Директор по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК в ритейле – о том, как пандемия вскрыла недостатки и несовершенства существующих ИТ-систем, как решить проблемы низкой адаптивности, а также о разработке цифровой платформы для управления бизнесом, которая помогает все это преодолеть.
КРОК уже 15 лет работает с предприятиями из сферы ритейла, «облик» отрасли сильно изменился и все это происходит на ваших глаза. 2020-й год нанес серьезный удар по ритейлу и «вскрыл» множество застарелых проблем, среди которых несовершенства ИТ-систем. Как, на ваш взгляд, недостатки цифровизации сказались на бизнесе?
Одной из главных проблем для бизнеса стала низкая адаптивность к быстроменяющимся реалиям. В ряде компаний все решения до сих пор принимаются по традиционной схеме, то есть вручную, при слабом задействовании цифровых инструментов. А это означает, что десятки специалистов анализируют данные, формируют отчеты, ставят задачи, занимаются разработкой и тестированием решений. При традиционной схеме на реализацию задач разработки может уходить до нескольких недель. В такой высококонкурентной отрасли, как ритейл, где ситуация иногда меняется в пределах нескольких часов, затягивать с принятием решений и внедрением новых разработок, довольно рискованно.
В то же время, компании, которым в принятии решений помогают цифровые инструменты, нередко сталкиваются с низкой адаптивностью своих ИТ-систем. Зачастую эта проблема связана с применением монолитной архитектуры. Пытаясь внести изменения в один блок, приходится вмешиваться в работу всей системы, что, во-первых, может привести к масштабным повреждениям, а во-вторых, требует затрат драгоценного времени.
Что позволило бы бизнесу решить проблему низкой адаптивности?
В случае с компаниями, которые до сих пор используют традиционную схему принятия решений, стоит, конечно, пересмотреть подход в пользу большей автоматизации. Решения, основанные на применении больших данных и технологий машинного обучения, позволяют управлять бизнесом более эффективно, прикладывая меньше усилий.
Если говорить о предприятиях, которые применяют цифровые решения, но все равно отстают от конкурентов, поможет переход на более гибкую ИТ-систему.
Если компания уже использует цифровой подход, что мешает ей оптимизировать работу своей ИТ-системы?
Причины могут быть разные. Кому-то не хватает ИТ-ресурсов: собственные разработчики заняты операционными задачами и времени на развитие системы у них нет. Увеличение штата сотрудников означает дополнительные финансовые издержки, а специалисты на аутсорсе могут быть не в теме бизнеса.
Кто-то «погряз» в устаревшей монолитной ИТ-системе, которая достигла предела своей адаптивности. Кто-то просто не справляется с накопившемся техническим долгом.
Вы разработали цифровую платформу управления бизнесом. Она позволяет вырваться из этого порочного круга?
С точки зрения архитектуры платформа может быть реализована с использованием микросервисных платформ, что значительно увеличивает ее гибкость и адаптивность. У компании появляется возможность в случае необходимости подключать к работе внешних поставщиков решений. Каждый блок системы дорабатывается независимо от остальных, следовательно, изменения в отдельные бизнес-процессы можно вносить с любой частотой, не боясь нарушить функциональность всей системы. При этом скорость принятия и реализации решений сокращается до нескольких часов, а иногда – и десятков минут.
За счет использования конвейерной разработки и технологий виртуализации формируется отказоустойчивая среда исполнения, а вычислительные ресурсы применяются более эффективно. Система автотестирования оценивает корректность написанных микросервисов и создает для них тесты проверки состояния.
Как быть с работающей ИТ-системой? Сносить ее, и отстраивать все заново? Но ведь на это требуется время, которого у бизнеса и так нет.
Цифровая платформа управления бизнесом обладает высокой коннективностью, поэтому позволяет не только строить новые ИТ-системы, но и трансформировать уже существующие. Решение подключается как к проприетарному, так и к свободному ПО, что позволяет сократить затраты на владение и помогает компаниям развиваться в направлении импортозамещения. Несмотря на то, что при построении платформы использовалась микросервисная архитектура, на уровне API она может быть интегрирована с монолитными решениями. Одним словом, нами был разработан связующий слой, обеспечивающий взаимодействие новых бизнес-сервисов с внутренними системами.
Кроме того, компания может сэкономить на собственных разработках: достаточно просто подобрать на рынке оптимальное решение и интегрировать его в существующую инфраструктуру, не покупая дополнительные информационные системы.
Какую реальную выгоду от использования платформы бизнес сможет увидеть сразу?
Автоматизация процесса претворения в жизнь бизнес-решений позволяет разгрузить менеджмент, снимает часть задач с аналитиков и помогает разработчикам. Система сама анализирует имеющиеся данные, выполняет рутинные задачи, оптимизирует уже настроенные рабочие процессы, участвует в генерации кодов. Перевод многих сервисов в онлайн – это уже реальность, которую нельзя игнорировать. Приведу пример на конкретном сюжете – чтобы подключить оформление возврата товара онлайн через мобильное приложение с автоматическим возвратом средств на карту лояльности, необходимо задействовать множество информационных систем внутри бизнеса. И желательно передачу данных между системами автоматизировать. В этом и поможет цифровая платформа, которая послужит в данном случае своего рода ключиком от одних систем к другим, поможет их увязать между собой в том виде, как это требуется и в конечном итоге создать и ввести новый сервис в эксплуатацию быстрее и безболезненнее. А именно скорость и адаптивность в перестроении бизнес-процессов – один из главнейших факторов успеха и жизнеспособности бизнеса ритейлеров в нашу эпоху неопределенности и «черных лебедей».
Централизация ИТ-управления про помощи нашей платформы позволяет сократить расходы на сотрудничество со специалистами на аутсорсе, можно отметить 4-х кратное ускорение разработки и внедрения программного обеспечения, а также снижение стоимости внесения изменений в корпоративные информационные системы до 4-х раз. Трудозатраты поддержки тоже уменьшаются, поскольку платформа оснащена встроенными системами автонастройки и мониторинга.
А что ждет платформу в будущем? Есть ли у нее некий «лимит» развития?
Платформа с точки зрения бизнес-функциональности не имеет ограничений – это своего рода универсальное решение, инструмент. Его лимиты ограничены ресурсом самой бизнес-команды, которая отвечает за реализацию той или иной надстройки или доработки. Платформа же может интегрироваться с бесчисленным множеством информационных систем бизнеса и, соответственно, сценарии реализации безграничны.
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.