Аналитическая сессия «Эффективность первой сотни розничных сетей России в цифрах и комментариях по итогам 2011 г., перспективы 2012 г.» Первая серия
Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer:
— Сегодня вы стали участниками большого ежегодного проекта продолжительностью целый год, который состоит из разных частей. Первая часть — аналитическая, в которой мы проводим исследования рынка по совокупности ТОР-100 и сегментов, входящих в ТОР-100. Затем мы проводим презентационное мероприятие, на котором мы эти все итоги представляем. И осенью выпускается полное исследование рынка по всем сегментам, входящим в ТОР-100.
На сегодняшнее число главные информационные продукты, которые у вас останутся после этого дня, это печатная версия ТОР-100 в Retailer Magazine и рабочая тетрадь участника с некоторой аналитической информацией, в которой, я не сомневаюсь, вы сделаете сегодня бесценные заметки.
Несколько слов о компании Издательский дом Retailer . Ну, всё очень просто. Если вы видите продукт, в котором есть слово «Retailer», — это продукт Издательского дома Retailer .
Компания INFOLine. Мы уже несколько лет сотрудничаем с информационным агентством INFOLine. Мы очень довольны сотрудничеством, потому что наблюдаем вполне понятную тенденцию увеличения спроса от участников рынка к аналитике и к разного рода цифрам.
Поэтому, используя INFOLine как нашего основного аналитического партнера, мы получаем, соответственно, преимущество в продажах Retailer Magazine и Retailer.RU. У меня была уже возможность посмотреть в свободное время рейтинг ТОР-100 и я для себя отметил три момента, на которые, как мне кажется, нужно обратить внимание.
Ну, во-первых, очень заметно стало влияние Интернета. Я нарисовал стрелочку вверх, как вектор направления. Очень обратило на себя внимание наступление специализированной розницы. В том смысле, что даже один из национальных лидеров в этом году — это именно представитель специализированной розницы. То есть специализированная сеть стала лидером в одном из сегментов рынка. Это феноменально. И третий момент — это с эффективностью в самом широком смысле этого слова. Не только выручка на квадратный метр или еще какие-то показатели. Эффективность у многих компаний. Процент увеличения оборота совпадает с увеличением торговых площадей. Практически пропорциональна. И в общем вопрос за счет чего расти остается открытым. Я не знаю, как эти направления между собой связаны, я просто попросил дизайнера разукрасить и она мне такую картинку нарисовала. Получился перекресток, в котором можно двигаться прямо, налево, направо. И самый сложный маневр — это налево. Автолюбитель скажет, что такой перекресток проехать, хоть и может быть сложно, но можно. Я желаю вам всем сегодня хорошей работы и передаю приветственное слово Илье Якубсону, председателю Президиума АКОРТ и президенту группы компаний «Дикси».
Илья Якубсон, президент ГК «Дикси», председатель Президиума Ассоциации розничных компаний России (АКОРТ):
— Доброе утро, уважаемые коллеги. Позвольте мне поприветствовать всех участников сегодняшнего мероприятия от имени Ассоциации компаний розничной торговли. Я думаю, что мы сегодня присутствуем действительно на очень важном и необычном для отрасли мероприятии.
Позвольте привести несколько цифр про российскую розничную торговлю. Оборот розничной торговли в Российской Федерации за последние десять лет увеличился в семь раз. Начиная с девяностого года доля розничной торговли в экономике страны возросла с пяти процентов практически до двадцати. С семи процентов до восемнадцати поднялась занятость людей в секторе розничной торговли Российской Федерации. Вклад торговли в налоговые платежи составляет порядка 10,5-11 процентов. Это на сегодняшний день вполне можно сравнивать с вкладом нефтегазовой отрасли в доходы российского государства. Темпы роста оборота розничной торговли вдвое превышает рост ВВП нашей страны. Это 10% против ВВП 5,3 за прошлый год.
Розничный оборот непродовольственными товарами однозначно в последние годы растет быстрее, нежели продукты питания. Быстрее всего растут продажи таких товаров, как обувь, одежда, транспортные средства, фармацевтические и медицинские товары. У меня такое впечатление, что мы не заметили как как-то за один день, а может быть не за один день, но тем не менее такое впечатление есть, розничная торговля в России из советской превратилась действительно в российскую. На сегодняшний день мы с гордостью можем сказать, что розничная торговля — это полное отсутствие государственных инвестиций. Это чисто частный капитал. Это высочайшие темпы развития. Если мы посмотрим инвестиции в ТОР-10 российского ритейла, то это инвестиции порядка более $5 млрд в год.
Надо сказать, что мы много в последние годы говорили про модернизацию страны. Но если мы с вами посмотрим на российский ритейл, то однозначно это, с моей точки зрения, лучший пример подобной модернизации. На сегодняшний день в крупнейших розничных сетях мы видим применение последних технологий. Если честно, последние поездки за рубеж для изучения опыта наших коллег, они уже не приносят ничего такого значимого, как это было 5-7 лет тому назад.
В заключение мне хотелось бы еще раз всех поприветствовать, пожелать всем удачи, пожелать, чтобы такие мероприятия, как сегодняшнее происходили в нашей отрасли почаще, чтобы у нас были такие площадки для общения, для встреч. Я думаю, что все здесь присутствующие почерпнут массу интересного не только в ходе пленарного заседания, но и в ходе общения в кулуарах. Еще раз всех приветствую. Спасибо и, скажем так, до встречи.
Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer:
— Я приглашаю Олега Сазанова, директора департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли.
Олег Сазанов, директор департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ:
— Добрый день, уважаемые коллеги. Рад вас всех приветствовать со своей стороны. Я не буду говорить про цифры, а скажу немножко о другом. Сегодняшнее мероприятие — формат действительно уникальный для вообще всех встреч в сфере ритейла. Обычно это конференции, большие доклады, пленарные сессии. Здесь основная составляющая — это аналитика, итоги, рейтинг. То есть, что из себя представляет отрасль. В этой связи для нас, как для министерства, это безусловно очень интересно и важно. Для вас, я думаю, также. Потому что аналитика, информация, это, наверное, основа для принятия любых управленческих решений. Чем больше качественной информации в отрасли, тем, наверное, и вам легче будет развиваться.
Я вам могу сказать, что вот с этого года мы запустили уже в тестовом режиме государственную информационную систему в области торговли. В частности там будет раздел по аналитике. И вот сегодняшнее мероприятие меня навело на мысль о том, что в этом разделе мы обязательно сможем найти взаимоприемлемые решения. Мы хотим, конечно, обязательно часть какую-то аналитики размещать уже на портале общей информационной системы.
Вам, конечно, хочу пожелать успехов. В зависимости от того рейтинга, где вы находитесь, сделать для себя правильные бизнес выводы, стремиться стать лучшими, стремиться стать лидерами и быть компанией номер один. Хотя она всегда одна, но, тем не менее, как Илья Адольфович сказал, что действительно рынок ритейла очень динамичный, и в общем всё зависит только от вас. А организаторам хотел, честно говоря, тоже сделать одно небольшое пожелание: сохранять на следующий год сделать может быть какой-то большей интригу и сделать, по крайней мере, часть рейтинга, которую мы бы узнавали только на конференции. Спасибо большое и успехов.
Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer:
— Ну, и прежде чем приступить к большой аналитической сессии, прямо сейчас видеоверсия рейтинга INFOLine & Retailer Russia TOP-100 2012.
Презентация:
Издательский дом Retailer и агентство INFOLine представляют главный отраслевой рейтинг, расставляющий по местам всех участников розничной торговли России INFOLine & Retailer Russia TOP-100.
Обитатели вершины рейтинга прочно обосновались на своих местах и не собираются сдавать позиции. Темп увеличения выручки обладателя первого места рейтинга, X5 Retail Group, в три раза выше темпов роста площадей.
У «Магнита» площади выросли намного внушительнее. Выручка тоже не подкачала.
В первой десятке свои позиции в рейтинге изменили только три компании. «Дикси Групп» за счет приобретения «Виктории» поднялась на три строчки, продемонстрировав значительный прирост в выручке площадей. Две позиции за счет низких темпов роста потеряла «Эльдорадо». С восьмого на девятое место переехала «Лента».
Во второй десятке, воспользовавшись тем, что «Виктория» теперь не занимает отдельного места, почти все компании переместились на ступеньку выше. Значительно выросла дальневосточная компьютерная сеть ДНС. Также особого внимания во второй десятке заслуживает «Спортмастер», который увеличил оборот за 2011 г. более чем на 42%, а также сибирский ритейлер «Мария-Ра», стремительно поднявшийся на пять пунктов. Тут же можно увидеть, на какое место мог бы претендовать Spar, если бы его продажи были консолидированы.
В третьей десятке самый значительный взлет у «Центробуви». Примечательно, что показатель роста выручки опережает не менее высокий показатель темпа роста площадей. Еще один локомотив — петербургская компания «Интерторг», но с противоположной ситуацией. Площади сети увеличиваются быстрее, чем выручка. Все-таки рост за счет открытия новых объектов, а не повышение эффективности наиболее популярен среди участников ТОП-100. На этом фоне достижения сети «Адидас» и МТС выглядят особенно впечатляюще.
В четвертой десятке сплошные стремительные взлеты. Продуктовый Atac и две одежные сети «Глория Джинс» и O’stin. Что примечательно, у всех взлетевших выручка увеличивается более стремительными темпами, чем площади. В этом разделе располагается еще один ритейлер вне конкурса — «Почта России».
Не обошлось в рейтинге и без значительных падений. «36,6» своим снижением отразило ситуацию аптечного рынка. Низкие темпы роста и, как следствие, минус четыре позиции. Замедление темпов и падение на восемь строчек у сибирского ритейлера «Система Регион-Март». Но в пятой десятке не только падения. Ижевский БТиЭ-ритейлер «Корпорация Центр» захватывает рынки и увеличивает свои показатели. Стремительно всего за год преодолев почти половину рейтинга, компания «МегаФон» обосновалась в его первой части.
Чем дальше от вершины рейтинга, тем больше в нем значительных изменений и сюрпризов. К примеру, новичок INFOLine & Retailer Russia TOP-100 ГК Merlion, управляющая интернет-проектами «Ситилинк» и сетью «Позитроника», с головокружительными показателями роста. Или петербургская сеть «Петрович» с эффективным соотношением увеличения площадей и выручки.
Значительно потеряли позиции сибирские «Новые торговые системы», практически не показавшие динамики увеличения выручки и отрицательное увеличение площадей.
Отрицательная динамика в площадях замечена и в седьмой десятке у двух родственных компаний Domo и «Белый Ветер Цифровой». Последняя потеряла пять позиций в рейтинге ТОП-100. Наоборот, грандиозные темпы роста площадей и не менее грандиозные выручки вследствие приобретения «Мособлфармации» продемонстрировала аптечная сеть А5. Также в фаворитах интернет-проект «Юлмарт», новичок рейтинга INFOLine & Retailer Russia TOP-100. Значительное продвижение в рейтинге у продуктовой сети «Европа».
Восьмую десятку открывает re:Store Retail Group, взлетевший на девятнадцать позиций, а также сеть «Утконос», которая наоборот спустилась на 12 позиций и практически не прибавила в обороте. Ощутимее всех свои позиции потерял петербургский «Вестер». Приобрел новичок Fix Price.
В предпоследней десятке есть два игрока, которые если сохранят темпы роста, смогут уже в следующем году подвинуть вышестоящих участников рейтинга. У сети «Зельгрос», состоящей на конец 2011 г. только из пяти объектов, темпы роста выручки более чем в три раза опережают темпы роста квадратных метров. Потерял тринадцать позиций и часть выручки и площадей прошлого года «Компьютерный центр Кей».
Чем ближе к концу рейтинга, тем больше впечатляющих показателей. Детская сеть «Кораблик», активно захватывающая Центральный регион, сибирский ритейлер, развивающий проекты «Командор» и «Аллея», и оператор одежных магазинов InCity. Все они предпочитают органическое развитие, их площади растут быстрее выручки. На опасном девяносто восьмом месте остановился после падения на десять пунктов приволжский ритейлер «Семья». Если набранные темпы сохранятся, то уже в следующем году «Семья» может не войти в INFOLine & Retailer Russia TOP-100, не преодолев порог попадания.
Подробные цифры, факты, тенденции, итоги и планы крупнейших розничных сетей России сегодня в INFOLine & Retailer Russia TOP-100 day 2012. Ищите печатную версию рейтинга в свежем Retailer Magazine.
Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer:
— И я передаю эстафету своим партнерам, нашим партнерам Михаилу Бурмистрову и Ивану Федякову. Прошу.
Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine Аналитика»:
— Уважаемые господа, уважаемые спикеры. Я рад приветствовать вас на INFOLine & Retailer Russia TOP-100. Рейтинг ста крупнейших наших розничных компаний стал действительно мощным событием для рынка. Это не только масштабное мероприятие INFOLine & Retailer Russia TOP-100, это и целая серия публикаций ведущих отраслевых изданий. Сегодня Россия говорит о розничной торговле. И я очень рад, что мы с вами это делаем в компании столь замечательных и авторитетных спикеров.
В начале нашей аналитической сессии — эффективность первой сотни розничных компаний. Я передаю слово моему партнеру Федякову Ивану для презентации основных результатов рейтинга INFOLine & Retailer Russia TOP-100.