Аналитическая сессия «Эффективность первой сотни розничных сетей России в цифрах и комментариях по итогам 2011 г., перспективы 2012 г.» Третья серия

 

Михаил Бурмистров, генеральный директор INFOLine – Аналитика:

— А второй вопрос по сегменту FMCG я бы хотел задать немного в другой плоскости. Валерий Тараканов развивает, скажем так, один из, наверное, сложнейших блоков и направлений — это франчайзинг для магазинов малых форматов. И мне кажется, что, наверное, это вот тот сегмент, который в 2013 г. может продемонстрировать просто взрывной рост по одной простой причине… Мы все с вами знаем, что у нас вводятся достаточно жесткие ограничения по торговле пивом, по торговле потенциально сигаретами. В этой ситуации та бизнес модель небольших магазинов, которая существовала до настоящего времени, оказывается нежизнеспособной. Там 40, 60, до 80% трафика продаж обеспечивали именно эти товары.

Валерий, как вы считаете, действительно ли мы пойдем по тому пути, который сейчас мы видим в ряду зарубежных стран, когда мы видим большое количество небольших магазинов? Тысячи магазинов, работающие под франшизами известных брендов. Или Россия будет развиваться по другому пути?

Валерий Тараканов, вице-президент по развитию магазинов шаговой доступности X5 RetailGroup, генеральный директор компании «Экспресс Ритейл»:

— Недавно была опубликована статистика по России — 53% наших людей ходит в магазин продуктовый ежедневно. И только 27% населения делает покупки впрок. Это не всегда гипермаркеты. Это рынки, это дискаунтеры. Соответственно, на мой взгляд, магазины у дома – перспективное направление. И у нас даже в русском языке есть слово не «делать шопинг», как по-английски, а «ходить в магазин». И соответственно с ростом городов, с ростом трафика, времени желание отправляться куда-то за покупками впрок будет ослабевать. А если будет возможность купить продукты рядом с домом хорошего качества по справедливой цене, то это, наверное, для больших городов — тот формат, который имеет право на жизнь, имеет право на взрывной рост.

Вопрос — тяжело ли там работать сетям? Конечно, сетям работать тяжело в малом формате. Потому что малый формат – это всегда свои сложности. Это торговые залы, которые часто не приспособлены для торговли продуктами питания: разгрузочная, входная зона, как правило, жилье над вами, жители, которые жалуются сначала в управу «откройте нам магазин, негде хлеба купить», потом жалуются «закройте магазин, потому что шумят», «откройте в соседнем подъезде, а вот подо мной не надо». Обычная история, и на самом деле тут есть возможность для развития франчайзинга. Почему? Потому что, как правило, вот этот собственник, который имеет определенную гибкость и умеет работать в этих условиях, он может быть эффективен, если его подкрепить технологиями, если его подкрепить логистикой. То есть чтобы одной машиной поступал весь товар в магазин, в нужное время. И все это может достаточно эффективно работать, и будет синергия, когда один плюс один равно трем.

Ну, здесь другой момент – готовность наших частников работать и вступать в клуб. Ведь по правилам клуба есть понятие — ты должен прийти в галстуке, в пиджаке, ты не можешь прийти в шортах, если все в пиджаке. А наш частник, к сожалению, еще такой немножко свободолюбивый, и те правила, которые ему нравятся, он готов соблюдать, а те которые не нравится, он не готов соблюдать. В системе это достаточно сложно. Поэтому я являюсь оптимистом франчайзинга в этом небольшом формате. Но на самом деле определенные трудности — в понимании людей, что у них никто ни в коем случае не хочет забрать, отобрать помещение и потом обанкротить. К сожалению, такие страхи у людей есть. Это надо признать. В общем-то работа кропотливая. Это доверие, которое с годами будет расти.

Ну, а любой сети, чем больше вовлеченность персонала, а лучше это будет собственник, в процесс торговли на месте в маленьком магазине, тем лучше результат. Если собственник магазина, директор магазина будет знать по имени отчеству половину покупателей, ну это замечательно, это доверие, то которое необходимо для малых магазинов. Спасибо.

Михаил Бурмистров, генеральный директор INFOLine – Аналитика:

— Валерий, спасибо большое. Я вот, честно, очень-очень жду, когда эти магазины у нас станут не неким точечным явлением, а когда все-таки их будут сотни. Когда мы будем проходить у дома там, где нам удобно, по дороге, не заходя никуда, и мы будем действительно иметь возможность зайти в этот магазин, где нас будут знать по имени отчеству и так далее. Мы очень ждем этого, Валерий, вы на правильном пути.

Что касается следующего сегмента, о котором мы с вами поговорим, то это тот сегмент, который подарил игрока, который находится все еще в первой пятерке рейтинга. Действительно, если мы посмотрим на 2011 г., то компании «М.Видео» продемонстрировала очень высокие темпы роста и действительно смогла единственная удержать позицию в первой пятерке рейтинга, где представлены исключительно FMСG ритейлеры.

Сегмент очень бурно растет, его хорошо поддерживает кредитная, скажем так, поддержка, которую оказывают банки населению. Но, с другой стороны, сегмент является и чрезвычайно сложным. И, наверное, я выделил бы два, скажем так, тренда, которые требуют от ритейлеров, которые работают в этом формате, адекватных ответа, два вызова. Первое – это, конечно, давление интернет-торговли, классических интернет-магазинов. И, наверное, второе, самое важное, — это требование по формированию единой интегрированной онлайн-офлайн стратегии.

Павел, хотелось бы обратиться к вам — как вы видите эту интегрированную онлайн-офлайн стратегию. Какие тренды? Мы знаем, что вы меняете формат магазинов в этом году. Что еще? Как вы видите текущую ситуацию и какой ответ, на ваш взгляд, должны давать ритейлеры на сложившиеся условия внешней среды?

Павел Бреев, член совета директоров, генеральный директор «М.видео»:

— Спасибо. Действительно, это важная вещь. Мы живем в новую эру, в эру развития интернет-торговли, и мы не можем этого не замечать. То есть это такая третья революция. Первая революция была, когда товары выставили на полку в 50-ых годах. В 70-ых появились гипермаркеты, тоже, можно сказать, такая революция в торговле. И сейчас мы переживаем третью революцию — появление интернет-торговли.

Интернет-торговля меняет наше восприятие, наше понимание как ритейлеров, так и покупателей, открывая новые возможности и для покупателя, и для нас. И мы должны, безусловно, этим воспользоваться.

На что влияет прежде всего Интернет? Интернет влияет, действительно, как вы правильно сказали, на развитие форматов. На Западе и в Америке крупные магазины электроники практически все закрыты. И лидер отрасли — компания Best Buy — закрывает в этом году около 50 магазинов крупного формата. Почему это происходит? Крупный гипермаркет подразумевает такой магазин-склад. Когда у вас было достаточно большое количество телевизоров на паллете, и был огромный ценник, что должно говорить о такой, скажем так, правильной цене данного товара. Сейчас с развитием Интернета это стало достаточно все прозрачно. Можно зайти в Интернет, посмотреть цену, почитать отзывы и понять насколько цена правильная. И количество телевизоров, и величина ценника никак не влияют на восприятие покупателем цены. Цена остается одним из самых, скажем так, важных факторов покупки товара. Второе, что хотелось бы отметить, — это прозрачность. То есть покупатель заходит сейчас в Интернет по нашим оценкам до 70% не только чтобы купить, но и чтобы получить информацию, получить информацию от своих друзей, как что работает и что лучше купить.

В связи с этим, как мы видим свое будущее в развитии Интернета. Прежде всего – omni-channel. Что такое omni-channel? У нас уже много лет работает интернет-магазин, который является одним из лидеров по объему продаж. И мы сейчас занимаемся интеграцией офлайн и онлайн. У нас существуют все основные опции и развиты по всей стране. То есть у нас есть площадки, магазины , в которых представлена эта техника, там есть продавцы, налажена система логистики до дома. У нас есть мощная интернет-платформа. И сейчас мы занимаемся интеграцией этих двух каналов в единый канал «М.Видео».

Для покупателя все равно где купить: как в Интернете, так и в магазине. Прежде всего, это единая цена, единый сервис. И сейчас все больше и больше людей, покупая в Интернете, забирают технику в магазине, получая там дополнительный сервис и дополнительное обслуживание. Причем на нашем сайте мы пишем предупреждение, что до 80% покупателей меняют свои решения, приходя в магазин, когда видят товар. Мне кажется, что в этой системе выигрывают все: и продавцы, и покупатели. Для покупателя это новое удобство выбора товара. Для нас это расширение покупателей. И привлекая их из одного канала в другой и так далее. Поэтому вот наше будущее мы видим в этом. Именно интеграция каналов.

Соответственно меняются форматы. Действительно, мы два года назад стали открывать магазины тысячного формата, мы открываем магазины, интегрированные с Интернетом, в которых покупатели могут, скажем так, расширить матрицу товара за счет планшетов, которые стоят в магазине и выбрать тот товар, который не присутствует в магазине в настоящий момент. Это достаточно удобно. Для нас это удобно тем, что мы экономим на площадях, которые сейчас достаточно дорогие, мы экономим на товарных запасах, и это делает достаточно эффективным наш бизнес. Спасибо.

Михаил Бурмистров, генеральный директор INFOLine – Аналитика

— Спасибо большое. Я вот, честно говоря, сам с нетерпением жду, когда по пути «М.видео» пойдет «Магнит» и поставит в каждом своем маленьком магазине, которых более 5000, терминал, в котором будет доступен весь ассортимент гипермаркета. Я думаю, это в значительной степени приведет к тому, что тот недостаточный уровень доступности в небольших городах целого ряда товаров, которые нам, жителям больших городов, кажутся абсолютно повседневными, ежедневными и понятными. Это, действительно, наверное, тоже будет очередная революция, это очень важно, и подтверждают цифры правильность той стратегии, которая выбрана вашей компанией. Мы желаем вам успеха и очень интересно посмотреть, как вам удастся в этом году конкурировать по темпам роста с нашими крупнейшими FMCG-ритейлерами.

Что касается следующего нашего сегмента, то это тот рынок, где ритейл в большей степени уже перешагнул грань, связанную именно с реализацией товаров, с реализацией физических товаров. В 2011 г., если посмотреть, то два лидера сегмента, «Евросеть» и «Связной», за счет товара формировали порядка чуть более 25% оборота. То есть фактически эти компании уже сделали шаг к тому, чтобы оказаться интегрированными провайдерами целого комплекса услуг. Таких, как финансовые услуги, кредиты, платежи, целый комплекс. И это, на мой взгляд, чрезвычайно интересный тренд. И это тот тренд, на мой взгляд, который опять-таки в значительной степени меняет формат взаимодействия потребителя и с банками, потому что сотовые ритейлеры создают собственные банки. И это, конечно, на мой взгляд, чрезвычайно интересный тренд, который я хотел бы попросить прокомментировать Виктора Луканина, вице-президента по коммерции ГК «Евросеть».

Виктор Луканин, вице-президент по коммерции ГК «Евросеть»:

— Добрый день. Действительно, в сотовом ритейле все больше места занимают финансовые сервисы и услуги. Но этот большой вес определяется оборотом выручки. Тем не менее, основной доход компании складывается из продажи устройств. И поэтому хотелось бы поговорить о том, как именно складывается этот рынок на сегодняшний день. И надо понимать, что количество вводимых услуг и трафика, который приходит в наши магазины, определяется, по большому счету, интересом к цифровым устройствам.

Поэтому — как развивается рынок. В нескольких слайдах буквально. Рынок цифровой, поэтому с цифрами. За последние 15 лет, с тех пор, как начали исчислять этот рынок по большому счету, будет продано, включая 2012 г., порядка 300 млн устройств. При том, что устройствами пользуется примерно 113 млн человек в России. В прошлом году был пройден исторический максимум по количеству проданных устройств, это почти 40 млн устройств. В этом году, мы предполагаем, что будет продано порядка 44-45 млн телефонов и смартфонов.

Рынок растет за счет смены телефонов на смартфоны. Если еще год назад рынок занимали почти на 18% в количественном выражении и 43% в деньгах смартфоны, то на сегодняшний день, в первом полуквартале это уже почти 30% в штучном выражении и две трети в деньгах. То есть на сегодняшний день основная выручка складывается за счет смартфонов.

Опять же рынок развивается несколько другим путем. Мы всегда отличаемся от Запада, от Америки. И в развитии смартфонов мы тоже отличаемся. Если в мире самая растущая и самая популярная платформа Android занимает 56%, то у нас — только 44% за счет того, что у нас очень популярна операционная система Bada от Samsung. И до сих пор очень высока популярность телефонов Nokia с платформой Symbian. И, как видите, белым помечена разница в развитии операционной системы Apple. Если в мире она занимает почти 23%, то у нас — менее 5%. Динамика роста этих операционных систем такова, что Android развивается у нас в три раза быстрее, чем в мире, и это определяется конкурентной розничной ценой. Внизу табличка, где средняя розничная цена устройств на подобной операционной системе. То есть, мы видим, что средняя цена телефона на Android более чем в два раза ниже, чем цена на операционной системе Apple.

Соответственно, и темпы роста этих операционных систем, Android и Bada, значительно выше. Если посмотреть ценность операторов этих устройств, то мы видим, что ARPU этих трех устройств в сегменте выше 15 000, ну цена ARPU-устройства зависит от его рыночной стоимости, то есть сколько человек готов тратить. Мы видим, что в средней цене – 15 000 руб., у Bada вообще там одно устройство за 15 000 руб., ARPU — почти 1000.

У Apple средняя цена — 27000 руб. и ARPU – всего 1100. То есть разница небольшая. Это и определяет развитие рынка, что устройства с более массовой ценой становятся более массовыми и растут, естественно, быстрее.

Еще один тренд, который очень сильно определяет наш рынок, и про который не сильно принято говорить, но который хочется затронуть — это так называемый «серый» рынок. Мягко называемый «серый». Контрабанда, ну, как угодно можно называть. Несколько примеров. По нашим данным, в Россию за последние 3 года было ввезено чуть более миллиона устройств — 1,1 млн. Тем не менее, в сетях операторов работает более 2 млн устройств. Это говорит о том, что 50% рынка – не контролируется и ввозится огородами и козьими тропами. Дальше, на следующем слайде, видно, что в принципе никто не прячется. И по большому счету, эти магазинчики, такого рода ларечки со скупкой бэушного, краденного, нелегального и так далее, есть по всей России, в том числе и в Москве.

Очень важный тренд, про который мы все часто говорим, это Интернет. Здесь три колоночки. Первая – это цена, средняя цена закупки в России и минимальная цена в Интернете. Вот три популярных устройства на сегодняшний день, в Москве в частности, Это iPhone 4S, у которого средняя цена закупки чуть менее 26000 руб., тем не менее, мы видим, что в Интернете можно купить его за 22 000 руб. Почти 40% интернет-магазинов предлагает устройство по цене, что менее закупочной. Galaxy S2 – та же самая ситуация, закупочная цена гораздо выше, чем в Интернете, и 23% интернет-магазинов могут вам предложить по такой цене устройство. Galaxy Note, тоже очень популярное устройство в последнее время, разница еще больше. И, соответственно, 22% интернет-магазинов в Москве предлагают устройство по цене ниже закупки.

Проблема усугубляется тем, что каждый пятый телефон в Москве уже покупается в Интернете. И чем выше проникновение Интернета, чем популярнее покупки в Интернете, тем больше таких нелегальных устройств продается. Вот эти две тенденции, которые определяют рынок устройств, по большому счету. Но по финансовым рынкам, на самом деле, по финансовым услугам, этот рынок сейчас на пути становления. Говорить о нем, действительно, громогласно еще рано. Есть только два серьезных опыта на рынке по внедрению финансовых услуг. Но я думаю, что собирать камни будем в конце года, в следующем году. И посмотрим, какая же модель более удачная в плане развития кредитов, финансовых сервисов.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments