Дискуссия «Программы развития розничных сетей 2010». Вторая серия

Дата записи: 9 декабря 2009 г. Размер: 80,6 Мб. Время: 19 мин. 11 сек.

Вопрос из зала: Оксана Кривцова (Sawatzky Property Management): — Хотелось бы знать, какие значимые торговые центры вы присмотрели для себя в Москве и области для открытия магазинов в 2010 г.? Не изменился ли ваш формат?

Максим Щеголев (директор по развитию «О’Кей Групп»): — Спасибо за вопрос. Что значит присмотрели? Мы их присмотрели, а они законтрактованы. Оказалось, что торговых центров в Москве катастрофически мало. Их катастрофически мало строится. Мы детально изучили рынок Москвы за последний год и поняли, что все значимые торговые центры постарались открыться в этом году.

Оксана Кривцова: — Можно конкретно, с названиями?

Максим Щеголев: — Открылись «Метрополис» и «Золотой Вавилон». Мы очень ждали «Гудзон» и надеемся на его открытие. Это важные места для Москвы. К сожалению, на будущий год крайне мало открытий, и это сводит на нет практически все, что касается развития крупного формата.

Нужно начинать заниматься собственным строительством — у нас есть земля в Москве, наверно, будем это делать. В регионах торговые центры, как ни странно, продолжают строиться и достраиваться. Думаю, что два-три достаточно крупных достроятся в Ярославле и Санкт-Петербурге. Надеюсь, они будут создавать некую уверенность ритейлера в дальнейшем развитии.

Хороших проектов заявлено много, а самого строительства пока не видно. Все чаще встречаются предложения по соинвестированию, может быть, это и неплохо.

Владимир Александровский (директор по коммерческой недвижимости, «Детский мир»): — Соглашусь с Максимом (Максимом Щеголевым). Стратегия и «Детского Мира», в том числе, выстраивается из соображений, что в Москве нет достойных мест. Вернее, есть места, нет торговых центров на этих местах.

Вторая неприятная тенденция на рынке — объекты строительства переходят в собственность структур, которые не имеют к этому ни малейшего отношения. Я говорю о финансовых структурах, чья неконструктивная, непрофессиональная позиция мешает эффективности работы денег, которые уже затрачены или должны быть затрачены на строительство.

Как работает «Сбербанк» с капиталом не надо рассказывать никому. Хотелось бы пожелать, чтобы все делалось с большим проникновением в вопрос, привлекались и наши кадры к работе. Общение сведено практически к нулю, никаких совместных встреч, обмена планами не происходит. Мы собираемся: c одной стороны ритейлеры, с другой девелоперы или люди, которые к этому очень близки, и рассказываем друг другу, как те две старушки, про одинаковую болезнь.

По поводу размеров площадей и сокращения форматов. На самом деле, это позитивный момент. Все, кто сегодня торгует в крупном формате, я не имею в виду гипермаркеты, площади сокращают и это правильно. Мы для себя поняли, что гигантомания ни к чему хорошему не приводит. Человек при огромном количестве выбора теряет ориентацию. Ему трудно найти то, зачем он пришел, трудно определиться с выбором конкретного товара. Поэтому расширение торговой матрицы не равно увеличению продаж.

У нас было три формата: районный, общегородской и гипер формат. Последний мы развивать пока не будем. Магазины свыше 3 000 кв. м — не в лучшем положении по отношению к магазинам меньшего формата. Это факт, это правда. Формат должен подбираться не столько под наши амбиции, сколько под торговый  центр, под ситуацию в городе, под конкретные ожидания от этой торговой точки. Вот, собственно, такие мысли у «Детского мира».

Игорь Николаев (директор по развитию, ГК «Виктория»): — Для «Виктории» так же актуальна тема сокращения торговых площадей. Только она связана не с кризисом, а с приближающимся насыщением рынка, в частности Москвы, в формате супермаркет. Теперь этот формат мы будем открывать и с тысячным торговым залом. Если раньше минимальный порог был 1200 — 1800 кв. м, то сейчас будет 1000 кв. м. Объекты, входящие в актив рассмотрения, не всегда с выгодной локацией или имеют необходимые мощности с инженерной точки зрения. В целом, вы правы, такая тенденция есть, и она будет продолжаться.

Николай Юськив (директор по развитию, ГК «СпортМастер»): — «СпортМастер» увеличивает формат. На протяжении последних пяти лет наблюдаем стремительное падение популярности магазинов с небольшой площадью. Не соглашусь с тем, что потребителю сложно ориентироваться в большом пространстве и выборе. Наоборот, именно этого потребитель сейчас и хочет. Почему сложилась парадоксальная ситуация, когда ТЦ говорят, что увеличилась посещаемость, а мы, ритейлеры, говорим о том, что падает выручка? Люди ходят, выбирают, сомневаются. Вроде бы дороже ничего не стало, но денег стало мало. По этому мы большими темпами развиваем гипермаркеты от 4 000 до 6 000 кв. м.

Нынешняя ситуация на рынке позволяет нам умещаться в торговых центрах, чего мы раньше не могли себе позволить. Обороты гипермаркетов больше, чем мы ожидали, именно по причине того, что они ориентированы на более демократичный товар и в нем больше выбор, покупатель чувствует себя более комфортно. Именно в спортивном сегменте идет увеличение форматов и это себя оправдывает.

Даниил Сомов (управляющий партнер, ИД Retailer): — Не только сокращать, но и наращивать торговые площади можно. Ситуация, когда происходят потрясения на рынке и что-то начинает  поменяться в магазине типична.

Максим Щеголев:
Главное, чтобы девелоперы не делали каких-то несуразных вещей. Поступает предложение: «Давайте откроем гипермаркет в торговом центре на московской кольцевой автодороге с площадью зала 5 000 кв.м». Гипермаркет, да? На московской кольцевой автодороге? Я к тому, что глупостей делать не надо. Если вы сделаете 5 000 кв. м зал гипера у основного якоря, то никто к вам туда не поедет. Даже если это будет гипермаркет с хорошим обслуживанием, ценами и так далее, но при этом выбор вы автоматически урежете условно до матрицы «О’Кея» (28 000 наименований на 5000 кв.м). Человек лучше пойдет в соседний ТЦ, у которого матрица 45 000 наименований и будет замечательно себя там чувствовать. В городе, согласен, можно делать и меньший формат. Главное, не бросаться из крайности в крайность.

Даниил Сомов: Мы, наверно, не ответили на вопрос, о конкретных торговых центрах?

Оксана Кривцова: — Да, у меня вопрос к «Рив Гошу». Где конкретно в Москве вы собираетесь открываться?

Евгений Сапфиров (директор по развитию, «Рив Гош»): — В следующем году в Москве планируется ввести порядка пяти торговых центров. Во многих из них мы уже подписаны, как арендаторы. То количество, которое не доберем в торговых центрах, будет в стрит ритейле.

Оксана Кривцова: — А можно назвать конкретные торговые центры?

Евгений Сапфиров: — Где мы планируем открыться на следующий год?

Оксана Кривцова: — Да. 

Евгений Сапфиров: — Вот коллеги шутят — в «Гудзоне». Мы все надеемся. Мы, кстати, есть в «Гудзоне», есть в «Вегасе». Вот такие примеры.

По поводу формата могу сказать, что и мы его увеличили. Почистили ассортиментную матрицу, вывели марки, которые делали маленький процент товарооборота, и подняли планку для Москвы однозначно. Теперь наш формат представляет в среднем 200 — 400 кв. м, максимальная площадь магазина сегодня – 800 кв. м. Мы не идем по стопам «Арбат-Престижа», не раздуваем гипермаркеты. У нас раньше был двухэтажный магазин. Но для парфюмерии и косметики вторые этажи сложно идут под торговлю. Мы не умеем делать такие проекты, поэтому больше и не делаем.

Оксана Кривцова: — В Москве максимальную прибыль вы получаете в местах, которые находятся в центре или в спальных районах?

Михаил Соломатин (директор по развитию, «Уютерра»): — Я сразу отвечу, чтобы время не тратить. Не имеет никакого значения, где находится магазин.

Михаил Нефедов (руководитель отдела развития, «Эконика»): — Вы же спрашиваете не про оборот, а про прибыль? При такой постановке вопроса можно в дебри уйти. Затрудняюсь ответить. Если говорить про Тверскую ул. в Москве, то магазину всего полгода. Он еще не вышел на плановую мощность. Пока, конечно, тяжелое соотношение аренды и выручки, но надеемся, что он будет прибыльным по-своему. Не могу сказать, что он потенциально может приносить меньше прибыли, чем магазин в Желябино. Это совершенно не так, у каждого своя рентабельность.  

Сергей Русов («Азбука вкуса»): — Девушка, а вы с кокой целью эти вопросы задаете? Что вы пытаетесь понять? Для чего вам эта информация нужна? Список центров, где какая прибыль. Вы хотите бизнес начать или вы уже в пути?

Татьяна Струк («Рунивермаг»): — Здравствуйте,  у меня есть вопрос. Можно?

Даниил Сомов: — Да, конечно.

Татьяна Струк: — Я из Интернета и меня интересуют планы ритейлеров, особенно непродовольственного сектора, по развитию в Интернете? Если вы рассматриваете этот вариант, то планируете самостоятельный выход или партнерство с кем-то из онлайн-проектов?

Даниил Сомов: — Не уверен, что собравшиеся за столом знают, что такое Интернет, в хорошем смысле этого слова.

Николай Юськив: — У нас есть Интернет-проекты. Так называемый Интернет-магазин, ему уже много лет. Какие-то обороты он дает, но не серьезные. В нашем сегменте очень сложно работать в Интернете: размер, померить, пощупать. В ближайшие несколько лет Интернет приоритетом не будет. Я не представляю, как продавать мягкий товар через интернет, может быть в других сегментах проще.

Елена Гацко (руководить группы развития, «Позитроника»): — Я тоже знаю слово Интернет, поскольку «Позитроника» это часть холдинговой компании, в составе которой недавно открылся магазин «Ситилинк». Могу сказать однозначно, что он работает. Сама «Позитроника» открыла  Интернет-магазин, ориентированный как на регионы, так и на Москву. Мы пока только пробуем. Там немножечко другие цены, другая целевая аудитория. Классические компьютеры и техника для покупки через Интернет — это весьма и весьма перспективно.

Алексей Нефедов (директор по развитию, «Белый Ветер Цифровой»):
— У нас есть Интернет-магазин и показывает позитивную динамику, но делать главный акцент на нем не будем. Как составляющая любого ритейлера, особенного цифрового, тот ассортимент, который продает магазин можно продать в Интернете. 

Первая серия дискуссии «Программы развития розничных сетей 2010»

Третья серия дискуссии «Программы развития розничных сетей 2010»

Четвертая серия дискуссии «Программы развития розничных сетей 2010»

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments