практикой. Многие вопросы, возникающие при чтении Закона, однозначного ответа не имеют. Будем работать, будем смотреть.
Искренне надеюсь, что этот Закон направлен на то, чтобы всем нам — и ритейлерам, и производителям — было проще работать, а не на то, чтобы создать искусственные барьеры. Сложно сказать, как это обернется, но надежда есть на то, что это упростит, а не усложнит наши отношения с производителями. Что греха таить, в любом случае виноватым и ответственным за все останется конечный потребитель. Это правда, и мы все это потребляем. Надеюсь, мы не придем к тому, что ситуация будет выглядеть так, что, как сказал Лев Хасис, нам придется идти за опытом в Северную Корею. Мне понравилась фраза о том, что там договоры поставщиков не с ритейлом, а с тем, что там называется ритейлом. Я очень надеюсь, что мы к этому не придем, потому что рынок должен быть саморегулируемым, и государство, как регулятор, должно быть структурой надзорной, определяющей, но не той структурой, которая диктует.
Иван Федяков, генеральный директор исследовательской компании INFOLine: — Вопрос в первую очередь к представителям ритейла, Александру Павлову и Артему Смоленскому. Закон был направлен на то, чтобы упростить жизнь поставщикам, и сейчас вы говорите, что жизнь усложнилась, по крайней мере, ваша. Отслеживали вы статистику после принятия Закона? То есть, по сути, с начала года. Увеличилась или уменьшилась у вас доля новых поставщиков сети?
Артем Смоленский: — Не увеличилась и не уменьшилась. С теми нашими партнерами, с которыми мы работали и работаем, мы находим точки соприкосновения, мы договариваемся сейчас в рамках Закона, меняем договоры, пересматриваем наши отношения.
Иван Федяков: — Это скорее перезаключение старых договоров. А я говорю именно о новых поставщиках, которые пришли с новым Законом и начали работу с чистого листа.
Артем Смоленский: — Я и пытаюсь к этому подойти. На самом деле таких поставщиков нет, по крайней мере, у нас. Их нет не потому, что мы не хотим работать, не потому, что поставщики не могут работать, а потому, что сложившаяся на рынке практика не организована, и те договорные отношения, которые у нас существуют, Закон не меняет. Закон несколько упорядочивает, несколько усложняет, а в каких-то отношениях упрощает сложившиеся отношения, но он не помогает устанавливать новые. Я не знаю ни одного поставщика, которого мог бы привести в пример – раньше ему не работалось, а теперь, с принятием нового Закона, он вышел на рынок. Я таких не знаю.
Александр Павлов: — Конечно, приходят такие, которые говорят, что Закон приняли, вот он я, берите меня. Такие есть. Вопрос в том, проходят или нет. Мы ввели тендерную площадку для торгов, и на одной из встреч из зала прозвучало: “X5 придумали, как задушить поставщика. Они тендеры ввели”, я подумал: “Отлично, уже и в этом нас обвиняют”.
Так как мы ввели тендерную площадку, у нас действительно происходит некая ротация поставщиков, и я не могу сказать, что она несет тотальный характер, и нет такого, что за последнее время у нас появилось очень много новых поставщиков. Это рабочий процесс, на него пока рано обращать внимание. Так как у нас площадка торгов фактически заработала только сейчас, я думаю, через полгода можно будет всерьез об этом поговорить, потому что благодаря тому, что на площадку для проведения торгов получают доступ практически все поставщики, могут произойти серьезные изменения. Среди поставщиков появятся новые люди с новыми деньгами, которые, возможно, смогут пройти тендер и выиграть у тех, с кем мы работали годами. Спасибо.
Алексей Бойцов, заместитель генерального директора по Центральной России ЗАО "РегионМарт" (сети "Поляна", "Чибис"): — Я хочу добавить пару слов о ситуации в Сибири. Видимо, внедренная вами практика большей формализации отношений с поставщиком приводит к тому, что у нас появилось больше новых поставщиков, и они к нам охотнее идут, хотя мы не федеральная сеть. Они дружественно настроены и думают, что мы будет мягче работать, чем вы. У нас процент новых поставщиков значительно вырос.