Аналитическая сессия «Эффективность первой сотни розничных сетей России в цифрах и комментариях по итогам 2011 г., перспективы 2012 г.» Вторая серия

Иван Федяков, генеральный директор INFOLine:

— Добрый день, уважаемые коллеги, друзья. Мы проделали огромную работу. Я думаю, вы прекрасно понимаете, что составление рейтинга сотни ведущих компаний, это не более чем вершина айсберга, за которой скрывается глубокая кропотливая работа по исследованию отрасли розничной торговли, отдельных ее сегментов, которые делают специалисты INFOLine уже с 2005 г. На сегодняшний момент мы описали уже более тысячи розничных операторов нашей страны. Однако составление по-настоящему объективного рейтинга было бы невозможно без участия Издательского дома Retailer, замечательных журналистов этой компании и вас, сидящих в этом зале представителей розничных сетей, которые помогали нам собирать данные, которые корректировали в некоторых случаях наши оценки. Пользуясь случаем, я искренне благодарю вас всех, кто принимал участие в этом проекте, за ту помощь, которую вы оказали. Также я, конечно же, очень горд за то, что мне выпала честь рассказать вам о результатах проделанной работы.

По сути, есть три основных элемента ключевых показателей розничной торговли в нашей стране. Финансовые показатели домохозяйств и ключевые моменты рейтинга, которые еще не успели, скажем так, затронуть презентацию, которую вы видели сейчас.

Действительно, розничная торговля развивается очень неоднозначно. В начале 2011 г. мы наблюдали вот такую динамику (см. презентацию). Фактически, отскок 2010 г. был вполне очевиден, и дальнейшее развитие в отрасли было весьма туманно. Не было понимания того, какие будут показатели компании, каков будет оборот. В тот момент даже отчаянные оптимисты давали рынку не более чем 5-6% прироста.

Однако, по итогам 2011 г. рынок нас, безусловно, порадовал. Динамика позитивная, положительная. В целом по отрасли прирост семь процентов. В сегменте non-food прирост более 10%. И это, безусловно, благоприятная ситуация для развития наших компаний.

Потому я и выделил три ключевые причины. Во-первых, это исторически низкая инфляция, которая была в 2011 г. Мы наблюдаем, что в целом 6,1% по рынку и 3,9% по продуктовой рознице, эта инфляция даже сменялась еще в годы дефляции и вот теперь остались у населения не съеденные, как ранее было часто, инфляционными давлениями, пошли на покупку товаров долгосрочных. Также немаловажная причина — это укрепление курса рубля. Напомню, что весь прошлый год курс рубля укреплялся с 30 руб. до 27 руб. К осени он укрепился, и это, безусловно, также дало возможность в сегменте non-food показать хороший прирост. Все-таки в основном там импортные товары. Ну, и третий немаловажный фактор, скорее, наверное, психологический. Все-таки был предвыборный год, было дано очень много обещаний. Я не думаю, что кто-то зафиксировал какие-то выбросы больших денег, выдачу их населению. Вот именно то, что много с экранов телевизора, с радиоканалов доносилась положительная информация, и она повлияла определенным образом на поведение потребителей.

Два года потребители сдерживали свои покупки, откладывали их все дальше и дальше. И вот в этот год появилась какая-то уверенность в завтрашнем дне и, соответственно, мы наблюдаем прирост. Однако если вернуться к этим всем трем причинам, фактически в 2012 г. ни одна из этих причин работать уже не будет. Год предвыборный закончился и у нас дефицитный бюджет. Никаких повышений в ближайшее время ни госслужащие, ни пенсионеры ожидать не будут. Курс доллара, напомню, вчера (5 июня) был 34 руб. Ну, а инфляция, соответственно, будет сейчас разгоняться, в том числе и курсом доллара, стоимостью тарифов естественных монополий. Поэтому, конечно, такой низкой инфляции у нас наблюдаться не будет в 2012 г. Поэтому очень важно разобраться с тем, что действительно происходит с возможностями потребителей. Мы понимаем, что желание покупать есть, но есть ли эти возможности?

Здесь ситуация следующая. Доходы населения действительно стали снижаться. Во втором квартале прошлого года мы действительно зафиксировали снижение доходов. И если бы не предвыборный год, скорее всего они балансировали бы на уровне где-то 2-3% по году. Так и получилось. В этом году мы видим, что исчерпан рост заработных плат.

Эффективность нашего персонала не столь высока. И скорее всего, повышаться заработная плата не будет ни у госслужащих, ни у военных, ни в коммерческом секторе. Будет очень скромная динамика. Конечно же, будет противоречить тому росту, который был в начале 2000-ых годов. Но даже в 2011 г., несмотря на скромные показатели роста доходов населения, мы наблюдали высокий рост в оборотах розничной торговли. Тому виной две такие важные составляющие, которые все больше и больше начинают влиять на розничную торговлю. Это накопление и кредитование. Что касается накопления, то на текущий момент достигнута исторически максимальная величина накопления. В кризисные года население активно сохраняло какие-то свои накопления, в том числе, несли деньги в банки. И вот за последние три года депозиты в банках увеличились в два раза, на текущий момент, достигнув цифры в 12 трлн руб. Это больше, чем оборот в сегменте non-food за год. Это, безусловно, будет оказывать некоторое влияние на поддержку розничной торговли. Потому что, как мы и прогнозировали, в 2012 г. мы наблюдаем уже определенный отток вкладов. Исторический максимум был в январе. В феврале – марте мы видим, что совокупный объем вкладов уже меньше. То есть население стало постепенно забирать свои деньги из банков.

Ну, и вторая составляющая, это кредитование. За минувший год было выдано полтора триллиона кредитов. Учитывая, что кредиты у нас не берут, слава Богу, на покупку продуктов питания, то мы понимаем, что в сегменте non-food почти каждый десятый рубль, потраченный в прошлом году, был заемным. И в целом это так же очень неплохо поддерживает развитие розничной торговли. Но, что касается уровня закредитованности, мы находимся в достаточно комфортном диапазоне. 68 000 руб. приходится в среднем на экономически активного россиянина выданных кредитов. В Москве этот показатель – 109 000 руб., в Петербурге – 92 000 руб. Таким образом, в целом, уровень двух – трехмесячной заработной платы. Это абсолютно комфортный уровень. И по показателю выданных кредитов, у нас еще есть большой задел на ближайшие годы, мы будем наблюдать рост.

Но есть и тревожные нотки. В апреле, вот совсем недавно, мы получили статистику. Качество кредитного портфеля стало ухудшаться. Уровень невозвратов находится на уровне 2009 г., то есть разгара кризиса. 5% уже невозвратных кредитов, выданных населению, фиксируют банки. Поэтому в ближайшее время свою агрессию банки должны поумерить, и выдача кредитов должна происходить какими-то более аккуратными темпами, не такими большими скачками. Поэтому, подводя итог первой части, скажу, что в целом мы смотрим на рынок достаточно позитивно. Несмотря на все трудности, есть потенциал для роста. Потенциал еще достаточно большой, и в краткосрочной перспективе он будет реализован. Конечно, при условии, что макроэкономическая ситуация будет стабильна и нас не затронут какие-то вторые или третьи волны кризиса.

Ну, а я перехожу к структуре нашего рейтинга. Фактически, по итогам 2011 г. совокупность ста лидеров нашей розничной торговли сделала выручку в 3,2 трлн руб. Причем рост этой выручки составил 26%, что существенно опережает темпы роста в денежной массе розничной торговли, в нашей стране она составила 15%. Таким образом, лидеры растут быстрее.

Я не буду сейчас рассказывать про отдельные сегменты, у нас будет возможность от первого лица это обсудить. Обращу внимание, наверное, только на такое структурное изменение, которое произошло по итогам прошлого года. Мы потеряли сегмент «книги» из сегментов розничной торговли. Это процесс скорее эволюционный. Потому что очевидно, что население стало все меньше и меньше читать, ну и, соответственно, меньше покупать литературу. В свою очередь, на смену потере книжного сегмента у нас назревает новый, опять-таки, эволюционный, виток развития, появление в рейтинге онлайн-торговли. В следующем году мы планируем выделить это как отдельный сегмент. В этом году уже несколько крупных игроков вошли в рейтинг. И вот сеть «Юлмарт», которая представлена, сеть «Ситилинк». Пока что они относятся больше к специализации торговли компьютерной техникой, но в целом, еще раз повторюсь, на смену книжному сегменту приходит сегмент онлайн-торговли.

Если же мы посмотрим на диаграмму снизу, то это показатель эффективности торговых площадей. Фактически второй год подряд мы фиксируем, что выручка с квадратного метра торговых сетей у лидеров нашей розницы ниже, чем показатель инфляции. Как и в прошлом году, так и в этом мы фиксируем снижение товарооборота с квадратного метра. Виной тому высокая концентрация магазинов, высокая конкуренция в крупных городах. Рынки мегаполисов стали уже абсолютно зрелыми, и вот такой свободный рост органически уже практически невозможен. Более того, практически большинство сетей признают и вынуждены развивать какие-то другие способы повышения маржинальности своей деятельности. Это могут быть продажи сервисов. Это могут быть продажи собственных торговых марок. Ну, и так далее. Логистика, то есть поиск эффективности уже непосредственно в торговле, в том, что окружает торговлю для того, чтобы сохранять достаточно уверенную маржинальность для дальнейшей работы. Но возвращаюсь к росту. 26% рост. Рост за счет роста. За прошлый год лидеры нашей розничной торговли открыли 3 млн кв.м торговых площадей.

Совокупность ТОР-100 превысила 15,5 млн кв.м. 36 000 магазинов открывают наши лидеры. И, вы видите, динамика по сегментам не одинакова. Есть истории с достаточно бурным ростом. Очевидно, что нашу страну захлестнула гаджетмания. Появление таких новых устройств, как смартфоны, планшетные компьютеры, развитие компьютерных технологий дало определенный импульс для роста именно этого сегмента розничной торговли. Но в то же время, обратите внимание, что достаточно скромные показатели в сегменте бытовой техники и электроники, косметики. Это те сегменты, которые, на мой взгляд, наиболее ощущают влияние дистанционной торговли, онлайн-торговли. Поэтому они вынуждены определенным образом сдерживать свое развитие по открытию новых магазинов.

Но в заключении я хочу вернуться к нашему рейтингу, к лидерам. Вы понимаете, что сам рейтинг ТОР-100 компаний — это показатель уровня концентрации розничной торговли в нашей стране. Фактически каждый пятый рубль, который тратит россиянин, он тратит в одном из магазинов, перечисленных в нашем рейтинге, в одной из компаний, перечисленных в нашем рейтинге. И для крупных городов, это, наверное, уже каждый третий, а скоро будет каждый второй рубль. Действительно высок уровень концентрации.

Уровень, конечно, не такой, как в Европе, но и не такой, как был пять лет назад. В то же время, в самом рейтинге наблюдается также концентрация. В прошлом году на долю лидеров приходилась половина выручки. В этом году это уже 55%. В том числе, благодаря сделкам по поглощению компаний, входящих в рейтинг, лидерам удалось нарастить существенно большую выручку. То есть они увеличивают свою массу, увеличивают свою долю на рынке.

В целом в рейтинге, несмотря на то, что в рейтинг включены зрелые, развитые компании… Напомню, что порог вхождения в рейтинг – 6 млрд руб… Мы фиксируем следующую ситуацию: 36 компаний в рейтинге показывают динамику рыночной своей доли отрицательно. То есть их рост ниже, чем рост рыночной торговли в целом. А 12 компаний по итогам 2011 г. мы вынуждены были исключить из рейтинга — те, которые входили в 2010 г. Часть из них была поглощена. Были банкротства — «Топ Книга», «Мосмарт». Часть компаний просто банально не смогли показать те темпы роста, которые показывал рынок в целом и компании-конкуренты.

Но в то же время в рейтинге появилось, соответственно, 12 новых игроков. Подчеркиваю — не появилось. 12 новых игроков ворвались в рейтинг. Средние темпы роста новых участников рейтинга — 64%. То есть они не появились где-то там, на грани вхождения в ТОР-100, а заявили о себе по-хорошему в центре рейтинга. Это замечательно.

Конечно же, нас в ближайшие годы ждет еще много изменений на рынке, в рейтинге компаний. Будут появляться какие-то структурные изменения. Будут появляться новые направления в розничной торговле, которые в том числе в рейтинге будут находить свое отражение. Поэтому я уверен, что нам с вами будет интересно следить за этой динамикой. И я рад, что у нас есть такой удобный и со всех сторон замечательный инструмент, как рейтинг INFOLine & Retailer Russia TOP-100, который мы реализуем совместно с нашими партнерами Издательский дом Retailer.

Ну вот, наверное, и все. Спасибо за внимание. Я возвращаю слово Михаилу, и мы уже от первого лица услышим ситуацию в отрасли. Спасибо за внимание.

Михаил Бурмистров, генеральный директор INFOLine – Аналитика:

— Спасибо, Иван. Уважаемые коллеги, действительно от первого лица, естественно, это имелось в виду не я. Все поняли. Речь идет о том, что дальше мы переходим ко второй части нашей презентации. В этой части презентации мы будем обсуждать итоги розничной торговли по отдельным сегментам, и в этих сегментах я буду со своей стороны кратко делиться цифрами и очень кратко основными трендами. И дальше адресовать вопросы, которые нам показались наиболее важными для развития отдельных сегментов розничной торговли, уже непосредственно нашим спикерам.

 

Ну, для начала, что было бы интересно посмотреть. Как распределяются те самые триллионы рублей, которые составляют оборот розничной торговли. Здесь, на слайде, мы визуализировали одновременно две вещи: размер рынка и темпы его роста. Красная линия, это рост оборота розничной торговли в денежном выражении. Вот можете посмотреть, что в 2010 г. посткризисном году наиболее динамично отрос, скажем так, сегмент, который наиболее сильно провалился в 2009 г. — это сегмент DIY. Теперь давайте посмотрим, что у нас произошло в 2011 г. Вы видите, что справа цифра в мешочке 20,5%, это ТОР-100 в 2010 г., 20,5% оборота розничной торговли. Если мы посмотрим на 2011 г., то прирост на один процентный пункт. И вы видите, что та самая гаджетомания, о которой говорил Иван, действительно не только имеет место быть, но и очень динамична. Причем, что приятно, что действительно сегменты FMCG сохранил темпы роста на уровне оборота розничной торговли в целом.

 

А по non-food, действительно, кредитная поддержка и повышение потребительской уверенности позволило россиянам существенно увеличить продажи и, действительно, мы видим в 2011 г., как раз в сегменте non-food, наверное, наибольшее количество тех самых новых ярких звезд. Ритейлеров, которые еще вчера, находились во второй сотне и дальше. И, которые сейчас уверенно завоевали позиции в ТОР-100. И эти позиции не только не хотят отдавать, но и готовы двигать вниз тех лидеров, которые были раньше.

 

Далее двинемся по сегментам. Ну, конечно, ключевой, самый большой сегмент, это сегмент FMCG. 2010 г., 52 компании в ТОР-100. То есть более половины ТОР-100 — это компании сегмента FMCG. 22% темпа роста. И вы видите, кто рос более динамично, кто рос менее динамично.

 

2011 г. давайте посмотрим. Уже видим, что по итогам года сегмент FMCG перестал доминировать в количестве всего 49 сетей. На рынке розничной торговли FMCG товарами эти сети занимают уже 24%. Это очень неплохой показатель. И со своей стороны у нас, действительно, этот сегмент особенный. Но он не только самый большой. И, мы попросили в Президиуме присутствовать сразу двух участников из этого сегмента, поэтому я адресую сейчас сразу два вопроса. Один вопрос я адресую Илье Адольфовичу Якубсону, а второй вопрос я адресую Валерию Тараканову. Илья Адольфович, вас хотелось бы спросить, наверное, об одной вещи. Мы много говорим о том, что растет розничная торговля, но с другой стороны мы видим, что сети концентрируются в значительной степени в крупных городах. И там сейчас уровень конкуренции в значительной степени зашкаливает. Вот как Вам видится эта ситуация? Чего вы ожидаете, какие действия предпринимаете для того, чтобы в этой конкурентной борьбе сохранить те темпы роста, которые были в предыдущие годы?

 

 

Илья Якубсон, президент ГК «Дикси», председатель Президиума Ассоциации розничных компаний России (АКОРТ)

— Вы знаете, во-первых, я не совсем согласен с тем, что развитие идет в основном в крупных городах. На самом деле, если мы сейчас посмотрим на Россию до Урала, то фактически, заходя в большую часть населенных пунктов, с населением 5 000 жителей и выше, мы найдем достаточно высокий уровень присутствия федеральных ритейлеров.

Гарантированно будут магазины «Магнит», но чаще всего будут магазины «Дикси». Будут магазины «Пятерочка» и местных региональных ритейлеров. На самом деле, когда едешь по стране, даже странно, заезжая в маленькие населенные пункты, находящиеся на достаточно низком уровне экономического развития, видеть современные магазины, современные форматы с современными вывесками, самообслуживанием и тем же ассортиментом, который в крупных городах. Поэтому с моей точки зрения, как раз 2011 г. ознаменовал такой мощный поход всех федеральных ритейлеров в небольшие населенные пункты. Это один момент.

Второй момент, если вообще характеризовать ситуацию на рынке, я бы сказал так. 2011 г. — это год, когда мы, крупные ритейлеры, перестали бороться сами с собой. То есть вот вспомните все встречи по ритейлу, которые проходили два, три, четыре, пять лет назад. Что обсуждалось, что было на повестке дня. Мы обсуждали что делать с логистикой, как построить склад, какие машины лучше купить, какое IT-обеспечение лучше выбрать и так далее. На сегодняшний день это на повестке дня уже не стоит. Все, кто хотел, выбрали IT-платформы, все знают, как будут развивать свою логистику. И всех интересует, на самом деле, как конкурировать на рынке, когда ты конкурируешь уже не с собой, а непосредственно со своим целевым конкурентом. Ведь начиная с прошлого года, мне кажется, я, в начале, уже говорил, более 2 000 магазинов ТОР-10 российского продуктового ритейла открывают в год. Я думаю, будет больше. Реально в этом году больше откроет и Х5, больше откроет «Магнит», больше откроет «Дикси», больше откроет, наверняка, «Ашан». При этом мы имеем региональных мощных операторов, которые не хотят сдавать местные рынки и многие из них тоже развиваются.

Соответственно, что произойдет? А произойдет очень простое. Когда напротив своего магазина на расстоянии 25 метров открывается конкурент, независимо от того, сильный он, средний или слабый, все равно часть трафика он забирает. Соответственно, с чем мы теперь будем с вами жить, это с тем, что… Вот мы гордились многие годы, общаясь особенно с инвесторами, рассказывая им сколько у нас трафик в среднем в магазинах. Инвесторы, в основном все западные, восхищались. Ну, как может быть в магазине 4 000 покупателей в день, когда у него там 500 кв.м? Как может быть 3 000 покупателей? Откуда у вас 2 000 покупателей, у нас такое в Лондоне бывает только около двух станций метро. Мы начинаем нормально двигаться к тем цифрам, к тем параметрам, которые наши коллеги во всем мире имеют. Это называется конкуренция. Это нормально. Это другой этап нашей жизни и, соответственно, вызовы будут другие. Вот к чему мы все, я думаю, готовились все эти годы, по большому счету.

Ну, а в целом я считаю, что и 2011 г. был очень позитивный, и 2012 г. Я смотрел цифры роста зарплат, роста потребления. Вот в моем понимании единственная проблема, которая есть, это конкуренция. Если мы смотрим магазины, которые находятся там, где конкурентное окружение за последний год не менялось, то все хорошо, like for like 15%. Если мы видим, что like for like минус 20%, значит рядом открылся кто-то из наших глубокоуважаемых коллег. Вот как выглядит ситуация на сегодняшний день.

Михаил Бурмистров, генеральный директор INFOLine – Аналитика:

— Спасибо большое, Илья. Я действительно согласен с тобой, что не совсем правильно и не совсем четко я акцентировал внимание именно на крупных городах. Но на самом деле тоже интересно, что та же компания «Дикси» и целый ряд других ритейлеров значительную часть своих магазинов открыли в городах Московской области. Где действительно есть очень привлекательные зоны и еще далеко не все освоено.

Илья Якубсон, президент ГК «Дикси», председатель Президиума Ассоциации розничных компаний России (АКОРТ)

— Такое чувство, что были привлекательные зоны. И я бы не говорил, что они не освоены. Мы открываем уже магазины даже не в населенных пунктах, а на развилках. Вот идет дорога и развилка на четыре населенных пункта по 500 человек каждый, там уже строится магазин. На самом деле ситуация безумно, с моей точки зрения, изменилась за два года.

Михаил Бурмистров, генеральный директор INFOLine – Аналитика:

— Да, действительно, мы это видим. Илья, огромное спасибо. Это, наверное, то, чего не хватало в дополнение к первой части твоей речи, когда ты сказал о том, как это все развивается и как это все выглядит изнутри. Спасибо большое, Илья.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments