Ток-шоу «ТОП-100 в вопросах и ответах». Третья серия

Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

— Ну, если больше нечего сказать, перейдем тогда к следующему разделу.

Игорь Кованов, управляющий партнер Falcon Advisers:

— У меня вопрос такой. На самом деле их два. Первый — региональная стратегия компаний, мне хотелось бы услышать. А второй вопрос — хотелось бы понять, видят ли они различия в конкуренции между, например центральной частью России и Сибирью. Это вопрос даже больше к Олегу Царькову, так как он акционером является. То есть есть такое мнение, что в Сибири через три года будет то, что сейчас есть в центральной части России в силу того, что федеральные ритейлеры в Сибири представлены слабо. То есть, как отражается, какая конкурентная среда в Сибири мне интересно.

Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

 

— Просто может, вы хотите услышать чье-то конкретное мнение. Олега сказали.

Игорь Кованов, управляющий партнер Falcon Advisers:

 — Нет, на самом деле ко всем.

 Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

— Просто может, вы хотите услышать чье-то конкретное мнение. Олега сказали.

 Игорь Кованов, управляющий партнер Falcon Advisers:

— Нет, вопрос ко всем.

 Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

 — Тогда, Олег, сначала вы, а потом все остальные по желанию.

Олег Царьков, управляющий партнер SvarogCapitalAdvisors:

Сибирь не будет такой, как центральная Россия. Так как Питер не будет такой же, как Москва. Вот у меня пример. Есть такая компания, которая называется «Московская кофейня на паях», они делают кофе. У нас в Питере продажи не идут. Я говорю, ну, вы нашли, как назваться. Название другое сделайте, тогда продажи пойдут.

Просто есть культура потребления. В разных городах она разная. В Сибири, помимо всего прочего, почему-то люди из Москвы забывают, что они в пятом классе еще географию Советского Союза учили, и они там Сибирь. Вы на Сибирь-то посмотрите. Там нет логистической Сибири. Есть пять региональных кустов логистических. Давайте у коллег из «Магнита» спросим, как они до Омска добираются со своей логистикой хваленой. А я вам скажу, они бьют туда из Челябинска через Тюмень, по-моему, если не врут. Вот это извращенная логистика сибирская. И это «Магнит», который по опять-таки отзывам коллег с рынка имеет самую лучшую логистику. Что он делает в Сибири? Он строит ее заново. Он не может ее использовать. Он должен выйти в Омске, потому что Омск к Тюмени близко и через Тюмень бросают, потому что через Казахстан не хотят везти, чтобы не застрять на этом таможенном союзе с фурой помидорчиков. Соответственно, вот вам извращенная логистика. Открылись 40 магазинов, по-моему, в Омске. Вот сейчас откроют еще 100, сделают два РЦ, вот и начнет «Магнит» строить логистику. Но, на сколько мы там понимаем, это не быстрая история. Это года три, четыре, пять для федерального игрока. Кто у нас там?

 Второй федеральный игрок у нас — X5, это я не могу комментировать. Поэтому вот как-то так у нас в Сибири. Это пять регионов со своим потреблением. Если в Новосибирск съездите… Новосибирск — это такая сосиска с рекой и два моста. И коллапс постоянный на мостах этих, и третий строят. Да, это другая логистика, это «спальники»-стотысячники с населением в 20 000 человек, отдельно стоящий спальник с этой дорогой. Посмотрите московскую логистику.

Реплика из зала:

 — А в центре улица Красная в Новосибирске.

Олег Царьков, управляющий партнер SvarogCapitalAdvisors:

 — Красный проспект.

 Карина Черникова, директор по маркетингу и рекламе ГК «Тандер» (сеть «Магнит»):

 — Можно пару слов о логистике. На самом деле, развитие РЦ и развитие магазинов, мне кажется, это история с яйцом и курицей. Или сначала сеть РЦ, или наоборот. Это вечная история, поэтому мне больше нравится финансовая тема.

 Я хотела сказать о конкуренции в регионах и от чего она зависит, но мне кажется, что она прежде всего зависит от количества игроков и от емкости того или иного города. Это прежде всего. И второй момент — если сравнивать плотность магазинов на душу населения, на квадратный километр в России и на Западе, то она отличается. Притом, у нас она еще не такая плотная, как на Западе. Притом очень далеко не такая. Поэтому в регионе, в любом, если брать отдельный город, регион, то если не места для большого гипермаркета, который подразумевает под собой определенный потенциал, определенный радиус и так далее, то есть место для магазина поменьше. А тут уже зависит, наверное, от того, насколько привлекательный магазины один против другого. Один конкурент против другого. И, наверное, над этим и надо работать. Потому что понятное дело, что если раньше в какой-то гипермаркет ехали со всего города, то рано или поздно этому придет конец. То есть ровно тогда, когда встанет второй гипермаркет, и человек уже не будет через весь город ехать.

 Поэтому опять же надо понимать, как работать с не чрезмерном количеством покупателей, а оптимальным количеством покупателей, которые будут не загоняться там какими-то сверхакциями в магазин, а просто ездить, потому что им это удобно. Потому что все время так не будет, что покупатель едет через весь город и так далее. Вот, собственно, и все. А как на этих покупателях работать, как не отпускать их никуда, быть более привлекательным именно для своих клиентов, вот это уже вопрос и модель.

 Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

 — Я хочу два слова по поводу конкуренции. Просто Илья сегодня в начале сказал, Олег и Карина. По поводу конкуренции в регионах. Много-много лет назад, я не знаю, больше 10, мы проводили в Питере конференцию, которая называлась «Средний класс. Мифы и реальность». Мы как раз вместе с Олегом Тиньковым ее выстраивали. И там к нам приезжал Томас Гэд, написавший книжку, этакий гуру. Он тогда сказал одну вещь, которая запала мне на всю жизнь в голову. Он говорил, что безусловно как бы всем миром будут править транснациональные корпорации. Но единственный конкурент, который у них может образоваться — это локальный производитель или локальный игрок. И вот он назвал термин, который по жизни везде проходит красной нитью. Он сказал, что у них есть временная монополия. И это с одной стороны. А с другой стороны, когда ты начинаешь понимать, что крупные компании чтобы доставить свой продукт должны кривыми путями, как говорит Олег, довезти, то похоже, вот то, что 10-12 лет назад рассказывали, вот так и складывается. Поэтому, может подумать имеет смысл, может какие-то местные компании в регионах учреждать. Ну, это как бизнес-идея совершенно бесплатная. Еще был у нас вопрос.

 Александр Долгопятов, коммерческий директор «Инпром Эстейт»:

 — Добрый день, коллеги. Я хотел бы пару слов, наверное, как обращение сказать в защиту качественных площадей в регионах. Вот существует как бы такая проблема, что обратная связь у федеральных, в основном, сетей очень проблематичная или вообще отсутствует.

 То есть, наверное, к самым главным руководителям хочу обратиться, что вот предлагаем качественные площади и которые строятся с привлечением профессиональных консультантов, также из Москвы и Питера. То есть строятся правильные и качественные площади. И при отсутствии именно обратной связи ваши компании и не узнают о наличии этих качественных площадей, а они на самом деле есть. Вот хотелось бы, чтобы все-таки — как говорится, что кадры у нас все решают — чтобы это действительно было так. Такая проблема существует. Спасибо.

 Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

 — Про кадры мы услышали, и, кстати, мы про них еще чуть позже поговорим. Давайте перейдем к следующему блоку.

 Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— Да, следующий наш блок посвящен Интернету. Я вижу еще один вопрос, наверное, это будет последний вопрос в этом блоке.

 Юрий Шмырев, директор департамента стратегии и развития сети DIY гипермаркетов «Стройдепо»:

 Спасибо, что дали возможность. Много говорили о том, что… Мне понравилась фраза коллеги с поставщиками квадратных метров в регионах. Мы развиваемся именно в регионах. Города второй очереди в 250 000 и вот какое есть наблюдение. За последний, ну или крайний год, кому как удобно, у меня лично было три проекта, переговорная сессия в которых длилась от 8 до 12 месяцев. И все три проекта до сих пор остаются пустыми. Это коробки, куда не зашел ни один арендатор.

 Как можно это прокомментировать? Много лет назад, хотя может быть не так много, после 2009 г. практически все федеральные сети заявили о своем стратегическом интересе в регионах. Очень многие компании, я не знаю, у кого какие классификаторы, 5000 — это крупный формат по одному классификатору, по другому – нет. Итак, очень большой спрос в регионах есть на площади street retail на площади формата 4000 – 6000 квадратных метров. Что происходит? Когда появляются действительно в регионах на рынках, получается вот такая картина, при которой потенциальный спрос на эту площадку в разы, может быть даже в десятки раз, превышает предложение. Возникает дефицит этих площадей.

 И почему я привожу пример с этими замороженными на год проектами, потому что сам лично был свидетелем того, что люди теряют колоссальные деньги просто потому что не могут определиться. Кого хочу – не знаю, кого знаю – не хочу. И хотелось бы услышать мнение коллег, особенно тех коллег, которые работают с крупными форматами в регионах. Очевиден тот факт, что нынешняя информационная волна, раздувающая последствия кризиса и так далее, приведет к чему. Девелоперских проектов будет еще меньше. Ну, мне кажется, с этим мало кто поспорит. При этом, интерес к регионам, он из года в год становится все больше. Что произойдет в регионах в следующем году, в конце этого года? За любое мнение буду крайне признателен. И небольшой комментарий коллеге, вот господину Долгопятову. Очень прекрасно, что у вас есть проекты, но у вас два проекта. Ну хорошо, мы тогда с вами отдельно побеседуем. Спасибо.

 Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

 — Кого хочу – не знаю, мне понравилось. Давайте плавно перейдем к следующему.

 Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

 Может быть кто-то хочет прокомментировать, ответить на вопрос?

 Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

— Про кого хочу – не знаю?

 Александр Саганов, генеральный директор «Уютерра»:

 — Здесь все просто. Что касается перспектив следующего года по квадратным метрам, все зависит от состояния экономики. Я так понимаю, что в следующий год банки еще не будут акцентировано кредитовать девелоперские какие-то проекты, поэтому я думаю, что ничего сильно хорошего в следующем году мы не ждем.

 Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

— Ну, и с третьей попытки попытаемся перейти к новому блоку. Как интернет-магазины? Какую динамику имеют? Мы, в принципе, про это поговорили уже частично на прошлой сессии. О том, что Интернет является врагом загонности и честной конкуренции, когда продают, так называемые, серые продукты. Ну вот мы хотели, если у кого-то что-то есть, сказать какой-то свой опыт, какая-то своя динамика, например, интернет-магазина. Какой рост? Просьба просто обменяться.

 Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer

 — Да, просто у всех участников нашего круглого стола интернет-проекты находятся на разных этапах развития. Поэтому будет интересно узнать у тех, у кого нет интернет-магазина – планируете ли вы и когда, и почему до сих пор не вышли? А тех, кто развивает интернет-проект, какие тенденции, какой процент от выручки основного бизнеса он занимает? Сергей, наверное, мы начнем с вас. Если бы государство не ограничивало бы развитие в Интернете продажи лекарств, «А5» открыло бы интернет-магазин?

Сергей Солодов, генеральный директор аптечной сети «А5»:

 — На самом деле, у нас есть несколько партнерских проектов. Мы просто о них не особо кричим. Приходится около 1 млрд руб. выручек на интернет-торговлю. Соответственно есть, понятно, не очень честность большая в продаже лекарств без лицензии. Поэтому, соответственно, это партнерский проект, а не в контуре компании. Считаем, что уходить от «кэптивности» опять и использовать аптеки, как точки выручки, в принципе одна из таких самых больших получается серьезных компетенций, которые возникают у компании. Поэтому в принципе вот сейчас стоим на пути того, как этот проект развивать. То ли развивать его как «кэптивный», то ли как независимый проект, который может работать не только с нашей сетью, но и с рядом других сетей.

 Ну и так, из тенденций мы для себя имеем несколько тоже такую мультиформатность в Интернете. То есть наценка 11%. Те, кто примерно понимают ситуацию в аптечном ритейле, понимают, что 11% это очень низкая наценка, как у дискаунтеров. И вторая наценка — 24%. Вот мы работаем в двух форматах и смотрим, тестируем, где лучше, а где хуже. Потому что получается, что у Интернета сегодня не столько возможность купить дешево, а это еще и сервис, возможность довезти клиенту быстро все то, что он может найти, как альтернативу в пяти точках. Мы привозим. Соответственно, за четыре часа. Привозим то, что он хочет себе купить, позволить и так далее. Такая вот у нас практика.

Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— Спасибо. Александр, «Уютерра» совсем недавно запустила интернет-магазин. Какие были проблемы при запуске? Можете нам что-нибудь рассказать?

 Александр Саганов, генеральный директор «Уютерра»:

 — Да. Ну мы в тренде того, что Интернет, за ним будущее, все-таки в этом году открыли магазин. Мы стартовали в феврале. Сложности при запуске интернет-магазина стандартные. Логистика, безусловно, потому что есть как бы один важный критерий здесь в доставке товара — это время. В течение очень определенного ограниченного времени покупатель готов ждать. И вторая большая сложность — соответствие нашей товарной матрице, той, что есть в ERP-системе с реальным остатком. Это, кстати, был один из плюсов, достаточно неожиданных, которые мы получили. То есть, не прямые продажи интернет-торговли, а именно, так сказать, мы вынуждены были до открытия интернет-магазина привести в соответствие наши товарные остатки в системе по тому, что есть на полках. Потому что без этого интернет-магазин не работает.

 Что касается продаж. Продажи пока в рамках плана, который мы перед собой поставили, но хотелось бы вывести наш интернет-магазин на окупаемость уже к концу этого года. Достаточно амбициозная цель, но в общем-то, уже стартовав и три месяца поработав, мы понимаем, что это достижимо.

 Что касается доли продаж, которые, так сказать, есть сейчас в интернет-магазине, относительно вообще продаж компании, то они, конечно, меньше 1% пока. И, соответственно, по нашим оценкам, будут расти, как такими темпами, безусловно, опережающими рост like for like в офлайновых магазинах. Но, тем не менее, они такие… достаточно сдержанные.

Ну, вообще, безусловно, интернет-торговля и именно, когда офлайновая розница пытается сделать интернет-магазин, и собственно логично, когда по сути розничный магазин превращается в какой-то момент в точку, где покупатель может забрать товар. Здесь есть достаточно большая энергия. Но, если посмотреть на мировой опыт, то, собственно, крупнейшие транснациональные компании, они каких-то существенных долей продаж в интернет-торговле не имеют, если это не классические интернет-магазины. И это говорит о том, что это сильно как бы, не могу говорить о всех сегментах розницы, но касаемо нас, мы какой-то сильной конкуренции, связанной с продажами в интернет-магазине наших товаров не ждем.

 Хотел бы в двух словах сказать о проекте Enter, который бурно, активно пиарился. Такой интернет-магазин, в котором, я так понимаю, большие инвестиции как бы и до сих пор эти инвестиции продолжаются. Убытки операционные, которые там есть, как я понимаю, они в общем-то как-то бизнес-планом подтверждаются. Хотя моя оценка, что немножко рано стартовавший проект и вообще сложно им будет. Ну вот как-то так.

 Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— Спасибо. Михаил?

 Михаил Золотовицкий, генеральный директор «МегаФон Ритейл»:

— Весь проект «МегаФон Ритейл» довольно молодой. Три года компании. И с самого старта мы запустили интернет-магазин. Мы в него очень верим. Мы считаем, что за Интернетом будущее.

 Есть два тренда, которые мы наблюдаем. Это то, что в наших салонах работают сотрудники сейчас — около 12 000 человек. И мы точно понимаем, что находимся в демографической яме. И нам с каждым годом все сложнее и сложнее набирать людей, которые готовы работать в наших салонах. А работа у наших ребят очень сложная, потому что мы работаем в сфере высоких технологий и знания нужны очень детальные. И мы понимаем, что грубое слово «рабочая сила», как бы стоимость рабочей силы растет и привлекать их все тяжелее и тяжелее.

 И второй тренд, это торговые площади, о которых мы говорили в предыдущем топике. Мы используем площади только категории А, с очень высоким человекопотоком, очень небольшой площади. Они находятся в жестком дефиците, желающих получить такую торговую площадь – больше, чем их есть на рынке и новых не прибавляется. И вот в этом тренде мы очень верим, что в интернет-магазине будут существенные продажи. Сейчас они пока не очень большие, мы тоже находимся на уровне 1% от наших продаж. Но мы видим Европу, мы смотрим, что сейчас там все ок, продажи в интернет-магазинах составляют 10% на сегодняшний день. Одновременно у нас три проекта в Москве, в Новосибирске, сейчас в Самаре запускаются.

 Движение Интернет будет все более доступно в регионах, в том числе, и это будет, безусловно, увеличивать количество пользователей наших интернет-магазинов. Единственная проблема, это логистика в интернет-магазинах. Потому что, в отличие от Европы, наша почта практически не работает. Доставить без курьеров практически невозможно. На сегодняшний день мы курьерскую доставку используем только в крупных городах, где это хоть как-то востребовано. В мелких городах – заказ с самовывозом из магазина. Рост нам показывает год от года в разы.

 Карина Черникова, директор по маркетингу и рекламе ГК «Тандер» (сеть «Магнит»):

 — Если смотреть на тенденции рынка, то они совершенно понятны и проникновение пользователей Интернета в регионах, оно уже достаточно серьезное. И с каждым днем оно все увеличивается и увеличивается. И поэтому совершенно понятна необходимость заниматься интернет-магазинами. Есть ли сейчас у «Магнита» интернет-магазин? Нет, пока нет. Но задумываемся ли мы об этом? Безусловно.

 Я думаю, что все ритейлеры об этом задумываются. Что у нас для этого есть? У нас есть масса негативного опыта и позитивного опыта. Негативного опыта в России, потому что, мне кажется, что сейчас большинство интернет-магазинов, не говорю, что все… Но знаете правило такое, что если хотите и качество, и цену, и сроки, то выбери какие-нибудь два показателя. Вот, наверное, для наших интернет-магазинов это сейчас очень актуально.

 Есть, опять же, и западные опыты, которые можно анализировать и делать из этого выводы. Например, уже даже не через Интернет заказ товара, а когда в вагонах метро в Корее развернули супермаркет Tesco, и можно просто штрихкод сканировать, через телефон делать свои заказы и получать товары. То есть есть и потрясающие западные опыты, поэтому есть что проанализировать. И я думаю, что о результатах обязательно сообщим.

 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments